Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения педагогических технологий




 

Можем ли мы говорить о том, что технологии в образовании возникли только в последнее время? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. Оказывается, что сравнение общеобразовательной школы с массовым поточным производством проводил еще Ян Амос Коменский (1592-1670). Он планировал «учить всех всему», а дело образования представлял «работой какой-то сложной машины, которую нужно наладить, пустить в ход, а дальше она уже сама будет работать. Вот как часы или типография». Для Коменского было важно требование массовости обучения и стандартности его результатов. Он прямо называл свой метод «дидактической машиной» и «механическим», то есть приравнивал процесс обучения к производству, использующему разнообразные промышленные технологии.

На современном этапе отправной точкой технологического подхода можно считать технологию программированного обучения. Как отмечает М.В.Кларин, предпосылками его возникновения были: (1) повсеместное внедрение компьютеров, в том числе и в школе; (2) попытки повысить качество обучения, точнее, сделать результат обучения независимым от качества работы учителя[1].

С середины 50-х годов прошлого столетия она была предметом интенсивных исследований в разных странах мира, прежде всего в США, СССР и Великобритании, а широкое распространение получила в 70-е гг. Программированное обучение стало отправным пунктом для перехода к «технологическому» пониманию полностью программированного учебного процесса.

Под программированным обучением понимается усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (компьютеров, программированных учебник ов, тренажеров и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. В основе технологии программированного обучения лежат два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

В программированном обучении различают три основные формы программ

1) линейная;

2) разветвленная;

3) смешанная.

Линейная программа предполагает, что ученик знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности (рис 1.):

 

Рис.1. Линейная программа обучения.

Правильно выполненное задание (шаг) поощряется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы.

Линейная программа характеризуется тем, что:

— дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;

— вопросы не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

— учащиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию;

— в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;

— все учащиеся проходят весь материал, но каждый делает это в удобном для него темпе;

— значительное число указаний в начале программы, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;

— во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах.

Линейная программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе, что, как показала практика, было невозможно.

В разветвленной программе ответ ученика используется для того, чтобы вести его дальше — по одному из разветвлений (рис. 2).

 

Рис.2. Разветвленная программа обучения.

В этой программе есть понимание того, что учащийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала. Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности личности ученика, его способности, желания, темп изучения материала и т.д.

В смешанной программе сочетаются элементы обеих рассмотренных выше.

Почему же программированное обучения считают предшественником образовательных технологий? Потому что полностью программированный учебный процесс включает:

- составление полного набора учебных целей,

- подбор критериев их измерения и оценки,

- точное описание условий обучения.

Речь идет об управлении учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

1.3. Связь понятия «педагогическая технология»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.