Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из опыта работы




 

Мастерские построения знаний и творческого письма:

Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Мастерская Е.В.Долговой

 

Участники: учащиеся 5,6 классов.

Цели мастерской:

- совершенствование у школьников умений и навыков построения текста-рассуждения;

- подготовка учащихся к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

- развитие речи учащихся;

- формирование у детей культуры здорового образа жизни.

Оборудование, оформление: рабочие материалы, музыкальная композиция «Одинокий пастух» Э. Морриконе.

Ход занятия.

I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»

Мастер:- Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть…

1. «Индукция»/ «наведение». Мастер: - В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение. - И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем вместе тему «Сочинение-рассуждение как тип речи»

- Как вы понимаете тему мастерской?

Учащиеся вспоминают структуру сочинения-рассуждения, фразы при построении тезиса, аргументов, вывода.

Мастер: - Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.

2. «Самоконструкция»

Мастер: - На какой вопрос отвечает тип речи – рассуждение? Почему?

- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение? (тезис, аргументы, вывод).

- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Выступление консультанта-языковеда из числа заранее подготовленных учащихся (приложение 1).

3. «Социоконструкция»

Мастер:- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в парах:

- В чём убеждён автор?

- Какие аргументы приводит автор? Насколько они убедительны?

- Как автор делает вывод?

4. «Социализация»

Мастер: - Объединитесь в четверки и составьте общую характеристику прослушанного текста.

5. «Афиширование»

Мастер: - Огласите результаты вашей групповой работы, используя следующий план:

- Какая фраза используется при построении тезиса?

- Какие вводные слова используются при построении аргументов?

- Какой переход использует автор, чтобы сделать вывод?

- Чем по содержанию отличается тезис от вывода?

Ученики высказывают свое мнение о средствах, используемых при написании текста-рассуждения.

6 «Разрыв»

Мастер:- Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Вам поможет таблица «Средства частей рассуждения».

Ученики записывают новую информацию о средствах частей рассуждения в тетради.

7 «Рефлексия»

Мастер: - Первая мастерская завершена. Выскажите свои впечатления от нашей работы, начиная свое высказывание со слов: я вспомнил…; я понял…; я буду писать…; мне понравилось…

Учащиеся высказывают свои впечатления. Далее следует музыкальная пауза под классическую музыку.

II Мастерская творческого письма «Проба пера»

Мастер:- И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера»

1. «Индукция»/ «наведение»

Мастер:- Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?

Ученики высказывают свои мнения, отталкиваясь в своих ответах от значения слов «перо», «доказательство», «точка зрения».

Мастер: - Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение - рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с темой сочинения?

- О каких двух главных понятиях идёт речь?

Ученики отвечают на вопросы.

2. «Самоконструкция»

Мастер: - Подберите и запишите в своих тетрадях эпитеты к словам: образ жизни; здоровье; спорт; бассейн; гимнастика; досуг.

Мастер: Но прежде обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет?

1. «Социоконструкция»

Мастер: - Обратимся к печатным материалам (приложение 2). Прочитайте в парах и ответьте на вопросы:

- Какова тема текста?

- Какой тип речи?

- Как вы это поняли?

Ученики работают с текстом и ищут ответ на вопросы.

4. «Социализация»

Мастер: - А теперь попытаемся все вместе создать текст на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы вашей индивидуальной и парной работы. Каждая группа сочиняет свою часть общего текста: первая группа построит тезис (прямой ответ на вопрос); вторая группа обсудит и подберет аргументы в пользу спорта (три-четыре разных доказательства); третья группа построит вывод (не забудьте, чем он отличается от тезиса).

Ученики в группах составляют свои части текста-рассуждения.

5. «Афиширование»

Мастер: - А теперь по очереди прочитайте, что у вас получилось.

Ученики зачитывают результаты групповой работы.

6. «Разрыв»

Мастер: - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

- Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте на вопрос: О чем они нам напоминают?

«Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет в небе голубом.

Еще люблю, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают, как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

Когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит» (3)

Учащиеся вспоминают, что следует не допускать тавтологии.

Мастер: - Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду (приложение 1).

«Самоконструкция»

Мастер: А теперь приступаем к собственному творческому письму. Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения.

Учащиеся пишут свой текст-рассуждение (включается музыкальное сопровождение).

«Афиширование»

Мастер: - Работа окончена. Заслушаем несколько работ.

Ученики из числа желающих зачитывают свои тексты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.