Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




Законы шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи принадлежат к важнейшим документам древневосточного права. Главной целью семинарского занятия является рассмотрение социальной структуры и социально-экономических отношений в Старовавилонском обществе. Подготовка к семинарскому занятию по данной теме сводится, в основном, к работе с первоисточником – текстом законов, размещенном во всех хрестоматиях по истории Древнего Востока. Дополнительные сведения относительно истории создания документа и его структуры можно почерпнуть в научных трудах Дьяконова И.М., Оппенхейма Л., Якобсона В.Л. и др.

Первый вопрос носит обзорный характер. Следует обратить внимание на место, время, исторические условия и значение появления сборника законов, на его структуру и перечень регламентируемых сфер жизни.

В ответе на второй вопрос необходимо последовательно рассказать о положении основных групп населения, находившегося на государственной службе. Анализируя положение мушкенума, выясните, кто относился к этой социальной группе, чем его положение отличалось от положения общинника (авилума, «человека») и раба. Обратите внимание на имущественное положение мушкенума, на то, как его собственность, здоровье и жизнь защищались законами. Путем сравнения мер наказания, налагаемых на общинника, мушкенума и раба за одинаковые преступления и сопоставления ценности имущества, здоровья и жизни определите социальный статус мушкенума. Рассматривая положение редума и баирума (воинов на царской службе) выясните, какие обязательства нес воин перед царем и как он наказывался за уклонение от службы, каким должностным имуществом он мог владеть, и как оно охранялось законом, как защищались интересы супруги и сына редума. Установите условия пользования имуществом надитум и условия передачи его в иные руки.

Готовясь к третьему вопросу, определите участников и условия аренды поля, пастбища, залежной земли, сада, домашнего скота дома, амбара, судна и проч. Выясните условия найма сельскохозяйственных работников и ремесленников. Для пересчета в современные меры длины, площади, веса и емкости пользуйтесь таблицей основных единиц мер и веса, размещенной в конце хрестоматии.

Статей, регулирующих ростовщичество в кодексе законов Хаммурапи немного, а те, что есть, не сведены в одну группу. Обратите внимание на то, кто в Вавилоне занимался ростовщичеством, что давали в долг, что служило залогом, каков был процент роста, каковы были санкции для нарушителя обязательства. Сделайте вывод о влиянии ростовщичества на социальную структуру старовавилонского общества. Кодекс Хаммурапи позволяет выяснить, кто и за что мог быть отдан в заложники и долговую кабалу, понять положение закабаленных в доме заимодавца и ответственность залогодержателя в случае их смерти.

Сравнительно много места в законах отводится проблеме рабства. Используя статьи кодекса и дополнительную литературу, установите источники рабства в Старовавилонском царстве, процентное отношение рабов к населению Вавилонии, степень их участия в земледельческом и ремесленном труде. Обратите внимание на то, как законы Хаммурапи охраняли права рабовладельцев, на условия купли – продажи рабов и их освобождения. В Старовавилонском царстве рабство носило патриархальный характер и раб (вардум) занимал положение младшего члена семьи. Следствием этого было появление ряда статей, защищающих его права. В частности, рабы могли вступать в брак со свободными, супруги обзаводились домом и добром, а их дети рабами не становились. Обратите внимание на соответствующие статьи и прокомментируйте их.

Судебное производство в кодексе законов Хаммурапи регламентировано чрезвычайно тщательно. Следует обратить внимание на то, кто участвовал в судебном разбирательстве и какую ответственность несли участники судопроизводства за нарушение процедуры. Реконструируйте процедуру судебного разбирательства. Выделите меры наказания (штраф, публичное избиение, увечье, смертная казнь) и выясните, в каких случаях каждая из них применялась. Определите значение свидетельских показаний, судебных ордалий и клятвы, степень и формы коллективной ответственности общинников и жителей квартала за совершенное на их территории преступление, выделите пережитки первобытных мононорм.

Скрупулезной регламентации в своде законов подверглись и семейно-брачные отношения. Обратите внимание на процедуру и значение заключения брачного договора, на то, как определялась принадлежность приданого и брачного выкупа в случае расторжения брака либо смерти супруги. Выясните порядок усыновления, права и обязанности усыновленного (особое внимание обратите на право наследования сына свободного от рабыни), права и обязанности жены взятого в плен редума, определите ответственность жены и мужа в случае супружеской измены. Проанализируйте ряд статей, регламентирующих процедуры развода супругов и выясните, кому и в каких случаях могла принадлежать инициатива, как происходил раздел имущества. Расскажите, как проходил раздел наследства в случае смерти главы семейства: какова была доля каждого члена семьи, кто и в каком случае мог быть ее лишен, каким было положение вдовы. Каждое из выдвигаемых положений по каждому из вопросов должно быть подкреплено краткой цитатой и адресной ссылкой на источник (с указанием статьи, параграфа).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.