Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура конфликта




Структура конфликта включает в себя следующие элементы.

Участники. Участников или оппонентов может быть два или более. Это конфликтанты, кроме них в число участников входят сочувствующие, провокаторы (подстрекатели), примирители, кон­сультанты, невинные жертвы. Оппоненты в конфликте обладают некоей «силой» или ресурсом, с которым связана возможность победы. В ситуации конфликта основная задача — увеличение ресурса.

Основа, почва конфликта, т.к. беспочвенных конфликтов не бывает. В качестве почвы могут выступать мнения, интересы, пред­ставления, которые приходят в столкновение.

Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий или основа конфликта — это предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласия не всегда очевидна и легко распознаваема. Часто и сами участники ее не четко представляют. Границы зоны разногласий подвижны. В ходе конфликта они могут сужаться или расширяться. Например, когда в ходе дискуссии «переходят на личности». Неделимость объ­екта является одним из условий существования конфликта. Неде­лимость может быть как физическим свойством объекта (место на­чальника предназначено только для одного индивида), так и след­ствием желаний, интересов одного из оппонентов

Представления о ситуации. Каждый из участников составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представле­ния часто не совпадают. Это может являться причиной или основой конфликтной ситуации. Никто не знает, как представляет себе си­туацию другой, пока тот не сообщит об этом, но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, что действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее лю­ди об образе мыслей друг друга. Существует так называемая теоре­ма Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна "по своим последствиям». Если кто-то полагает, что вступил в кон­фликт, то он на самом деле оказывается в конфликте. Хотя тот, с кем он конфликтует, может об этом даже не подозревать. Чехов од­нажды встретился с преступником, который убил совершенно незна­комого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что ты его?» — спросил Чехов. — «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», — ответил убийца. (Цит. по92).

Инцидент. Для того, чтобы конфликт произошел, необходимо не только восприятие хотя бы одной стороной ситуации как кон­фликтной, но и действий оппонентов, направленных на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Следовательно, конфликт — это конфликтная ситуация плюс инцидент.

Как пишут Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк, «конфликтная си­туация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Конфликтная ситуация и инцидент «ве­дут себя» независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент — воз­никнуть случайно. Кроме того, конфликтная ситуация может соз­даваться объектом намеренно, ради достижения определенных це­лей в будущем, но может быть порождена и намеренно, но без оп­ределенной цели, иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту»93. У каждого из оппонентов есть своя внутренняя при­чина, толкающая его на конфликт. Это так называемый мотив конфликта.

Конфликтные взаимодействия между одними и теми же оппо­нентами могут оказаться безразличными к объекту и держаться только на мотиве. Для постороннего наблюдателя такие отношения будут выглядеть как враждебные. Это эмоциональные конфликты. Любой деловой конфликт, оппоненты которого постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный, то есть, во-первых, может произойти «потеря» объекта и цели конфликта и, во-вторых, сфор­мируется негативное отношение оппонентов друг к другу94».

Конфликтное поведение. Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одно­временно не осуществимые мотивы и цели, то люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия одной стороны по достижению цели мешают действиям другой достичь своей.

Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надвод­ную» часть, все остальное (мотивы, зоны разногласий, мотивы кон-фликтантов) — «подводную». Ситуация осложняется тем, что кон-фликтанты могут скрывать какие-то свои действия друг от друга и от посторонних.

Действия одной из конфликтующих сторон, которые другая сто­рона оценивает как конфликтные, враждебные, направленные про­тив нее, могут быть следующими:

— прямые или косвенные помехи для осуществления планов или намерений другой стороной;

— невыполнение одной стороной своих обязательств или обя­занностей по отношению к другой;

— захват или удержание того, что, по мнению одной стороны, не должно находиться во владении другой;

— нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или ре­путации другой стороне, например, слухи;

— унижающие человеческое достоинство поступки, в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования;

— угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие другого человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

— физическое насилие.

Существуют конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Конструктивный путь выхода из конфликта предполагает интенсификацию усилий, замену средств достижения цели, замену цели, переоценку ситуации.

К деструктивным способам выхода из конфликта можно отне­сти агрессию (прямую атаку на препятствие или барьер, посторон­ние объекты), бегство от ситуации.

Кеннетом У. Томасом и P. X. Килменном в 1972 г. предложена следующая система, описывающая типы поведения человека в кон­фликтной ситуации Основные стили поведения связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух или более сторон.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется в той мере, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (дей­ствуя совместно или индивидуально)95.

Разберем особенности стилей поведения в конфликте на примере поведения Петра и Павла.

Стиль конкуренции. Петр, выбравший данный стиль, весьма активно и самостоятельно идет к разрешению конфликта. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с Павлом, но зато способен на волевые решения. Этот стиль эффективен, если Петр обладает достаточным авторитетом и знает, что предлагаемое им решение — наилучшее из имеющихся; если решение необходимо принять бы­стро и у Петра достаточно власти для этого; если исход очень ва­жен для Петра и он делает большую ставку на свое решение воз­никшей проблемы. Петру следует помнить, что когда он использует этот подход, то может быть не очень популярным, но завоюет при­знание, если получит положительный результат»96.

 

Фишер Р. и Ури У. Путь к согласию. М.: Наука, 1990. С. 26. Там же. С. 31.

Стиль уклонения. Петр может выбрать данный стиль поведе­ния в конфликте, если затрагиваемая проблема не столь важна для него, когда он не хочет тратить силы на ее решение или когда чув­ствует, что находится в безнадежном положении, так же когда чув­ствует себя неправым или Павел обладает большей властью. Этот стиль может оказаться подходящим в тех случаях, когда Петр вы­нужден общаться со сложным партнером Павлом, или когда пы­таться решить проблему немедленно — опасно, поскольку вскры­тие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить си­туацию. Можно заняться конфликтом и позже, когда Петр будет больше готов к этому.

Стиль приспособления означает, что Петр, выбравший его, действует совместно с Павлом, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль Петр может использовать, когда исход дела чрезвычайно важен для другого (Павла) и не очень существенен для Петра. Но, если Петр считает, что при этом он уступает в чем-то важном для себя и чувствует в связи с этим неудовлетворен­ность, то выбор этого стиля нежелателен. Он также неприемлем, если Петр чувствует, что Павел не собирается поступиться чем-то, или он не оценит сделанного Петром поступка. Приспособление как стратегия поведения Петра приемлема, если в данный момент необходимо только смягчить ситуацию, а потом он предполагает вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.

Стиль сотрудничества. Выбрав этот стиль, Петр активно уча­ствует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с Павлом. Этот стиль требует от Петра и Павла более продолжительной работы, поскольку им пред­стоит сначала «выложить на стол» свои нужды, заботы и интересы, затем обсудить их. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруд­нительным определение источника неудовлетворенности, поскольку существует различие между внешними позициями в споре и под­спудными интересами и нуждами, которые служат истинными причинами конфликта.

Стиль компромисса. В этом случае Петру нужно будет не­много уступить в своих интересах, чтобы удовлетворить их в ос­тавшемся. Павел делает то же самое. Компромисс позволяет дос­тичь согласия на более поверхностном уровне, нежели сотрудниче­ство. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, ко­гда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновремен­но это для них не выполнимо. Компромисс наиболее эффективен, если обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоис­ключающие интересы, если их может устроить временное решение или это позволит им сохранить отношения и одна из сторон пред­почитает получить хоть что-то, чем все потерять.

Завершение конфликта представляет собой прекращение кон­фликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, уст­ранение, перерастание в другой конфликт

§ 4. Функции конфликта

В конфликтологии принято выделять следующие функции кон­фликта.

Деструктивная функция конфликта имеет место, когда его существование порождает состояния дискомфорта, стресса, фруст­рации у участников взаимодействия, мешает производству, семей­ным отношениям, угрожает существованию системы.

Конструктивная функция конфликта имеет место, когда в результате его разрешения проясняются отношения, завершается кризис личности, группа выходит на новый этап развития. Напри­мер, социокогнитивные конфликты — источник интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже, К. Левин). Социокогнитивные кон­фликты — это ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместно­го решения. Чем значительнее этот конфликт для участников си­туации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллекту­альное развитие.

Конфликт (противоречие) как источник развития группы. В совместной деятельности соперничество (сотрудничество, конку­ренция) играет роль своеобразного «катализатора» развития способ­ностей. Это так называемый продуктивный конфликт (Б. Ф. Ломов).

Познавательная функция конфликта имеет место, когда он играет роль проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуаций.

Интегративная функция, когда внешний конфликт может сплотить группу перед лицом внутренних проблем.

Функция стабилизации, когда, обнажая объективные противо­речия, устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов.

Сближающая функция, когда конфликт дает возможность партнерам поговорить начистоту и таким образом сблизиться.

Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. А. С. Макаренко называл это «методом взрыва». В коллективе все­гда существует целый комплекс различных противоречий «разных степеней конфликтности». Выбирая «из общей цепи конфликтных отношений самое яркое, выпирающее и убедительное, для всех по­нятное», Макаренко рекомендует разрешать его методом «взрыва», когда конфликт доводится до последнего предела, до такого состоя­ния, когда ребром поставлен вопрос — или быть членом общества, или уйти из него. В результате происходит разрушение неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.