Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: «Официально-деловой стиль: письменное 3 страница




Смех – великая сила. Нельзя забывать, что жизнь коротка и быстротечна, но если мы добавим в нее побольше улыбок и смеха, она станет длиннее, мы проживем ее радостно. Вокруг нас будет больше веселых хороших людей, потому что смех одного человека рождает ответный смех, а в этом случае холод уйдет с многих лиц, эти лица станут добрее.

 

12. Прочитайте начало выступления. Определите группу каждой речи, а также функционально-смысловой тип речи, использующийся в каждом фрагменте (описание, повествование или рассуждение). Допишите выступления.

 

а) Новый год для студентов, особенно первокурсников, радостен уже потому, что несет, как дорогой подарок, сессию.

Ведь сессия – это соревнование между экзаменатором и экзаменующимся в том, кто, что, кому докажет. Иногда побеждает преподаватель, которому удается убедить сдающего, что тот что-то знает и заслуживает положительной оценки. Но бывает и обратное: победителем оказывается студент, который успешно и аргументированно доказывает, что он мало знает и рад будет повторить приятную для обоих встречу. Замечу, деканат второй вариант не одобряет.

 

б) Кого из вас удивят такие сентенции «К несчастью, мир теперь не таков, каким был прежде. Все хотят писать книги, и дети не слушаются родителей». Уверена, все с этим согласны. Однако написано это на знаменитом «Папирусе Присса» шесть тысяч лет тому назад.

Вот пример вечной проблемы, проблемы «отцов и детей».

Помимо вечных проблем, каждая эпоха ставит перед человечеством проблемы специфические, характерные для данного времени. Что же это за проблемы?

 

13. Подготовьте торжественную (похвальную) речь на одну из предложенных тем. Определите адресата, аудиторию, место и время произнесения вашей речи.

 

1) Любви все возрасты покорны

2) Объяснение в любви (чему?; кому?)

3) Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться (Б.Окуджава)

4) Сегодня ваш (твой) день рождения

5) Если бы меня слышали цветы (горы, река, небо, весенняя капель и т.д.)

6) Я хочу подарить тебе весь мир (море, солнце, звезды, песню и т.д.)

 

14. Прочитайте список тем публичных выступлений. К какой группе речей можно отнести каждую тему? Подготовьте публичное выступление на одну из этих тем (на 5-7 минут).

 

1) Учебный курс «Русский язык и культура речи» в образовании экономиста (бухгалтера, инженера и т.п.)

2) Как телевидение формирует мою личность

3) Интересная лекция по (название любой дисциплины)

4) Оратор, который произвел на меня сильное впечатление

5) Какие ораторы мне не нравятся

6) Законы студенческой жизни

7) Проблемы общения преподавателей и студентов

8) Как заработать деньги в науке

9) Православие и современная молодежь

10) Доброе старое время

11) Легко ли жить молодым?

12) Простые истины

13) Великий экономист (о выдающемся ученом в области экономики)

14) Виновен ли Родион Раскольников (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)?

 

Подготовленную речь оцените по схеме (см. задание 14).

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М.: Гардарики, 2000.

2. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: ВШ, 2002.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

5. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. – М.: Флинта: Наука, 2002.

6. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.

7. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

 

Для определения варианта контрольной работы используйте последнюю цифру номера Вашей зачетной книжки. Например, если последняя цифра номера зачетной книжки 1, Вам предлагается выполнить первый вариант контрольной работы, если последняя цифра 2 – второй вариант, если последняя цифра 0 – десятый вариант.

Контрольная работа оформляется в тетради. Текст пишется от руки. Титульный лист печатается на компьютере и наклеивается на обложку тетради.

Примечание: шифр, который указывается студентом в сведениях о себе, идентичен номеру зачетной книжки.

Литература, которой Вы можете воспользоваться при подготовке контрольной работы, дана ниже (см.: Рекомендуемая литература; Словари).

 

Образец оформления титульного листа:

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра русского языка, культурологии и психологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

Вариант 1

 

 

Выполнил: студент группы М-101 (с) заочной формы обучения Ю.В.Иванов Шифр: 04051 Место работы:______________ Должность:_________________ Домашний адрес:____________ ___________________________ ___________________________ Проверила: кандидат филологических наук доцент И.П.Петрова Оценка:___________ Дата:______________ Подпись:__________

 

 

Орел – 2007

Вариант 1

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

досуг, кремень, зоотехния, мастерски, мышление, газопровод, каталог, маркировать, обеспечение, электропровод.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Альтернатива, идентичный, экземпляр, энергия, претензия, дефис, терапевт, кредо, деликатес, крейсер.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Гарантия, декларация, аккредитив, пасквиль, номенклатура.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией. 2) В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. 3) Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 4) В спорте большое значение играет упорная тренировка. 5) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Кольраби, Батуми, авеню, рояль, шоссе.

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Автор, бухгалтер, адрес, офицер, флигель, инженер.

 

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

Ботинок, блюдце, ухо, тапка, килограмм.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Необходимый, ловкий, злой, красивый

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Это еще более худший вариант решения проблемы. 2) Он был горяч, полный жизни.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Вопреки (постановление, обстоятельства, правила), консультироваться (Иванов, доцент, академики).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2) Прочитанная рукопись редактором журнала лежала на столе. 3) Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факультативные занятия по освоению второй специальностью – преподавателя физвоспитания. 4) Уже появилась рецензия о новом фильме.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Ученость есть сладкий плод горького корня (Катон Старший). 2) Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать – не одно и то же. 3) Справедливость есть высшая из всех добродетелей (Цицерон).

 

9. Теоретический вопрос.

Раскройте основные особенности научного стиля речи: а) основные функции; б) сфера применения; в) лексические особенности; г) синтаксические особенности.

 

Вариант 2

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

приданое, пиала, намерение, агрономия, договор, квартал, мусоропровод, облегчить, принудить, торты.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Бандероль, индекс, стратегия, экземпляр, патент, критерий, музей, неологизм, одесский, термин.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

Дубликат, инцидент, компетентный, аннотация, оферта.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Народ терпел двойственный гнет. 2) Ученый стоял у источников ракетостроения. 3) Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 4) Напишите свою автобиографию. 5) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Салями, Миссисипи, бра, фамилия, мозоль.

 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Бухгалтер, профессор, сорт, ректор, флюгер, корпус.

 

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

Грамм, туфля, яблоко, солдат, погон.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Белый, длинный, плохой, горький.

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

1) Более быстрее развивается машиностроение. 2) Не стремлюсь лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Согласно (постановление, желание, указание); искать (поддержка, дорога, спасение)

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что умираю. 2) Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум. 3) Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев. 4) Инженер, который привел этот факт, оказавшийся большим знатоком вопроса, убедительно доказал свое утверждение.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Уча других, мы учимся сами (Сенека). 2) На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь (Ф.М.Достоевский). 3) Гений, ум и дух нации обнаруживаются в ее пословицах (Ф.Бэкон).

 

9. Теоретический вопрос.

Раскройте основные особенности публицистического стиля речи: а) основные функции; б) сфера применения; в) лексические особенности; г) синтаксические особенности.

 

Вариант 3

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

ходатайствовать, гастрономия, диоптрия, иконопись, каучук, ветеринария, закупорить, красивее, намерение, кета.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Адекватный, бизнес, интеллект, терапевт, индексация, гипотеза, орхидея, сессия, тент, энергия.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Лаконичный, невежа, невежда, бланк, кредит.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие детей. 2) Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 3) Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 4) В целях улучшения работы кружка целесообразно привлечь для участия в нем новых студентов. 5) Отсутствует наличие стульев.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Сирокко, Калахари, безе, картофель, какао.

 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Директор, торт, бухгалтер, шницель, штабель, кондуктор.

 

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

 

Мандарин, полотенце, англичанин, ампер, партизан.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Узкий, искусный, хороший, дорогой.

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Самый крупнейший город в мире – это Мехико. 2) Один брат шумный, другой тих.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Вопреки (просьба, предположение, усилие); просить (прощение, помощь, поддержка).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживленные споры. 3) Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно. 4) Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

1) Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен (А.Чехов). 2) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д.Дидро). 3) Больше всего оживляет беседу не ум, а взаимное доверие (Ф.Ларошфуко).

 

9. Теоретический вопрос.

Раскройте основные особенности официально-делового стиля речи: а) основные функции; б) сфера применения; в) лексические особенности; г) синтаксические особенности.

 

Вариант 4

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

мытарство, пасквиль, созыв, упрочение, вероисповедание, звонит, кулинария, комбайнер, мышление, ломота.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Гипотеза, модель, стресс, орхидея, экземпляр, термин, артерия, бутерброд, бандероль, деканат.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Обаяние, обоняние, виза, контракт, прейскурант.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 2) Главное для писателя – душевный мир человека. 3) Идентичное решение было принято студентами второй группы. 4) В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда. 5) Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Хинди, Сочи, жюри, тюль, шампунь.

 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Инспектор, паспорт, договор, бухгалтер, штемпель, борт.

 

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

 

Носок, простыня, свеча, башкир, рейтар.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Ловкий, тонкий, смелый, драматичный

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных или причастий, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 2) Вы неглупая, надежная, одарена внешностью.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Благодаря (выступление, успех, знания); требовать (деньги, справка, решение).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 2) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 3) Журналист, с которым я познакомилась, он был всего на два года старше меня. 4) Согласно распоряжения от 18 января 2007 г. срок выполнения задания истекает 1 марта 2007 г.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими недругами, а недруги стали друзьями (Пифагор). 2) Украшение дома – друзья, его посещающие (Р.Эмерсон). 3) Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят (В.Гюго).

 

9. Теоретический вопрос.

Раскройте основные особенности языка художественной литературы: а) основные функции; б) сфера применения; в) лексические особенности; г) синтаксические особенности.

 

Вариант 5

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

каталог, квартал, асимметрия, вероисповедание, гастрономия, торты, маркетинг, нормировать, премирование, феномен.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

 

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Депрессия, протекция, федерация, кодекс, тенденция, бассейн, генезис, декадент, тенор, террор.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Оптимальный, плеяда, постскриптум, гриф, реестр.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 2) Отчет представляется в двух экземплярах. 3) Ясный ум и руководящие способности помогли молодому руководителю организовать большую организацию. 4) Многие граждане справедливо поняли, что государство уже не ставит целью заботу о каждом. 5) Он живет как кот в масле.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Авеню, Осло, кофе, пальто, повидло.

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Отпуск, лектор, джемпер, договор, ястреб, веер.

 

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

 

Свадьба, серьга, чулок, бурят, ампер.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Длинный, красный, бойкий, высокий.

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Самая интереснейшая книга для меня – энциклопедия. 2) Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Вследствие (болезнь, пожар, беспорядок); удивляться (результаты, доводы, решение).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 2) Направляемых студентов на практику необходимо снабдить тщательно разработанной специалистами инструкцией. 3) Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в уходе, выращивании и уборке урожая. 4) В ряде случаев недооценивают роли радиовещания в культурно-просветительной работе.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека (В.Сухомлинский). 2) Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после (М.Скюдери). 3) Несчастен, кто берет, но не дает взаимно, Я счастлив оттого, что брал, но и даю (А.Рудаки).

 

9. Теоретический вопрос.

Раскройте основные особенности разговорно-бытового стиля речи: а) основные функции; б) сфера применения; в) лексические особенности; г) синтаксические особенности.

 

Вариант 6

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

диспансер, камбала, некролог, искра, творог, таможня, ходатайствовать, медикаменты, звонишь, менеджмент.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Термос, индексация, компьютер, одновременный, фанера, термин, декольте, детектив, плиссе, сессия.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Приоритет, скрупулезный, депонирование, реферат, бенефис.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 2) Председатель кооператива не смог выполнить порученных ему вопросов и недостаточно качественно подготовился к отчетному докладу. 3) Б о льшая половина работы уже сделана. 4) Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. 5) Под лежачим камнем вода не течет.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Боа, «Юманите», кашне, мозоль, кенгуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.