КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеи и принципы педагогических мастерских
Педагогические мастерские Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) - основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе. Цель технологии: интеллектуальное и творческое развитие учеников, создание условий для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Результат технологии: формирование у ребенка нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни. В основе технологии заложены следующие идеи: 1. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание. 2. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). 3.Процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает построение деятельности участников мастерской как исследования. Преобладающий метод: проблемно - поисковый, диалогический. 4. Д.Г. Левитес определяет основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика: интериоризация получаемого на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей.
5. Приемы, которые используются на занятии по данной технологии должны предполагать: а) отношение учителя к ученику как к себе равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельное решение творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого. 6. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. 7. В мастерской участникам предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям 8. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса.
9. Создание на занятии атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы). 10. Взаимопомощь, сотрудничество, взаимная поддержка участников мастерской друг друга, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания. При построении занятия на основе технологии педагогических мастерских следует реализовывать следующие принципы: 1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. 2. В работе мастерской могут на равных участвовать все, не зависимо от возраста, уровня подготовленности, в мастерской «все способны». 3. Каждый участник мастерской имеет право высказать свою точку зрения и должен уважать мнение другого. 4. Оценки в мастерской не выставляются. 5. Особое внимание следует уделять эмоциям, которые испытывает участник мастерской в процессе работы. 6. Совместная образовательная и исследовательская деятельность участников мастерской:«Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» 7. В мастерской важнее процесс получения знания, нежели результат. 8. Каждый участник должен продвигаться к истине своим путем. Каждый имеет право на ошибку; ошибка - закономерная ступень процесса познания. 9. Вопросы в мастерской задает не мастер, а ученики и сами на них отвечают– в одиночку, потом в парах, в группах. Типы мастерских (классификация И.А.Мухиной): 1. По составу участников: только для учащихся; только для педагогов; для взрослых и детей. 2. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма (Материалы из опыта работы 1); мастерские построения знаний (Материалы из опыта работы 3); мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций (Материалы из опыта работы 2). 3. По временной продолжительности процесса: «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд); «длительного действия» (может продолжаться неделю или даже нескольких месяцев).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |