Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сергей Сафронов 1 страница




Введение

Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Англии, Г ермании, Дании, Италии и др.

Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.

В 1995 году киноискусству исполнилось сто лет. Нет сегодня государства, где не создавались бы кинофильмы - игровые, документальные, научные, анимационные, телевизионные, кассетные, экспериментальные, любительские - всякие. Учесть их практически невозможно. Их десятки тысяч, а может быть, и сотни тысяч, выпускается в год. Будь ты богатый, или бедный, в не зависимости от твоих вкусов, ты все-равно будешь интересоваться различными фильмами,

Данная тема - Развитие киноиндустрии в России, очень актуальна для нашего времени. В нашей стране, кино сейчас находится на подъеме, особенно по сравнению с 90-и гг.

Предмет - Изучение и анализ киноиндустрии в России.

Объект - Рассмотреть развитие кино и киноиндустрии в России.

Цель данной работы - провести полный анализ киноиндустрии России Что бы достичь данной цели, мы ставим следующие задачи:

1 Изучить историю развития киноиндустрии в России

2 Охарактеризовать современную киноиндустрию России

3 Рассмотреть кинообразование в России

Основные методы, используемые в данной работе: описательный, сравнительно-географический, историко-географический и др.

1 История развития кинематографа

1.1 Появление кинематографа в России в 1896г.

В мае 1896 г. в Москве готовились к проведению пышной коронации нового императора - Николая II. В старой столице собралось множество фотографов-корреспондентов газет, получивших для этого специальное разрешение. Среди них был и парижский оператор Камилл Серф, направленный в Москву Луи Люмьером для съемок коронации российского императора с помощью нового аппарата. Об этом 5 мая и написала газета «Новости дня», отмечая, что все происходящее на коронации будет фиксироваться на особой движущейся ленте. Таким образом, изобретение Люмьера оказалось в России менее чем через полгода после первого публичного сеанса в Париже.

Первые демонстрации фильмов в России состоялись весной 1896 г. в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве — в театре «Эрмитаж». В Москве в конце 1897 г. появилось сообщение об открытии на Красной площади в Верхних торговых рядах «Электрического театра». Он и был первым в России синематографом, который предназначался для демонстрации кинематографических лент.

Вначале развитие российского кинопроизводства тормозилось потоком иностранных лент, но оно постепенно начинает налаживаться - регулярное производство фильмов появляется в стране с 1907-1908 гг. Это время было непростым для России — только что закончилась революция 1905 г., в стране наступили годы реакции. Но постепенно начинает возрождаться экономика, и внимание предпринимателей привлекает новая область — кинематограф.

1.2 Начало российского кинопроизводства

В числе первых предпринимателей в области кино - А.О. Дранков и А.А. Ханжонков. С именем А. Дранкова - журналиста и фотокорреспондента -связано начало систематических съемок и выпуска на массовый экран кинохроники (весна 1908г.). Эти хроники фиксировали парадную сторону жизни Российской империи: прибытие глав иностранных государств, их встречи с царем, религиозные праздники и т. д. Съемки первого в России игрового фильма «Понизовая вольница» (1908г.) также связаны с именем Дранкова. Поскольку фильмы были «немыми», их демонстрацию сопровождали «живой» музыкой — импровизированным музыкальным аккомпанементом.

Другим известным кинопромышленником в это время был А. Ханжонков. С 1909 по 1914 гг. его фирма выпустила свыше 70 игровых картин. В 1912 г. на Житной улице в Москве, он построил крупнейшее для своего времени киноателье, в котором снимали фильмы. Ханжонков выпускал фильмы-киноиллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю.

Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и др. писателей. Он снимает и исторические картины: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Оборона Севастополя», «1812 год». А. Ханжонков выпускает также хронику, учебные и научно-популярные фильмы. Именно благодаря ему в России началась съемка объемной мультипликации.

Усложнение художественных задач при производстве фильмов повлекло за собой возникновение в кинопроизводстве новой профессии - кинорежиссер.

В числе первых у А. Ханжонкова начинают работать режиссеры П. И. Чардынин, Е. Ф. Бауэр, В. М. Гончаров.

Что же представляли собой первые российские фильмы?

Многие из них были сняты по известным литературным произведениям. Не передавая ни сюжета, ни образного строя литературного источника, они лишь воспроизводили отдельные, наиболее выигрышные сцены и эпизоды этих произведений. Режиссеры также «копировали», «передавали» известные произведения живописи, а потом «оживляли» их. Так был поставлен фильм «1812 год», в котором оживляли картины художника В. В. Верещагина.

Одним из зачинателей русского кинематографа считается Василий Михайлович Гончаров (1861-1915), написавший сценарий «Понизовой вольницы». Он поставил киноиллюстрации литературных произведений:

«Песнь про купца Калашникова» (1909) и «Преступление и наказание» (1909), а также фильмы на сюжеты известных опер и песен. Гончаров получил известность как постановщик исторических картин. Он снял первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911).

Одним из первых режиссеров российского дореволюционного кино был Петр Иванович Чардынин (1878-1934). Он окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, работал в провинциальных театрах. В кино пришел в 1907 г., ставил салонные мелодрамы, комедии, фарсы. Чардынин занимался экранизациями литературных произведений, им были поставлены фильмы: «Мертвые души» (1909); «Домик в Коломне» (1913); «Наташа Ростова» (1915). В его фильмах снимались такие известные актеры немого кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский и др. После революции режиссер уехал за границу, но в 1923 г. вернулся и продолжал свою работу в кино.

Значительный вклад в развитие кино этого периода внес Евгений Францевич Бауэр (1965-1917). Будучи театральным художником- декоратором по профессии, став режиссером, он и в кино много внимания уделял изобразительной стороне фильма. В своих фильмах («Жизнь за жизнь», «Королева экрана», «Лунная красавица», «В мире должна царить красота») он добивался осмысленной, гармоничной композиции кадра, в игре актеров, особенно в групповых сценах, он стремился к созданию живописного зрелища. Е. Бауэр был зачинателем живописного направления в русской кинематографии, оказавшего влияние на формирование стилистики советского немого кино.

В режиссуре появляются и новые имена. Среди других выделяется мастерство Якова Александровича Протазанова (1881-1945). Молодой режиссер дебютировал фильмом «Бахчисарайский фонтан» (1909). Он создает лучшие фильмы русского дореволюционного кино: «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918).

В русском кино зачинателем мультипликации был В. А. Старевич (18821965). В 1911 г. он открыл технические принципы объемной мультипликации и снял кукольные мультипликационные фильмы «Прекрасная Люканида»,

«Место кинематографического оператора» и «Авиационная неделя насекомых» (1912). Он снимал и мультипликационные фильмы для детей: «Веселые сценки из жизни животных» и «Рождество обитателей леса» (1912). В этих фильмах В. А. Старевича, герои имеют свои индивидуальные черты, наибольшей выразительности в характерах героев он достиг в фильме «Стрекоза и Муравей» (1913). Мультипликационные фильмы Старевича имели международный успех. Режиссер обращался и к графической мультипликации.

1.3 Кино в годы Первой Мировой Войны и революции

С 1913-1914 гг. все больше выпускается фильмов в жанре так называемой салонно-психологической драмы, в них рассказывалось о неразделенной любви, ревности, погоне за богатством и т. п. Эти фильмы пользовались большим успехом у публики. Кино все больше распространялось по всей территории Российской империи, и к 1913 г. в стране насчитывалось уже 1400 кинотеатров.

В годы Первой мировой войны в России резко сократился приток зарубежных фильмов. Вместе с тем зрители все больше посещали кинотеатры, кино стало самым демократичным и самым дешевым видом развлечения. Правительство стало уделять кинопроизводству значительно больше внимания, поскольку оно способствовало информации населения о ходе военных действий, помогало поднимать патриотический дух народа, не понимавшего необходимости войны. При Скобелевском комитете (он был организован в годы русско-японской войны для сбора пожертвований в пользу больных и раненых воинов) создается военно-кинематографический отдел. Благодаря всему этому, кинопроизводство в 1914-1917 гг. значительно выросло: если в 1913 г. было выпущено 129 картин, то в 1916 г. — 500 картин, причем, в большинстве своем полнометражных.

Мощный подъем кинопроизводства способствует быстрому накоплению опыта в съемках фильмов, обеспечивает приток свежих творческих сил, среди которых были молодые талантливые люди, серьезно относящиеся к искусству кино, видящие в нем большой художественный потенциал. Мастера из смежных искусств приносили в кино свою художественную культуру, развитый художественный вкус. Профессия кинорежиссера начинает выделяться в самостоятельный вид деятельности, объединяющей творческие усилия всего съемочного коллектива.

1.4 Советское кино с 1917 по 1930 гг.

После Октябрьской революции советское правительство поставило задачу расширения социальных функций кино: оно должно стать не просто средством развлечения и отдыха, но и средством агитации и пропаганды для масс, средством их воспитания.

Но ситуация в стране обострялась. Кинопромышленники не хотели сотрудничать с новой властью, они закрывали свои предприятия, прятали и уничтожали аппаратуру, некоторые из них уезжают за границу.

27 августа 1919 г. правительством был издан Декрет о национализации кинематографической и фотографической промышленности (сейчас этот день отмечается как День российского кино). Для подготовки творческих и инженерно-технических кадров создаются киношколы. В октябре 1919 г. в Москве начинает работать Московская государственная школа кинематографии (ныне ВГИК).

В 20-е гг., после окончания гражданской войны, постепенно начинает восстанавливаться производство кинофильмов. В 1921 г. киностудии страны выпустили 3 полнометражных игровых фильма, в 1922 — 7, а в 1923 — 13. Кроме того, выпускались агитационные фильмы, хроника, научнопропагандистские, или, как их называли, «культурфильмы». У истоков нового советского кино стояли молодые, выдвинутые революцией кинематографисты.

1.5 Звуковое кино в СССР

5 октября 1929 г. в Ленинграде на Невском проспекте был открыт первый в СССР кинотеатр, где демонстрировались звуковые фильмы. Первыми, кто использовал звук в фильмах, были режиссеры документального кино.

Жизнь страны, достижения людей разных профессий освещались во многих киножурналах: «Социалистическая деревня», «Советское искусство», «Наука и техника», «Пионерия» и др. Выходили и полнометражные звуковые фильмы: «План великих работ» А. Роома, «Олимпиада искусств» В. Ерофеева и И. Беляева, «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») Д. Вертова.

Зритель ждал появления звуковых художественных фильмов, уже появились кинотеатры, оборудованные соответствующей аппаратурой, но производство звуковых фильмов началось не сразу, ведь это был достаточно длительный процесс. И тогда начали озвучивать некоторые немые фильмы. Например, был озвучен фильм «Одна» (1931) Г. Козинцева и Л. Трауберга, рассказывающий о судьбе молодой учительницы. Поскольку полностью озвучить речь актеров было невозможно, использовались и авторский комментарий, и музыка, которую написал Д. Шостакович.

В 1931 г. был снят первый полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» (Н. В. Экк), рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью и воспитании человека в труде в новых социалистических условиях. Важным шагом в развитии звукового кино был фильм «Встречный» (1932) Ф. М. Эрмлера и С. И. Юткевича. Само название фильма связано со встречным планом в трудовом соревновании на заводе. Речь героев стала использоваться как средство создания образов, она играла важную роль в понимании конфликта и развитии сюжета. Музыка Д. Шостаковича была органично связана с драматургией. «Песня о встречном», звучащая лейтмотивом фильма, стала очень популярной и в жизни.

1.6 Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.

Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились — появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате.

В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более 150 операторов. В это число входили самые разные мастера — и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы.

Кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений.

За годы войны был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945), «Разгром Японии» (1945). Были сняты фильмы, рассказывающие о борьбе народа с захватчиками в тылу: «Ленинград в борьбе» (1942), «Народные мстители»

(1943). Документальный фильм «День войны» (1942) рассказывал об одном дне войны — 13 июня 1942 г.

В фильме был использован материал, снятый 160 операторами под общим руководством М. Я. Слуцкого.

В создании документальных фильмов участвовали известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.

1.7 Выпуск игровых фильмов

В 1942 г. выпуск киносборников прекратился, было налажено кинопроизводство в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942) И. Пырьва рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера - о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943) М. Донского - героический образ простой женщины -партизанки, а также ее односельчан.

В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах.

В фильме «Нашествие» (1945) А. Роома, раскрывается тема сопротивления советских людей фашистским захватчикам. В фильме «Фронт» (1944) режиссеров Г. и С. Васильевых был поставлен вопрос о тех трудностях, которые испытывала Советская армия в начале войны, о неподготовленности некоторых военачальников к ведению боевых действий в новых условиях.

На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны. Фронтовой дружбе был посвящен фильм «Два бойца» (1943) Л. Д. Лукова; фильм «Жила-была девочка» (1944) В. В. Эйсымонта рассказывал о жизни в осажденном Ленинграде. Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944) И. Пырьева, и др.

В условиях эвакуации киностудии продолжали снимать и большие исторические фильмы. С. Эйзенштейн продолжил работу над фильмом «Иван Грозный», начатую еще до войны. К созданию этого фильма С. Эйзенштейн приступил, будучи зрелым мастером. Его находки в области монтажа, сочетании изображения и звука, в том числе, музыки, эксперименты с цветом нашли воплощение в фильме. Образ Ивана Грозного блистательно создан актером Н. Черкасовым.

Первая серия фильма вышла в 1945 г. и была высоко оценена, режиссер получил за нее Государственную премию. Вторая серия не понравилась Сталину и не была выпущена на экраны. Она увидела свет только в 1958 г., уже после смерти Сталина и самого режиссера.

Несмотря на тяжелые условия, кино в годы войны продолжало развиваться. Были созданы фильмы, обогатившие отечественный кинематограф яркими образами, отразившими нравственный облик людей в тяжелые годы испытаний. Искусство кино, как и искусство других видов, воспитывало людей, помогало им выстоять в тяжелой борьбе с врагом.

1.8 Советское кино второй половины 40-х - 50-х гг.

Во второй половине 40-х гг. на экраны страны вышли фильмы, свидетельствовавшие о развитии отечественного кинематографа, однако на них сказалась и политическая обстановка в стране - культ личности Сталина. Другим недостатком стало приукрашивание действительности, помпезность в изображении жизни людей. Та жизнь, которую показывали в фильмах, часто не соответствовала реальной жизни людей в послевоенное время. В сюжетах фильмов проявлялась «теория бесконфликтности» (так она была названа позже), основанная на том, что в нашей стране нет борьбы классов, поэтому и серьезных конфликтов быть не может. В фильмах появлялись лишь некоторые коллизии, основанные на недоразумениях.

Фильмы, вышедшие в конце 40-х гг., были посвящены, прежде всего, теме Великой Отечественной войны, в них говорилось о подвигах народа, выдающихся полководцев, роли партии в победе над фашизмом. Тематика и жанры были разнообразны, и многие из этих фильмов зрители смотрят и сейчас в ретроспективных показах.

В 1948 г. С. Герасимов снял фильм «Молодая гвардия», рассказывающий о молодых комсомольцах-подпольщиках Краснодона. В основу кинофильма был положен одноименный роман А. Фадеева, повествующий о подлинных событиях военного времени. С. Герасимов тщательно изучил материалы, относящиеся к истории краснодонского подполья. Вместе со студентами ВГИКа, которые снимались в этом фильме, режиссер выезжал в Краснодон, где актеры встречались с родственниками и знакомыми героев, чьи образы им предстояло создать. В процессе съемок были внесены изменения в трактовку некоторых характеров по сравнению с романом. Постановка фильма имела и большое педагогическое значение, в этой работе изучался и проверялся метод подготовки и воспитания актеров во ВГИКе.

О подвиге летчика А. Маресьева в годы войны рассказывал фильм «Повесть о настоящем человеке» (1948). Документальная основа фильма еще усиливала воздействие, производимое на зрителей: восхищение мужеством человека, лишившегося ног, и все-таки возвратившегося в авиацию и продолжавшего сражаться с врагом.

Из фильмов о Великой Отечественной войне к наиболее удачным относились «Третий удар» (1948), «Звезда» (1949). Приключенческий жанр представляли фильмы «Подвиг разведчика» (1947), «Смелые люди» (1950). Теме борьбы за мир были посвящены фильмы «Встреча на Эльбе» (1949), «Русский вопрос» (1947) и «Секретная миссия» (1950).

В послевоенных фильмах большое место отводилось созданию образов современников, людей мирных профессий. К несомненным удачам этого периода относится фильм М. Донского «Сельская учительница» (1947). В центре фильма - жизнь Варвары Мартыновой (В. Марецкая), простой сельской учительницы, посвятившей себя образованию и воспитанию деревенских детей, всю жизнь проработавшей в школе. В эти же годы были созданы фильмы: «Сказание о земле Сибирской» (1948) и «Кубанские казаки» (1950) И. Пырьева, «Сельский врач» (1951) С. Герасимова, «Кавалер Золотой Звезды» (1950) Ю. Райзмана, «Донецкие шахтеры» (1951) Л. Лукова, и др.

Большое место в репертуаре студий в это время занимали фильмы, знакомящие зрителей с жизнью выдающихся людей - полководцев, ученых, деятелей культуры: «Адмирал Нахимов» (1946), «Мичурин» (1948), «Академик Иван Павлов» (1949) и «Мусоргский» (1950), «Тарас Шевченко» (1951). Эти фильмы через биографии выдающихся людей раскрывали страницы истории страны, имели не только художественную, но и большую познавательную ценность для зрителей.

Достижения советского кино этого периода были отмечены и на международных кинофестивалях. В 1946 г. на Международном кинофестивале в Каннах премию за лучшее использование цвета получил фильм-сказка «Каменный цветок» (1946). На Венецианском фестивале в 1947 г. премии получили фильмы «Адмирал Нахимов» и «Весна» (1947).

1.9 Кинематограф 50-х гг.

К началу 50-х гг. в СССР закончилось послевоенное восстановление народного хозяйства. Экономика страны продолжала развиваться. Большую роль в становлении нового киноискусства сыграл XX съезд КПСС (1956), состоявшийся через три года после смерти Сталина. Критика культа личности и преодоление его последствий благотворно сказались на развитии киноискусства. В годы «оттепели», последовавшие за разоблачением культа личности, на экранах страны появились новые фильмы, в которых исчезла помпезность и бесконфликтность, в центре внимания оказались не просто производственные проблемы, но и сам человек со своими поисками и переживаниями, своей личной жизнью. Стала усовершенствоваться и материально-техническая база кинематографа, выросло число картин художественного кино. Если в 1951 г. на экраны вышло всего 6 фильмов, то в 1955 г. - 65, а в 1958 г. - 102.

В 50-е гг. по-прежнему много внимания отводилось фильмам историкореволюционной тематики. Традиционно в этом ряду занимают первое место фильмы о вожде революции Ленине. Но в центре внимания оказывается и молодежь, боровшаяся за власть Советов, именно молодому поколению были посвящены фильмы «Школа мужества» (1954); «Они были первыми» (1956); «Павел Корчагин» (1956). Высокую оценку критики и зрителей получил фильм «Коммунист» (1958), раскрывший образ человека, преданного делу партии, который пожертвовал жизнью, выполняя свой долг.

Фильмы на военные темы, появившиеся в это время, сильно отличались от тех, что были созданы в годы войны или первое послевоенное время. На экран пришли новые герои - простые люди, жизнь которых была сломана войной, которые шли защищать свою родину, не думая о личном благе. Война была показана как тяжкое испытание не только для всей страны, но и для каждого человека - испытание мужества, верности, человечности. Фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Летят журавли» (1957), «Баллада о солдате» (1959) не только получили всеобщее признание зрителей, но и стали любимыми фильмами на многие годы. Высокую оценку эти фильмы получили и за рубежом. П.-П. Пазолини, итальянский кинорежиссер, назвал направление, выраженное в советском искусстве 50-х гг. «неоромантизмом».

Большую роль в создании образов в фильме сыграла операторская работа С. П. Урусевского. Кадры из этого фильма до сих пор можно встретить в любом издании, посвященном кино, - так выразительно и оригинально их решение. Фильм получил признание не только на родине, но и за рубежом. Он получил, в числе прочих наград, Золотую пальмовую ветвь - главную награду Каннского кинофестиваля.

Как и прежде, большое внимание в кинематографе 50-х отводится экранизациям литературных произведений. В эти годы выходят на экраны страны фильмы: «Сорок первый» (1956); «Отелло» (1956); «Дон-Кихот» (1957), «Попрыгунья» (1956); «Идиот» (1958). С. Герасимов создает одно из самых своих значительных произведений - трехсерийный фильм «Тихий Дон» (19571958). Фильм получил много международных наград. Экранизация стилистически точно передает произведение Шолохова, показывая суровую и сложную эпоху, с ее жестокостью, братоубийственной войной, сломанными судьбами.

В 1959 г. на экраны вышел фильм «Судьба человека» - по одноименному произведению М. А. Шолохова. Это был режиссерский дебют С. Ф. Бондарчука, где он исполнил также роль главного героя Андрея Соколова. Фильм получил признание зрителей и был отмечен большим призом на I Международном кинофестивале в Москве, а также удостоен Ленинской премии. В судьбе главного героя отразились те страдания, которые выпали на долю солдата, пережившего плен и потерю близких ему людей, но не утратившего веру в добро, любовь к ближнему, сострадание и милосердие.

Жизни современного рабочего класса были посвящены фильмы: «Большая семья» (1954); «Весна на Заречной улице» (1956); «Высота» (1957). Жизнь послевоенной деревни нашла отражение в фильмах «Дело было в Пешкове» (1958), «Отчий дом» (1959) и др.

1.10 Советское кино в 1960-1970-е гг.

Для советского кинематографа 60-е гг. знаменовались большими творческими достижениями. Не только в жизни искусства, но и в жизни всей страны это было время надежд, творческих свершений в самых разных областях: в науке, технике, промышленности и сельском хозяйстве. Были запущены искусственные спутники Земли, в космосе первым в истории побывал советский космонавт - Юрий Гагарин. Партия торжественно

провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Оптимизм этих лет, вошедших в историю как «шестидесятые», нашел отражение в социальном и творческом взлете, твердой уверенности в счастливом будущем, несмотря на временные недостатки и трудности.

Именно в эти годы в кинематографе начинает ярко проявляться творческое начало режиссера-постановщика, на экраны выходят фильмы, не похожие друг на друга не только по жанрам, но и по разнообразию приемов и стилей, используемых режиссерами. На экране появляется новый герой -человек, размышляющий о жизни, преобразующий ее. Такой герой не принимает ничего на веру, старается понять смысл того, что делается вокруг, осознать свое место в жизни.

Тема прошедшей войны по-прежнему продолжает волновать кинематографистов. Фильм «Чистое небо» (1961) рассказывает о сложной судьбе летчика Астахова, который прошел через годы отверженности из-за того, что во время войны оказался в плену, и как спасла его любовь жены Сашеньки, помогла вернуться к жизни в эти сложные для него годы, пока, наконец, он не был реабилитирован.

Особое место среди фильмов о войне занял фильм «Иваново детство» (1962). Этот фильм — о ребенке на войне. Он стал первым полнометражным фильмом молодого А. Тарковского, который создал свой особый стиль поэтического кинематографа.

Военной теме был посвящен фильм «Живые и мертвые» (1963).

На студиях союзных республик были созданы фильмы, получившие высокую оценку и зрителей, и профессионалов: «Никто не хотел умирать»

(1965), «Тени забытых предков» (1965), «Отец солдата» (1965).

Предметом исследования кинематографистов в эти годы становится современник, его мировоззрение, отношение к жизни, к людям, его понимание прошлого и будущего.

В первой половине 60-х гг. выходят на экраны два фильма В. Басова: «Битва в пути» (1961) и «Тишина» (1964).

Нравственные и мировоззренческие проблемы своего времени все чаще становятся объектом рассмотрения в фильмах. Чем меньше становилось проблем, связанных с элементарными требованиями жизни, тем больше возникало у мыслящей части общества потребности понять те идеологические ориентиры, на которые следовало равняться в своей жизни. В строительстве завтрашнего дня молодежь уже не могла опираться на опыт предыдущих поколений, ей надо было думать о собственном пути. Этим проблемам были посвящены фильмы М. Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) и «Июльский дождь» (1966).

Неразрывно связана с режиссерским замыслом операторская работа М. М. Пилихиной. Ею создан незабываемый образ Москвы 60-х гг., где город показан в своих разных проявлениях и настроениях, в будни и праздники, в рабочий день и поздней ночью, когда по его улицам гуляют влюбленные пары.

Фильм «Июльский дождь», созданный позже, продолжает темы предыдущего фильма.

Большим успехом у зрителей пользовался фильм «Председатель» (1965). Становление молодого человека, осознание им своего места в жизни, а также размышления о современной идеологической борьбе рассматривались в фильме «Журналист» (1966), повествующем о молодом журналисте-международнике.

Фильм «А если это любовь?» (1962), обращался к зрителю, который еще не покинул школы, у которого только складывались первые представления о больших и светлых чувствах. В основе фильма - столкновение первой любви подростков с ханжеством, догматизмом и черствостью даже самых близких им людей. Показывая, казалось бы, вполне интимную историю чувств юноши и девушки, автор вывел на экран типы, существующие в реальной жизни -родителей, учителей, которые проявляют мещанские, обывательские взгляды, остаются эмоционально глухими к чувствам тех, кого они воспитывают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.