Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика социально-психологического климата.




Социально-психологический климат организации

Типология больших социальных групп.

1. Стихийные группы (толпа, масса, публика, аудитория).

2. Социальные движения: глобальные, локальные Социально-психологические процессы в толпе: быстрый

сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, взаимодействие лидера и толпы; возможность агрес­сивных действий; преобладание эмоциональных реакций.

Социально-психологические характеристики массы: стабиль­ность образования, организованность, разнородность, неустойчивость.

Социально-психологические функции публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости.

Социально-психологическая специфика аудитории: управ­ляемость.

Основные характеристики социальных движений: в основе общественное мнение; целью является изменение ситуации; нали­чие программы; четкое понимание средств достижения целей; соци­альное движение реализуется в массовом поведении (митинги, де­монстрации, съезды).

Впервые рассматривать психологический климат группы пред-
ложили Ф. Ретлисбергер и У. Диксон (1939). В современной соци-
альной психологии используются следующие термины: психологи-
ческий климат коллектива, социально-психологический климат
группы, моральный климат коллектива. •...

Психологический климат — такое психическое состояние груп­пы, которое отражает основные особенности ее жизнедеятельности: эмоциональный (групповое настроение), когнитивный (мнения и убеждения) и поведенческий (действия членов группы).

Социально-психологический климат — это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к пред­приятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объ­ективной характеристикой коллектива.

Факторы, макросреды, влияющие на социально-психологический климат: общественно-политические, социально-экономические особен­ности общества на данном этапе развития; воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур.

Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: освещенность, влажность, температура, особенности фор­мальной организационной структуры и деятельности: совместно-индивидуальная деятельность (преподаватели на кафедру в вузе), совместно-последовательная деятельность (работа на конвейере), со­вместно-взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым, например, экипаж самолета) (Уманский).

Существует различные подходы при типологизации социально-психологического климата. Например, Р. Л. Кричевский разделяет социально-психологический климат на объективно наблюдаемый феномен и субъективно-переживаемое состояние. Объективно наблюдаемый психологический климат фиксируется в характере отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни; в степени сплоченности коллектива; в степе­ни полного рабочего дня; в степени лидерства; в отношении со­трудников к предприятию; в общественном мнении как совокупно­сти слухов и мифов о самом предприятии и его героях; а также в традициях и нормах. Субъективно психологический климат — это переживаемое сотрудниками чувство удовлетворенности различны­ми аспектами жизни коллектива; в особенности межличностной перцепции, коммуникации и интеракции; в характере и уровне мо­тивации; в эмоциональном состоянии сотрудников.

На характер социально-психологического климата влияет и стиль руководства, поэтому его можно определить как авторитар­ный, демократический и попустительский.

Кроме этого принято различать два типа социально-психологического климата: доброжелательный или открытый и недоброжелательный или закрытый. Каждый из них имеет свои характеристики. Открытый климат характеризуется:

1) конструктивностью и содержательностью коммуникации (со­общение носит не оценочный, а информационный характер);

2) конструктивностью отношений между сотрудниками (в фо­кусе внимания находится решение проблемы, а не трудности ее решения);

3) честностью (целью критики является желание помочь испра­вить положение);

4) заботливостью (в коллективе преобладает понимание и со­чувствие);

5) равенством (ценится участие в процессе общения всех членов коллектива независимо от роли, должности, которые они занимают);

6) готовностью прощать (признается неизбежность ошибок и неверность суждений);

7) наличием обратной связи.

Закрытый или оборонительный климат характеризуется:

1) обвинительным характером коммуникации (акцент делается на поиск виновных; обратная связь оценочная и носит негативный характер);

2) навязыванием норм (людям навязываются определенные пра­вила поведения, они должны скрывать и изменять свои намеренья и манеру поведения, которые не соответствуют этим нормам);

3) лицемерием (сообщение имеет скрытый характер и его целью является манипуляция);

 

4) безразличием (люди не проявляют интереса друг к другу);

5) неравенством (подчеркивается квалификация людей);

6) догматизмом (нет дискуссий, не принимается другая точка
зрения);

7) взаимной неприязнью людей.

При этом климате общение сохраняется, но служит личным це­лям, а не развитию организации. Закрытый тип часто наблюдается в той организации, где люди перегружены работой, где есть финан­совые трудности, где есть угроза сокращения; это также может быть и результатом стиля руководства и культуры организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.