Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки и обсуждения




Ход урока

По географии, биологии, химии

Конспект интегрированного урока

Из опыта работы

 

 

Тема урока: «Северные моря сегодня и завтра» (8 кл.)

 

В.А.Колупаева, Т.И. Шипулина, Т.А.Черепанова

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии группового самостоятельного обучения.

Цели урока по содержанию:

- образовательная – способствовать пониманию связи географического положения объекта и хозяйственной деятельности человека (на примере арктических морей);

- развивающая – продолжить обучение приёмам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний);

- воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового самостоятельного обучения школьников.

Тип урока: комбинированный.

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация начала урока
Приветствует учащихся. Предлагает им занять свои места в творческих группах, проверить готовность рабочего места к групповой работе. Приветствуют учителя. Рассаживаются по творческим группам: географы – 2 группы, химики – 2 группы, биологи – 2 группы (численность группы - 5 человек). Проверяют готовность рабочего места.
2. Целеполагание и мотивация
2. Поясняет, что в процессе урока учащиеся могут научиться: - рассказывать об особенностях уникальной природы арктических морей; - характеризовать природно-территориальные комплексы северных морей по типовому плану и комплексу разнообразных источников; - оценивать природные ресурсы Антарктики и использование их человеком; - решать проблемные задачи. 3. Предлагает вспомнить преимущества групповой работы, прогнозирует вместе с детьми, каким может быть результат урока. 1. Определяют для себя объём работы, формируют цели урока, записывают их в тетрадь по алгоритму: - обобщить … - предложить … - предположить … 2. Вместе с учителем приходят к выводу, что групповая работа позволит усвоить больший по объёму учебный материал за короткий промежуток времени, отработать приёмы эффективного взаимодействия участников группы в процессе подготовки ответов на вопросы.
3. Изучение нового материала
1. Организует самостоятельную работу по изучению нового материала, напоминает учащимся правила групповой работы: - выдаёт пакеты с заданиями (см. приложение); - поясняет, как работать с зачетным листом; - напоминает, что школьники имеют право обратиться к учителю с вопросами как по содержанию учебного материалов, так и по организации познавательной деятельности. 2. Уточняется время самостоятельной работы групп. Уточняются средства обучения. 1. Получают групповое задание. Читают, формулируют цели: описать особенности ПК северных морей, особенности размещения и использования природных ресурсов морей, области хозяйственной деятельности в них человека. 2. Изучают литературу по данному заданию. Задают уточняющие вопросы учителю. Выполняют работу, оформляют групповой отчёт, заполняют контурные карты. 3. Лидеры организуют взаимодействие учащихся при выполнении групповой работы и заполняют зачётный лист.
Закрепление, применение знаний
1. Предлагает учащимся по истечении 20 – 25 минут приготовить тетради, опросные листы, контурные карты. 2. Даёт возможность группам обсудить свои записи, подготовить нужные материалы на доске, вывесить карты, таблицы. 3. Предлагается группам отчитаться по результатам самостоятельной работы. 4. Организует дискуссию по проблемным вопросам, предлагает сделать выводы. 1. Готовят к работе тетради, опросные листы, контурные карты. 2. Оформляют свои сообщения, готовят доску, вывешивают карты, таблицы. Во время отчёта остальные группы делают необходимые записи в тетради, заполняют карты, опросные листы. Предлагают свои варианты решения проблемных вопросов. 3. Вместе с учителем делают вывод о том, что арктические моря при всей своей удалённости играют важную роль в жизни страны, однако освоение богатств северных морей необходимо проводить с учётом необычайной ранимости их природы.
Подведение итогов
1. Предлагает в группах определить результаты работы каждого ученика, определить показатель качества знаний учащихся в каждой группе. 2. Дает слово лидеру группы. 3. Высказывает собственное суждение о результативности работы каждой группы и отдельных учащихся. 4. Определяет степень достижения поставленных целей урока. Завершает урок словами М.В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». 1. Окончательно оформляют зачётные листы групп. 2. Лидер в целом характеризует результативность работы группы, определяет качество усвоения материала.
     

 

Приложение

 

Задание для групп географов

Прочитайте текст учебника географии (География России. Учебник 8-9 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2001. С. 209 –213). Рассмотрите соответствующие карты в атласе. Выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

- Обозначьте на контурной карте границы северных морей, их название, укажите t над ними, период навигации по ним.

- Каковы особенности природы северных морей и как изменяются природные условия с запада на восток?

- Какие моря называют шельфовыми?

- Как хозяйственная деятельность населения связана с арктическими морями? Какое значение в ней имеет Северный морской путь? Нанесите его на контурную карту.

- С какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в решении проблем хозяйственного освоения северных морей?

- Арктические моря, несмотря на их «суровость», привлекают туристов. Какие объекты и природные явления их привлекают? Разработайте туристический маршрут и укажите его на контурной карте.

Задание для групп химиков

- Прочитайте текст учебника химии (Химия. Учебник 10-11 класса средней школы/ Г.Е. Рудзитис; Ф.Т. Фельдман – М.: Просвещение, 1993. С. 64 – 70).

- Ответьте на вопросы и выполните задания:

- Определите разведанные месторождения нефти и газа в Северных морях и на их побережье и отметьте на контурной карте. Каковы перспективы развития добычи нефти в этих регионах?

- Общеизвестна крылатая фраза Д.И. Менделеева об использовании нефти как источнике топлива: «…топить можно и ассигнациями». Нефть является ценным химическим сырьём для производства разных продуктов. Укажите способы переработки нефти и продукты, которые при этом образуются. Составьте схемы получения и применения продуктов нефтепереработки, запишите уравнения соответствующих реакций.

- Во многих странах учёные разрабатывают новые программы энергетики без АЭС, ГЭС, ТЭС. Какие особенности природы северных морей можно использовать как альтернативные источники энергии? Приведите примеры, укажите их на карте.

- Как вы считаете, могут ли вода и живые организмы, обитающие в ней, стать источниками получения различных химических веществ? Укажите перспективы развития морской химической промышленности.

 

Задание для группы биологов и экологов

Прочитайте текст учебника (География России. Учебник 8-9 класса общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева. – М.: Дрофа, 2001. С. 209 – 213). Ответьте на вопросы, выполните задания.

1. Какими биологическими ресурсами обладают северные моря? Сравните природные условия и биологическую продуктивность морей. Заполните таблицу:

Название моря Особенности климатических условий Видовой состав животного мира
     

2. Можно ли увеличить биологическую продуктивность морей Севера? Что предлагают в этом отношении учёные? Что такое «морские породы»?

3. «…Одно живое существо зависит от другого. Большие пожирают малых…». Составьте цепи питания, включающие растения и животных северных морей.

4. Какие экологические проблемы возникают в связи с хозяйственной деятельностью человека в северных морях и по их побережью? Укажите возможные пути их решения.

5. Составьте меню комплексного обеда из морепродуктов для туристов.

 

 

1.Что понимают под интеграцией в образовательном процессе? Для чего необходима интеграция?

2. Правомерно ли говорить о технологиях интеграции? Обоснуйте свою точку зрения?

3.Как соотносятся понятия «технологии интеграции» и «средства интеграции»?

4.В каком случае учебное занятие является средством интеграции и технологией интеграции?

5.Какие из вышеизложенных технологий интеграции вы встречали в практике образовательных учреждений? Дайте оценку их использования?

6.В чем отличие проблемно-тематического дня от других технологий, рассмотренных в этой главе?

7.Какие условия необходимо создать, чтобы успешно провести проблемно-тематический день?

 

Практические задания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.