Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная сущность брака и семьи




Социальный институт добрачного поведения

 

Социальный институт добрачного поведения включает в себя такие понятия, как «брачность», «брачный возраст», «брачный выбор (отбор)», «брачное состояние», «брачный круг», «брачный рынок».

 

Брачность – процесс образования брачных (супружеских) пар – включает процесс вступления в первый или повторный браки. Это социально-демографический процесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и другие аспекты.

 

Брачный возраст – минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом половой, психологической и социальной зрелости, вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий данной страны.

 

Под брачным отбором В. М. Медков предлагает понимать процесс, в результате которого из совокупности возможных, потенциальных брачных партнеров (так называемый «брачный круг») тем или иным способом отбирается тот, кто становится мужем (женой) в зарегистрированном или незарегистрированном браке.

 

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

 

Брачное состояние – положение определенного человека (лица) по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Независимо от вида и формы брака, различают: состоящих в браке и не состоящих в браке. При заключении брака, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории в другую.

 

Брачный круг – совокупность возможных для данного человека брачных партнеров. Брачный круг определяется, с одной стороны, системой законодательных и нравственно-этических норм общества, с другой, – социально-экономическим положением данного лица, его психологическими характеристиками. Значительное влияние на изменение границ и состава брачного круга оказывает возраст конкретного человека. Существенную роль также играют его коммуникабельность, производственные и социальные контакты с бракоспособными лицами другого пола.

 

Брачный рынок – термин, применяемый в демографической и социологической литературе для условного обозначения системы соотношения численности различных групп бракоспособного возраста. Ситуация на «брачном рынке», вероятность вступления в брак зависят от числа потенциальных брачных партнеров, его возрастно-половой структуры. На состояние «брачного рынка» влияют диспропорция полов, возникающая в результате войн и массовых миграций, резкое изменение уровня рождаемости в стране.

 

В добрачном поведении закладываются основы будущих семейных отношений, ценностных ориентаций супругов. Так как добрачное поведение предполагает общение двух полов (юноши и девушки, мужчины и женщины), то оно и зависит от того, что представляет собой каждый из субъектов отношения.

 

Л. И. Савинов предлагает следующую структуру добрачного поведения (см. схему 2).

Cхема 2

 

 

Добрачное поведение более длительный процесс, чем процесс выбора партнера. В целом на добрачное поведение молодого человека влияет определяющим образом стиль родительских отношений и атмосфера родительского дома, культура общества, различные индивидуально-личностные характеристики и ценностные ориентации индивида, и в целом система добрачного воспитания, существующая в обществе.

 

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства людей. Дальнейший процесс развития личности человека, начиная с юношества, приобретает сугубо индивидуальные черты и во многом зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуации, в которых разворачивается общение и от его характера. И. В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни (см. схему 3).

Cхема 3

 

 

Вероятно, следует согласиться с Л. И. Савиновым, что в современных условиях действуют стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам относятся: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера.

 

Нестереотипные ценностные ориентации – это поведение, которое в данной культуре считается не общепризнанным, редко встречающимся и противоречащим традициям и обычаям общества. Конкретное их проявление – выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенное отличие от родительской семьи. У некоторых народов до сих пор нестереотипным считается выбор партнера из другого сословия, класса, национальности, вероисповедания и т. д. Подобные ориентации стали распространяться на этапе знакомств в среде молодежи и отражаться в мотивах ухаживания и взаимоотношений. Они в дальнейшем могут оказать влияние на развитие семейных и супружеских отношений, на характер поведения молодежи в брачно-семейных отношениях в целом.

 

 

В настоящее время в науке приняты несколько теорий выбора брачного партнера. Прежде всего, это теория основателя классического психоанализа Зигмунда Фрейда, построенная на предположении о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола.

 

Теория комплементарных (дополняющих) потребностей (Р. Уинч) объясняет выбор брачного партнера стремлением найти такого человека, который максимально мог бы удовлетворить потребности. В связи с этим будущие супруги должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга.

 

Инструментальная теория подбора супругов (Р. Сентерс) тоже основана на удовлетворении потребностей: человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

 

М. Абалакина считает, что выбор брачного партнера имеет три стадии:

 

1. Формирование первых впечатлений друг о друге.

 

2. Устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару.

 

3. Наступает после решения вступить в брак.

 

В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера.

 

Обобщая сказанное, необходимо выделить некоторые функции добрачного периода:

 

– Формирование впечатлений друг о друге как о брачных партнерах, о потенциальных супругах.

 

– Накопление совместных переживаний и впечатлений.

 

– Более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров.

 

– Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.

 

– Принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником (избранницей).

 

Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем. Такими добрачными факторами являются:

 

– место и ситуация знакомства молодых людей;

 

– первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

 

– социально-демографические характеристики вступающих в брак;

 

– продолжительность периода ухаживания;

 

– инициатор брачного предложения (девушка, юноша, родители, другие);

 

– время обдумывания предложения;

 

– ситуация оформления брака;

 

– возраст будущей пары;

 

– родители и их отношение к браку своих детей;

 

– динамические и характерологические особенности супругов;

 

– отношения в семье с братьями, сестрами.

 

Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить особенности, которые выявляются на добрачной стадии:

 

– наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения и биологической совместимости, которая невозможна без определенной культуры интимных отношений;

 

– психологическая совместимость подразумевает душевный комфорт будущих супругов;

 

– духовная совместимость предполагает общность ценностных ориентаций: взгляды на жизнь у будущих супругов должны примерно совпадать;

 

– бытовая совместимость – способность одинаково понимать свои семейные обязанности и роли.

 

Если совпадают хотя бы три из перечисленных граней совместимости, то брак будет более или менее благополучным.

 

Однако эти предпосылки действовали не всегда. Обратимся еще раз к истории.

 

В условиях родового строя (и много позже) человек в собственном восприятии и в восприятии общества оставался в первую очередь членом рода. Соответственно моральными считались такие поступки, которые способствовали процветанию рода. Иначе говоря, род выбирал наиболее удачную пару для дальнейшего супружества, ослушание не поощрялось. Такое добрачное поведение считалось высоконравственным. И хотя мечта о светлой любви всегда жила в человеческом сердце, большинство молодых пар покорялись требованию общественной морали и вступали в брак по выбору старших.

 

«Брак не дело сердца, а сделка», – гласит пословица средневековой Европы, где долгое время брак рассматривался как союз экономический, необходимый прежде всего для приумножения частной собственности. Браки заключались исключительно в пределах своих сословий и даже селений. Дочь мельника выходила замуж за мельника, купец женился на дочери купца и т. п. В то же время, по свидетельству этнографов, всегда существовало и уважение к личному выбору и чувствам молодежи. Как же снималось подобное противоречие? С помощью добрачного воспитания. Дети воспитывались на примере старших, ориентируясь на четкое понятие «хорошая партия», которое обсуждалось в каждой семье.

 

Родители жениха присматривали невесту, создавая благоприятные условия для сближения молодых. А родители невесты поощряли «угодных» женихов и отвергали неподходящих. Безбрачие и бездетность в народе осуждались.

 

В России долгое время существовала «домашняя школа», которая отвечала требованиям культуры и была основным элементом своего времени. С молодежью в рамках семьи, домашнего хозяйства проводилась воспитательная работа, ориентированная на будущую самостоятельную супружескую жизнь. К 14–16 годам каждый молодой человек интеллектуально и морально был готов заменить отца (мать) и стать отцом (матерью) в своей семье.

 

В ХХ в. появились новые ценностные ориентации социального института добрачного поведения: равноправие между полами, экономическая и психологическая самостоятельность женщин, сексуализация культуры и др. Кроме того, в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими, а отношение к выполнению ролей противоречивое. С одной стороны, традиционно муж воспринимается как глава семьи, а женщина – хранительница домашнего очага. С другой стороны, существует мнение (и наглядные примеры) о равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций и домашних обязанностей. Какую систему ценностей примет тот или иной молодой человек зависит от множества факторов.

 

Происходят изменения и в структуре «брачного рынка». Образ жизни современной семьи не всегда формирует адекватные ценностные ориентации добрачного поведения. Эволюционные изменения социального института добрачного поведения связаны с преобразованиями, происходящими в обществе. Поэтому общество соответственным образом должно отвечать на эти процессы: развивать общечеловеческие ценности – семья, любовь, дети, и создать целостную систему добрачного воспитания молодого поколения.

 

 

 

Понятия «брак» и «семья» в обыденной жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга.

 

Брак – как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Другими словами, брак – традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества.

 

В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства.

 

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т. е. семью составляют люди и их взаимоотношения.

 

Основные признаки семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общий семейный бюджет.

 

Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья.

 

Семья – специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем:

 

1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество.

 

2. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества.

 

3. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья – относительно самостоятельный социальный институт, который, отражая «в миниатюре все противоречия общества», наделен собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, и внутренними источниками развития.

 

4. Семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей.

 

5. Семья – историческое, динамическое общественное явление.

 

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.

 

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так и вне ее, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия членов общества, раскрытию их индивидуальности (следует признать, что это относится только к благополучным семьям).

 

Социальная сущность семьи состоит в том, что она рассматривается как важная подсистема общества, которая, являясь сама социальным институтом, взаимосвязана с другими социальными институтами и с обществом в целом. В то же время семья – это источник социальной принадлежности. В семье постоянно осуществляется непрерывный процесс передачи опыта и традиций от одного поколения к другому.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.