Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки




Резюме

1. Социальная психология в своем развитии прошла три этапа. На первом этапе происходило накопление социально-психоло­гических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н. э. — середина XIX в.). На втором этапе произошло выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии (50-60-е гг. XIX в. — 20-е гг. XX в) в самостоя­тельную область знания. На третьем этапе социальная психология оформилась в экспериментальную науку (1920-е гг. и по настоящее время), такую же точную, как и отрасли естествознания.

2. Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом связано с деятельностью таких известных ученых, как В. Меде, Ф. Олпорта, Э. Мэйо, Томаса и Знанецкого, Тардта, Лебона, Вундта, К. Левина, Дж. Морено, С. Аша, Ст. Милгрема и других.

3. Развитие социальной психологии в нашей стране имеет дра­матическую историю и связано с деятельностью таких ученых, как

Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев, К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, П. П. Блонский, Б. Д. Фридман, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева, В. Б. Ольшанский, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, Г. П. Предвечный, Ю. А. Шерковин, А. В. Петровский, К. К.Платонов, Б. Ф. Поршнев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, Н. Н. Обозов, Ю. М. Федоров и др.

4. К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А. Бандура и др.), неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салли-ван, Г. Шепард, В. Шутц и др.), когнитивизм (К. Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), интеракционизм (Г. Мид и др.), социокультурный детерминизм (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.).

5. Актуальные проблемы развития современной социальной пси­хологии заключаются в смене основных парадигм, вызванных актуа-лизированностью проблемы неадекватности методологического арсе­нала экспериментальной социальной психологии ее предмету — со­циальному поведению людей. В процессе ее решения возникли два направления (две парадигмы) социальной психологии: позитивист­ская (неопозитивистская) и социально-конструктивистская.

6. Социальная психология имеет маргинальный статус, который интегрирует различные подходы и выделяет предметные зоны:

 

— социально-психологические проблемы личности — социали­зация личности, социальные роли, статусы, диспозиционная струк­тура личности;

— социально-психологические явления в малых группах (пси­хологическая совместимость, психология групп и коллективов, со­вместимость, механизмы группового контроля, референтные груп­пы, лидерство и руководство, конформизм);

— социально-психологические явления в больших группах (психология классов, наций, профессиональных групп и т.д.);

— массовидные явления психики (толпа, паника, публика, ау­дитория);

— массовое сознание (социальные эмоции, чувства, настрое­ния, заблуждения, иллюзии, ценности, аттитюды);

— психологические механизмы влияния человека на человека (подражание, внушение, заражение);

— социально-психологические аспекты коммуникативных и информационных процессов (индивидуальная и массовая коммуни­кация, мода, слухи, сплетни, имидж, реклама, слухи, мифы).

7. Социальная психология как система научного знания вклю­чает в себя совокупность взаимосвязанных методологических уров­ней, позволяющих специалистам получать в процессе исследования фактический материал, теоретические построения, принципы, зако­ны и категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, мето­дику и технику исследования.

8. Методы социально-психологического исследования делятся на количественные и качественные: наблюдение, эксперимент, ана­лиз документов, опрос, метод экспертной оценки, социометрические методы исследования, фокус-групповая методика.

9. Важной частью социально-психологического исследования
является составление его Программы. Она включает формулирова-
ние проблемы, цели и задач, объекта и предмета, интерпретацию
понятий гипотезы, определение обследуемой совокупности, описа-
ние методов исследования.

1. Назовите основные этапы формирования социально-психоло­гических идей.

2. Назовите основные проблемы современного этапа существо­вания социальной психологии.

3. Вспомните дискуссии о предмете социальной психологии. В чем особенности различных точек зрения?

4. Перечислите основные методы социальной психологии.

Список литературы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.