Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы менеджера в кризисной ситуации




Развитие организаций происходит неравномерно, включает в себя периоды роста и спада и имеет циклический характер. Цикличность считается механизмом саморегулирования организаций и рыночной экономики в целом.

Кризис (от греческого crisis – решение, переломный момент) представляет собой глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе человеческой деятельности. Кризисы начинаются тогда, когда потенциал созидания главных элементов функционирующей системы в основном исчерпан и возникают элементы будущей системы, представляющие новый цикл и вступающие в противоборство со старыми элементами. По отношению к организации кризис представляет собой перемену её состояния, которая выражается в резком переходе от состояния стабильности к состоянию разбалансированности всей цепочки воспроизводства – производства, распределения, обмена и потребления. Период неустойчивого состояния организации обусловлен как факторами внешней среды, так и внутренними процессами, связанными с её жизненным циклом. Весь набор обстоятельств в данное конкретное время, определяющий кризисное состояние организации, называется кризисной ситуацией. Она характеризуется: материальным и моральным износом основных фондов, выпускаемой продукции, конструкторских разработок; утратой персоналом динамичности и предрасположенности к изменениям; потерей гибкости и адаптивности организационно-структурных элементов, систем стимулирования труда и т.п.[101] Работа менеджера в кризисной ситуации – это управленческая деятельность по диагностике и переводу организации из неустойчивого состояния (стагнации, коллапса) в равновесное, сбалансированное состояние, характеризующееся, прежде всего, ритмичным, постоянно возобновляющимся процессом производства материальных благ и услуг (рис. 15.2).

Постоянный мониторинг и диагностика внешней и внутренней среды организации позволяет вовремя распознать надвигающийся кризис, принять предупредительные меры и подготовить к работе в кризисной ситуации персонал организации. Для этого до настоящего кризиса И. Ансофф рекомендует создать искусственный кризис, придумав внешнего врага, угрожающего существованию организации.[102]

 

Рис. 15.2. Укрупненная схема работы менеджера в кризисной ситуации

В кризисной ситуации имеет место существенное сокращение спроса на продукцию, повышение цен на комплектующие изделия, материалы и энергоресурсы, отток кадров, трудности в освоении новой продукции. Именно решением этих проблем и должен, прежде всего, заниматься менеджер с целью перевода организации в равновесное состояние. В наиболее общем виде перед менеджером стоят следующие главные задачи:

· урегулировать финансовые проблемы: добиться отсрочек платежей; заключить кредитные соглашения и т.п.;

· сделать рациональной работу персонала, сократить лишние звенья, переместить и сократить работников, повысить интенсивность труда;

· оптимизировать номенклатуру выпускаемой продукции;

· реструктурировать основные фонды путём продажи или сдачи в аренду лишних и концентрации необходимых фондов для эффективного производства;

· изменить систему внешних взаимодействий: повысить имидж организации; заручиться поддержкой региональных и муниципальных органов власти, извлечь максимальную пользу из отношений с коммерческими и общественными организациями.

По мнению Е.М. Примакова[103], в кризисных ситуациях необходимо, в первую очередь, не допустить фатальныхуправленческих ошибок. К ним можно отнести: хулу предшественника; привлечение к ответственности и наказание работников; осуществление массовых увольнений; кардинальное изменение оплаты труда; одновременное увольнение группы ключевых менеджеров; задержка в уплате налогов; ужесточение отношений с региональными и местными органами власти; эскалация конфликта между руководителями высшего звена. В последнем случае кризис приобретает необратимый характер.

Таким образом, в условиях повышенной агрессивности внешней среды и неустойчивости экономического баланса организации резко возрастает необходимость в сплочении и внутренней организованности управленческого аппарата. Эта задача может быть решена путём осуществления следующих мероприятий[104]:

· изменение структуры аппарата применительно к решению приоритетных задач антикризисного управления (функциональное, иерархическое, технологическое перераспределение работ и людей). Необходимо формирование устойчивых (психически, творчески, организационно) управленческих коллективов;

· назначение менеджеров в соответствии с их антикризисными функциями (на основе должностного, профессионального, квалификационного и личностного соответствия характеру и содержанию антикризисных функций);

· совершенствование вертикальных и горизонтальных коммуникаций для ускорения движения информации, сокращение процедур принятия решений и обеспечение быстрого и неукоснительного выполнения команд;

· формирование команды менеджеров (по принципу дополнения их личных и профессиональных качеств), которая в состоянии выступать в роли проводника стабилизационных процессов в организации.

Работа в кризисной ситуации предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной компетенции работников управленческого аппарата организации (табл. 15.4).

Кроме специфических требований к профессиональной компетенции,менеджеры в кризисной ситуации должны отвечать ряду требований субъективно-психологического характера: общая эрудиция, коммуникабельность, психическая устойчивость, способность работать в стрессовых ситуациях, способность к концентрации воли и ее навязыванию окружающим (подчиненным и внешнему окружению), способность к самостоятельному принятию решений (смелость брать на себя ответственность), чувство нового, восприимчивость к изменениям, умение доводить дело до запланированного результата (усидчивость, системность, настойчивость), умение «держать удар» (способность к продолжению активной деятельности после сильных потрясений), оптимизм.[105]

Таблица 15.4

Основные требования к профессиональной компетенции
менеджеров в кризисной ситуации

Должностная позиция Основные необходимые качества
Руководитель организации Умение вдохновить людей к осуществлению кардинальных изменений системы
Руководители высшего звена Способность выбирать оптимальное направление концентрации жестко ограниченных ресурсов для решения антикризисных задач, умение вселять уверенность в подчиненных, объединять их стремления в заданном направлении
Линейные руководители Умение стратегически мыслить, находить оптимальные решения в форс-мажорных ситуациях, поддерживать непрерывный воспроизводственный цикл в условиях нестабильности материально-технического снабжения
Маркетологи Способность к работе в нетрадиционных сегментах рынка, умение обосновать конкретные направления диверсификации производства
Экономисты Умение прорабатывать множество вариантов технико-экономического обоснования реорганизации производства и выпуска различных видов продукции и находить оптимальный для кризисной ситуации
Финансисты Способность к изобретению многоходовых схем финансовых расчетов кризисной организации для обеспечения непрерывности производственного процесса, умение использовать меняющееся законодательство для списания или отсрочки выплаты долгов
Работники кадровых служб Умение поддерживать постоянство кадрового состава в условиях неопределенности, решать вопросы массовых сокращений избыточных работников и найма недостающих при относительно низком уровне заработной платы
Технологи и конструкторы Способность к быстрому освоению производства новой (в том числе нетрадиционной) продукции при крайне ограниченных финансовых и временных ресурсах

В организации, находящейся в кризисной ситуации, одной из центральных задач её менеджмента является обеспечение баланса интересов собственников и наемных работников. При этом менеджмент оценивает их интересы как прямо противоположные: и те, и другие требуют от него денег. А чем больше средств направляется на оплату труда, тем меньше масса прибыли. В кризисной ситуации любой социальный конфликт может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому менеджмент при принятии управленческих решений всякий раз должен отдавать предпочтение не наиболее экономически эффективному, а компромиссному решению, удовлетворяющему всех.

В этой связи одной из основных проблем менеджмента является изыскание средств на осуществление стабилизационных мероприятий. Решение этой задачи включает: поиск внутренних резервов за счет реструктуризации производства; привлечение средств из внешней среды в виде финансирования специальных программ по линии административных органов, а также путем эмиссии акций, продажи объектов, получения займов и т.п.

Наряду с формальными группами, создаваемыми руководством, в организации существуют различные неформальные объединения по интересам. В условиях кризисной неустойчивости организации неформальные группы и лидеры активизируются, а их влияние на организацию усиливается. Вышеприведенные обстоятельства требуют от руководителей специальной работы с лидерами неформальных групп. Действия руководства организации в отношении такой «рабочей аристократии» всегда должны носить тщательно взвешенный характер, а в условиях кризиса - особенно осторожный. Как показывает практика, в контактах с такими неформальными группами и лидерами для руководства организации выгоднее придерживаться общих фраз и не давать конкретных обещаний, поскольку в условиях кризисности, ввиду неустойчивости внешней и внутренней среды, нет гарантий их выполнения.

В целом можно отметить, что характерной особенностью менеджмента в кризисной ситуации являются повышенные требования к прогнозно-аналитической составляющей управленческих решений и
действий.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие работники относятся к персоналу управления?

2. В чём сходство и различие понятий «квалификация» и «компетенция»? Попытайтесь объяснить, почему отличники учёбы порой не так успешны в качестве руководителей, чем их менее успевающие сокурсники.

3. Какими качествами должен обладать менеджер?

4. Используя дополнительную литературу, изучите теории лидерства.

5. В чём выражается сущность работы менеджера?

6. Охарактеризуйте работу менеджера в кризисной ситуации.

Глава 16. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.