Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




Методические рекомендации

Дискуссия – всестороннее обсуждение вопросов с элементами спора и с намерением достичь взаимоприемлемого решения. За неделю до семинарского занятия преподаватель делит студентов на две группы (представляющие позиции Афин и Спарты) и назначает руководителей. После этого студенты групп самостоятельно распределяют роли: определяют основных выступающих и основных оппонентов, готовых подвергнуть критике выступление докладчика из другой группы. После изучения специальной литературы и исторических документов проговариваются возможные точки зрения, готовятся «каверзные» вопросы и свои контраргументы и прочее. Студенты групп должны отстаивать свою позицию, не скатываясь при этом к огульному отрицанию мнения оппонентов.

В ходе дискуссии последовательно обсуждаются следующие три проблемы:

1. Спарта и Афины: где больше демократии и где жилось лучше?

2. Влияние Спарты и Афин на политическую судьбу Балканской Греции.

3. Вклад Спарты и Афин в греческую культуру.

 

В дискуссии должны принять участие все студенты курса. По окончанию дискуссии представители от групп делают общие выводы, представляющие собой взвешенное консенсусное решение.

Рекомендации участникам дискуссии.

- прежде чем изложить свою точку зрения, внимательно выслушайте оппонента;

- помните, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты, четкая аргументация и безупречная логика;

- не искажайте мыслей и слов своих оппонентов;

- говорите ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами;

- имейте мужество признать правоту оппонента, если Вы оказались не правы;

- не допускайте уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания;

- заканчивая свое выступление, подведите итоги и сформулируйте вывод.

 

Занятие 10. Тема: Римское общество по законам XII таблиц

Занятие проводится в форме поисковой лабораторной работы

(работа с первоисточником)

Вопросы для изучения

1. Судопроизводство. Наказание за уголовные преступления.

2. Право собственности и его защита.

3. Ростовщичество и долговая зависимость.

Литература

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С.25-35.

 

Законы XII таблиц принадлежат к наиболее ранним документам, оказавшим огромное влияние на последующее развитие римского общества и права. Главной целью семинарского занятия является рассмотрение экономических отношений и системы судопроизводства римской общины царского и раннереспубликанского времени, а также дальнейшее совершенствование навыков работы с историческими источниками.

Письменное сообщение по первому вопросу должен базироваться исключительно на тексте законов XII таблиц. Описывая процедуру привлечения ответчика к суду (I (6), обратите внимание на то, как решалась проблема в случае его болезни, немощности, либо отказа явиться на судебное разбирательство. Процедура судопроизводства может быть исследована по целому ряду статей: I(4,7), II(1,2,3), III(1), VI(2,5), VIII(15б,22,23), IX(1,3). Расскажите, где и когда начиналось и заканчивалось судебное разбирательство, в каких случаях оно могло быть перенесено, как решался вопрос в случае неявки одной из сторон. Обратите внимание на практику судебного залога в кассу понтифика. Расскажите, как происходил «спор о вещи», выясните, какие требования предъявлялись к поручителям и свидетелям, какую роль отводили древние римляне свидетельским показаниям, как решался вопрос в случае неявки свидетеля на судебное разбирательство, как проходил обыск жилища подозреваемого. Меры наказания за те либо иные преступления могут быть определены по следующим статьям таблиц: VIII (1б,2,8a,14,16,18б,20б,21), IX(5). Выясните, какие статьи законов свидетельствуют о наличии в раннеримской судебной практике пережитков первобытного права, а какие позволяют говорить о развитии в обществе новых тенденций.

Готовя сообщение по второму вопросу используйте следующие статьи кодекса: IV(2), V(2,4,5,7), VI(3,7,8), VII(5,8б), VIII(10). Расскажите о римской патриархальной семье и о власти отца по отношению к своему сыну. Прокомментируйте статьи закона, предусматривающие троекратную продажу отцом своего сына; подумайте, о какой форме зависимости в этом случае идет речь. Обратите внимание на появившееся в древнеримском законодательстве право завещания семейного имущества и на то, каким образом оно наследовалось в случае отсутствия завещания. Выясните, в каких случаях имущество передавалось агнатам еще при жизни хозяина. Сообщите, каким образом проходило размежевание границ земельных участков и как защищалась частная собственность. Обратите внимание на различные меры наказания за предумышленные и непредумышленные преступления.

Если Вы выбрали третий вопрос, внимательно изучите следующие статьи законов XII таблиц: II(1), III(1-6), IV(2), V(9), VI(1), VIII(18а). Обратите внимание на ограничение ссудного процента до 1 унции на 1 фунт или 8⅓% в год, что, безусловно, стало крупной победой римского плебса. Расскажите о судебном преследовании должника и о судебных мерах, направленных на выплату им долга. Выясните, какое наказание выносилось несостоятельному должнику и как выплачивался долг в случае его смерти. Сделайте вывод относительно степени развития общинной и частной собственности.

Занятие 11. Тема: Государственное управление Римской республики

1. Римские комиции в период республики.

2. Сенат и высшие магистраты.

3. Низшие и экстраординарные магистратуры.

 

Рекомендуемая литература

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С.46-56.

2. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: 1988.

3. Дементьева, В.В. Магистратская власть Римской республики и содержание понятия imperium / В.В. Дементьева // Вестник древней истории. – 2005. - № 4.

4. Машкин, Н.А. История древнего Рима / Н.А. Машкин. – М.: Высш. школа, 2006. – С.107-113,143-150.

5. Остерман, Л. Римская история в лицах / Лев Остерман. – М.: ОГИ, 1997. – С. 49-56.

6. Утченко, С.Л. Цицерон и его время / С.Л. Утченко. – М.: Мысль, 1986. – С. 60-69.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.