Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка и проведение социально-психологического оп­роса состоят из трех основных этапов.




Этап 1. Определение теоретических предпосылок опроса: целей и задач, проблемы, объекта и предмета, операционного определения исходных теоретических понятий, нахождения эмпирических инди­каторов.

Этап 2. Обоснование выборки, в ходе которого определяется гене­ральная совокупность (те слои и группы населения, на которые пред­полагается распространить полученные результаты опроса) и правил поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

Этап 3. Обоснование опросного листа (вопросника), т.е. форму­лируется содержательная репрезентация проблемы исследования в виде вопросов, предназначенных респондентам, обосновывается вопросник относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации.

Метод экспертной оценки, к которому психологи обращаются в случае, когда исследователю сложно определить объект — носи­тель проблемы. Такими могут быть проблемы перспективы разви­тия консультативной помощи или попытки объективно оценить та­кие стороны и качества людей, по которым их самооценка может быть некорректной (например, практического психолога). Такая информация может быть получена лишь от компетентных лиц-экспертов, которые имеют глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц называют экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками.

Социометрические методы исследования в малой социаль­ной группе. Создание и развитие социометрической методики свя­зано с именем известного в практической психологии человека Дж. Морено. Еще в 1930-е гг. он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии — антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе. К сожалению, в настоящее время исследователи склонны широко трактовать возможности социометрии. С помощью этого метода пытаются исследовать лидерские процессы, пути и способы передачи информации в группе, отношение к руководите­лю и многое другое. Часто социометрию используют для изучения лидерства и выявления лидеров. Однако, строго говоря, социомет­рия не исследует лидерские процессы и не выявляет лидеров. По своему методическому содержанию она не приспособлена изучать процессы психологического влияния. Социометрия создана для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений и структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус— это позиция человека в данной группе. Через особенно­сти этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оце­нивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицатель­ных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данно­го человека всеми членами его группы. Если теперь мы представим все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы, которая достаточно устой­чива, значительна для развития группы в целом, многое определя­ет в индивидуальных судьбах членов группы. Ее изучение, фор­мирование и коррекция — одна из главных задач социального психолога.

Качественные методы. К этой группе методов социально-психологических исследований относят следующие способы полу­чения данных об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его качественные характеристики:

Фокус-групповая методика (фокус-групповое обсуждение микросоциальных проблем). Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оператив­ных и эффективных способов сбора и анализа социально-психологической информации. Этот метод применяется, как прави­ло, в сочетании с количественными методами, например, включен­ное наблюдение.

Реализация данного метода предполагает формирование не­скольких дискуссионных групп, в количестве 10-12 человек каждая, и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосре­дотачивается на каком-то одном важном аспекте проблемы, а вни­мание исследователей фокусируется на выяснении мнений участ­ников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий. Его преиму­щество перед анкетированием и индивидуальным интервьюирова­нием заключается в том, что:

— взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стиму­лирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии;.,..

— заказчик исследования может сам наблюдать за ходом об­суждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респонден­тов, делать собственные выводы о путях решения проблемы;

— он оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интер­вьюирование, позволяет экономить временные, финансовые и тру­довые затраты исследователей.

— позволяет за короткий срок определить причины возникно­вения обсуждаемой проблемы.

Результаты социально-психологического исследования методом фокус-группы зависят от соблюдения определенных требований к организации их работы. Эти требования включают в себя определе­ние необходимого количества фокус-групп, установление количест­ва их участников, формирование оптимального состава участников, продолжительность их работы, выбор места проведения заседания фокус-группы, размещение участников в помещении, разработку сценария фокус-групповой дискуссии, реализацию этого сценария модератором, т. е. ведущим фокус-групповую дискуссию, и его ас­систентами-наблюдателями, стенографистами, операторами.

Важной частью социально-психологического исследования яв­ляется составление его Программы. Она включает формулирова­ние проблемы, цели и задач, объекта и предмета, интерпретацию понятий гипотезы, определение обследуемой совокупности, описа­ние методов исследования. Разберем эти элементы.

Проблема — это противоречия между социальной ситуацией и ее теоретическим представлением, требующие для своего познания и разрешения определенных методов, процедур и приемов исследо­вания. Проблема социально-психологического исследования выра­жается в вопросе или комплексе вопросов, которые представляют теоретический или практический интерес и не имеют ответов в на­копленном социально-психологическом знании. Формулирование проблемы предполагает как точное разграничение между тем, что действительно содержит противоречие, и тем, что таковым не явля­ется, так и четкое разделение существенного и несущественного в отношении общей проблемы, а также ее расчленение на элементы и упорядочение их по приоритету.

Цель исследования — общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Она определяет преимуществен­ную ориентацию на. ращение теоретических или практических за­дач. Целью фундаментальных, теоретико-познавательных исследо­ваний является установление закономерностей определенного со­циально-психологического процесса (например, возникновения, развития и функционирования слухов в определенные периоды об­щественного развития); целью теоретико-прикладных исследова­ний — решение практических задач, выработка практических ре­комендаций, поиск новых направлений решения тех или иных со­циально-психологических проблем, например, в организации. В этом типе исследования цель должна быть обязательно согласована с представителями организации — заказчика исследования.

Формулирование проблемы предполагает выбор конкретного объекта исследования, которым может быть все то, что содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация — возникающее объективно в процессе развития общества противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практиче­ских действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

Помимо объекта, формирование проблемы предполагает выде­ление также предмета исследования, то есть тех сторон и свойств объекта, в которых в наиболее полном виде находит свое проявление противоречие, на базе которого возникла проблема, требующая определения. В отличие от объекта исследования, со­держание которого не зависит от субъекта, предмет социально-психологического исследования является результатом взаимодейст­вия субъекта и объекта познания. Формирование предмета иссле­дования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем, стоящих перед социальным психологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Предмет ис­следования предполагает наличие объекта, но не совпадает с ним.

Один и тот же социальный объект может изучаться с целью реше­ния различных научных проблем. Формулировка предмета иссле­дования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании.

Следующим элементом методологической части программы со­циально-психологического исследования является логический ана­лиз основных понятий, который состоит из двух процедур — ин­терпретации и операционализации ведущих понятий исследования, входящих в определение его предмета.

Интерпретация понятий — это истолкование, уточнение их смысла, чтобы, реконструируя схему выведения содержательного определения понятий, обеспечить возможность их адекватного по­нимания и усвоения. Редуцируя содержание понятия до эмпириче­ских признаков, социальный психолог добивается сопоставления содержания общих понятий с реальной действительностью, создает возможность замера социально-психологическими методами иссле­дуемого явления, объекта, процесса. Проводя операционализацию понятий, исследователь выявляет факторы, влияющие на ход изу­чаемого процесса, для регулирования и управления данным про­цессом.

Операционализация понятий — совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в социально-психологическом исследовании, расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание. Операционализация позволяет уточнить качественную структуру предмета исследования. Понятия, которые получаются в процессе операционализации, называют операциональными понятиями. Роль операционализации состоит в уяснении, о чем следует собирать информацию.

Следующий этап составления программы исследования — фор­мулирование гипотезы. Гипотеза исследования — это обосно­ванное предположение о структуре изучаемых социальных объек­тов, характере составляющих ее элементов, механизме функциони­рования и развития. Гипотеза является научным предположением, выдвигаемым для объяснения каких-либо фактов, явлений и про­цессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Основные тре­бования к гипотезе:

— соответствие исходным принципам социально-психологичес­ких теорий;

— взаимосвязанность совокупности элементов системы доказа­тельств выдвинутого объяснения;

— доступность проверке в процессе данного социально-психологического исследования (указывать способ их проверки);

— непротиворечивость известным и проверенным фактам, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными);

— простота, развертывание от общих посылок к эмпирически интерпретируемым следствиям.

Принято выделять следующие виды гипотез:

— по содержанию предположений относительно изучаемого со­циального объекта: описательные (структурные и функциональ­ные), объяснительные;

— по степени общности предположений: гипотезы-обоснования и гипотезы-следствия;

— с точки зрения задач исследования: основные и не основные;

— по степени обоснованности и разработанности: первичные и вторичные.

Задачи социально-психологического исследования формулиру­ются в соответствии с его целью и гипотезами и условно разделя­ются на основные, частные и дополнительные. Основные задачи заключаются в поиске ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Важным моментом составления процедурной части исследова­ния выступает определение обследуемой совокупности, в связи с чем перед социальным психологом встает проблема составления выборки. Для этого важно сформулировать несколько необходимых понятий генеральной совокупности, выборочной совокупности, вы­борки и репрезентативности.

Генеральная совокупность — вся совокупность единиц наблюдения, которая имеет отношение к данной проблеме. Она ограничивается территорией, временем, профессией, функцио­нальными рамками. Выборочная совокупность — часть ге­неральной совокупности, которая выступает как непосредствен­ный объект изучения вслед за разработанной программой ис­следования.

Выборка — представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон разделительного признака этой совокупно­сти. Элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежа­щие изучению (например, опросу), выступают в роли единиц ана­лиза. Под категорией же единиц отбора понимаются элементы (например, группы респондентов), отбираемые на каждом этапе выборки по особому плану.

Репрезентативность — это свойство выборочной совокупно­сти воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Различают два основных вида выборки: вероятностная и целена­правленная. Различие между ними — в используемых методах. Если в первом виде используются методы случайной (случайно-бесповторной и случайно-повторной), механической, серийной и гнездовой выборки, то во втором — стихийной, квотной и основно­го массива. Кроме того, возможно по форме реализации выделить выборки одно- и многоступенчатые. Общую численность единиц наблюдения, которые вошли в выборочную совокупность, называют объемом выборки. Она зависит: от степени однородности генераль­ной совокупности, необходимой степени точности результатов, ко­личества признаков выборки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.