Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежные системы физического воспитания ребенка 2 страница




Примерно к I в. до н. э. относится четырехтомное сочинение муд­реца Патанджали, в котором были собраны все известные в эту пору сведения о йогах. Называлось оно «Йога-сутра», что означает «высказывания о йогах». В нем впервые подробно описаны диета, упражнения, психотренировка, мистические аспекты йоги и т.д.

На пути очищения и совершенства существенное место отво­дилось хатха-йоге — комплексу физических и этических норм. В переводе с санскрита хат — «солнце», что символизирует жиз­ненную силу, бодрость, энергию; ха — «луна», их бледное отраже­ние, составная часть хатха-йоги представлена физическими уп­ражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой, с целью уп­равления физическими и психическими функциями организма.


Типичными для йоги являются «асаны» — канонизированные позы с задержкой дыхания на каждой позе от нескольких секунд до минуты и более. В предисловиях к книгам по йоге оговаривает­ся, что йогой нельзя заниматься без учителя — гуру, так как это может принести вред.

Несмотря на почтенный возраст, йога и сегодня чрезвычайно популярна на Востоке. В каждом городе Индии есть центры йогов, об этом учении выходят все новые книги, снимаются филь­мы. В Ришикеше, у подножия Гималаев, находится современный международный центр по изучению йоги, основанный Свами Ши-ванандом в 1932 г. Как врач, знакомый с современными ему ме­тодами лечения, Шивананд пришел к выводу, что с помощью йоги можно эффективно устранять физические и психические недуги человека.

Увлеченность йогой переросла границы Индии и широко рас­пространилась в другие страны мира, особенно в последние деся­тилетия XX в. Однако йога это не только наука о теле, это прежде всего учение о душе. Йога не предполагает занятий с детьми до 7 лет, и в Индии ребенок первое приобщение к психофизическо­му совершенству получает в семье. В настоящее время появились некоторые зарубежные публикации по йоге для детей (авторы — создатели Бэби-йоги — Свами Вишну-девананди, Х.Кеннет и др.).

В Китае традиционным видом спорта является ушу. В переводе с китайского ушу означает «мастерство воина», «боевое (военное) мастерство», «искусство воина». В содержание этого вида спорта включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполня­ются индивидуально и группами в соответствии с разработанны­ми правилами и содержат: удары ногой, рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия.

Существуют многообразные «стили» ушу. Как система упражне­ний ушу возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела. В Китае Зто семейная традиция, тайны этой систе­мы упражнений строго охраняются и соблюдаются.

Использование восточных систем в российских дошкольных уч­реждениях требует специальных исследований и не может быть однозначно рекомендовано.

В мировой физической культуре существовали также европей­ские национальные системы — немецкая, сокольская, шведская и др.

В последние годы XX столетия наблюдается проникновение об­щечеловеческой культуры в национальные системы физического воспитания, что является естественным отражением их взаимо­обогащения.


1.2.2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Древнерусские письменные и иные источники свидетельству­ют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле та­кие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба излука, верховая езда. Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.

По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это спо­собствовало оформлению, с одной стороны, народной физичес­кой культуры, а с другой стороны — физической культуры, рас­пространенной среди привилегированных слоев общества.

Самобытность восточных славян в физическом воспитании про­являлась в проведении по праздникам так называемых игрищ. В них были и состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука, верховой езде и др. Наряду с такими состязани­ями одновременно проводились и игры в городки, «горелки». В зимнее время люди ходили на лыжах. Дворяне широко использо­вали в физическом воспитании верховую езду, сражения с приме­нением холодного оружия (шпаги, рапиры, сабли), стрельбу из лука и т.д.

В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.

Известный государственный деятель второй половины XVII в. Ф.М.Ртищев (1626—1673) организовал училище при Андреев­ском монастыре на Воробьевых горах. Им был приглашен в школу монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспита­нии отражены в седьмой главе его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспи­тания детей. Он пропагандирует игры, которые одновременно раз­вивали бы ум и тело ребенка. Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ог­рада» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообрази­тельность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребе­нок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чув­ства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кро­ме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить


тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Епифа­ний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизитель­ными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, подне­сения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.

Значительное развитие физическое воспитание в России полу­чило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обяза­тельное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер.

Поощрительное отношение Петра I к физическому воспита­нию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Рус­ский историк и государственный деятель В.Н.Татищев, сподвиж­ник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое вос­питание стало частью всего воспитания.

В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей и подчеркивалась важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.

О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, А. Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А. Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше на­чать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.

Высоко оценивал значимость физического развития для здо­ровья человека и великий русский ученый М. В.Ломоносов. В част­ности, он рекомендовал больше двигаться, заниматься физиче­ским трудом. Эта мысль его ярко выражена в следующих словах: «По­спешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестья­нах пахотною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами» [14, с.394].

Идею М.В.Ломоносова о необходимости постоянного движе­ния для совершенствования физического воспитания развил И.Л.Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнения­ми, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испы­тания. Придавая большое значение единству умственного и физи-


ческого воспитания, И.Л.Данилевский отмечал, что здоровье ре­бенка во многом зависит от закалки.

Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бец­кого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендо­вал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И.Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и уве­селению природа в детские годы — главные средства к умноже­нию здоровья и к укреплению телесного сложения [15, с. 100].

В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фех­тование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения.

Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педаго­гических основ физического воспитания. Так, русский просвети­тель Н.И.Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIH в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части вос­питания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.

Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека про­ходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс фи­зического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и конт­ролю за правильной осанкой детей.

Академик А. П. Протасов, профессор анатомии, впервые в Рос­сии в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обо­снована необходимость движений для сохранения здоровья.

Его современник ученый-медик Н. М. Максимович-Амбодик на­стойчиво выступал за необходимость гармонического воспитания детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания дол­жна быть предоставлена максимальная возможность к всевозмож­ным движениям.

По его мнению, «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». Для воспитания здоровых и физичес­ки развитых людей Н.М. Максимович-Амбодик рекомендовал за-


каливать детей, заблаговременно приучать их к «холоду и ко всем

I воздушным переменам». Особое значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, — писал он, — в их забавах и

■упражнениях... Они могут играть, резвиться, прыгать, веселить­ся... Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к

■игре и забавам» [16, с.53—54]. Н.М.Максимович-Амбодик ясно себе представлял и то обстоятельство, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому к воспитанию детей, в том числе и

■физическому, нужно подходить индивидуально. По этому поводу он писал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам те-

Влесным и получаемой ими пище.

Русский писатель А.Н.Радищев (1749—1802) также придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здо­ровью.

Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рас­сматривается как часть всестороннего воспитания. Физической куль-

■jrype уделялось серьезное внимание всеми народами, проживаю­щими в России, поэтому у многих так популярны были разнооб­разные подвижные игры, которые возникли еще в далеком про­шлом1.

Проблемы физического воспитания в России во второй поло-

I вине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдаю­щихся русских педагогов и ученых.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уде­лял известный русский хирург Н.И.Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной сис­темы физического воспитания, которой тогда в России не суще­ствовало.

Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д.Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в со­вершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и вос-

\ питания человека должно предшествовать всестороннее его изуче-

I ние. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный про­цесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз

1 Описание детских игр России представлено в работе Е.А.Покровского «Дет­ские игры. Преимущественно русские». — СПб., 1994.

2 Степаненкоиа 33


эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного вос­питания виделся им в неразрывной связи с физическими упраж­нениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эф­фективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом вос­питании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.

Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспи­тании принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 — 1895), П.Ф.Каптереву (1849 — 1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ре­бенка.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником науч­ной системы физического воспитания в России.

П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. По­кровский, большое внимание в физическом воспитании уделял под­вижным играм. Процесс воспитания, по его представлению, дол­жен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «...опытность справляться с препятствиями, кото­рые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он ви­дел также возможность приобретения ребенком самостоятельно­сти в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.

Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, постав­ленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное вли­яние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф.Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражне­ния, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанно­сти при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф.Лес-гафта, является необходимым условием для гармонического раз­вития личности; осмысленность своих физических действий помо­гает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф.Лесгафт рекомендовал больше применять ходь­бу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упраж­нения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной


игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное разви­тие — длительный и последовательный процесс, связанный с по­степенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.

Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься сво­им телом и производить своей внешностью благоприятное впечат­ление [17, т.II].

Учитель физкультуры, по мнению П.Ф.Лесгафта, должен вла­деть «словом много лучше, чем учитель словесности», системати­чески готовиться к занятиям, предусматривая смену упражнений, их разнообразие. В разработанной им теории «прибавочных раздра­жителей» он отрицал соревнования, поощрения и наказания во избежание унижения или возвышения ребенка.

Следует отметить, что в России физическое воспитание как го­сударственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П. Ф. Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал ориги­нальную российскую систему воспитания. Она была создана с уче­том лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила сво­его значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.

Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик, В. В.Гориневский (1857 — 1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная ла­боратория по изучению проблем, связанных с физическим воспи­танием. Придавая огромное значение влиянию физических упраж­нений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятель­ность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял фи­зическому воспитанию ©собое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движе­ний, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индиви­дуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в Педагогическую науку.


Среди большого количества книг по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особенно популярной была его книга «Физическая культура детей дошкольного возрас­та» (М., 1930).

В.В.Гориневский по праву считается основателем постреволю­ционной системы физического воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.