Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая схоластика. Спор об универсалиях




В конце V века Западная Римская империя прекратила свое существование. На развалинах рабовладельческого строя в Западной Европе возникло феодальное (крепостническое) общество. Основными его классами были крестьяне-хлебопашцы на землях, принадлежащих помещикам, и феодалы-помещики, угнетавшие крепостных и державшие в своих руках власть. В селах и городах трудились выделившиеся из крестьян ремесленники и вели торговлю купцы. Большое значение в жизни средневекового общества имели монастыри, которые были одновременно и крепостями, и крупнейшими феодалами-землевладельцами, и центрами учености. Именно в монастырских стенах и зародилась схоластика, ознаменовавшая собой новый этап развития средневековой философии в Европе.

Название «схоластика» происходит от слова «школа», то есть это «школьная философия». Началом схоластики считают тот момент, когда для обоснования догматов веры в богословие была введена диалектика, под которой понималась логика. Раньше это произошло на Востоке, то есть в византийской, православной церкви. Здесь в VI веке Иоанн Дамаскин впервые вводит в философию в христианское богословие и формулирует условие, на котором она должна в него вводиться: философия – служанка богословия. Позже такая же формула была сформулирована и в католическом богословии.

В западной церкви схоластика возникла позже, хотя позже и закончилась. Объясняется такое запаздывание тем, что Западная Европа после завоевания варварами Римской империи впала в духовную депрессию. Выходить из этой депрессии она стала лишь в конце VIII века, и это связано с так называемым каролингским возрождением, названным так по имени династии Каролингов. Самым выдающимся представителем этой династии был король франков Карл Великий, который создал западноевропейскую сверхдержаву – Священную Римскую империю. Сам Карл был образованным для своего времени человеком, знал латинский и греческий языки и ценил просвещение. Он понимал, что для управления громадной империей нужны грамотные люди. Поэтому он покрыл свою империю сетью школ при монастырях. Но на этом Карл Великий не остановился. Как бы восстановив Римскую империю, он решил восстановить и античную философию, по крайней мере, какую-то философскую структуру. И Карл создал при своем дворе некое ученое общество, которое получило гордое название Академии.

Ключевой фигурой в этой Академии был Алкуин (ок. 735 – 804), которого и можно назвать подлинным родоначальником западноевропейской схоластики. Он был талантливым воспитателем, государственным деятелем, администратором, поэтом, писателем и ученым. Сам Карл Великий считал себя его учеником. Алкуину принадлежит положение, что диалектика – не просто логика, а способ систематизации религиозной веры.

Преемник Алкуина – Фредегиз прославился тем, что доказал реальность «ничто». Он исходил из того, что всякое слово обозначает нечто, а значит, и слово «ничто» тоже, а следовательно, «ничто» реально. Этот пример вообще очень характерен для схоластов, которые, в основном, занимались игрой словами. Поэтому слово «схоластика» стало нарицательным, им называют чисто формальные, оторванные от жизни мудрствования. Другой пример вопроса, который волновал схоластов: «Может ли всемогущий Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять?». С одной стороны, если Бог всемогущ, он может сотворить все что угодно; но с другой стороны, как же, будучи всемогущим, он не может поднять камень? Этот вопрос так и остался для схоластов неразрешимым. Однако не следует считать схоластику однозначно негативным явлением. Это была школа, в которой оттачивалось мастерство научной аргументации. И именно схоластами была выработана та форма защиты диссертаций, которая существует и поныне.

В ХI веке схоластические споры вылились в непримиримую противоположность между номинализмом и реализмом. Номинализм утверждал, что так называемые универсалии, то есть общие понятия, как, например, «красота», «добро», «животное», «человек» – не что иное, как имена, названия, слова, по латыни nomina, и отсюда, существуют он лишь номинально, в нашей речи.

Реализм, напротив, утверждает реальное существование универсалий, то есть общие понятия существуют обособленно, подобно платоновским идеям. Поэтому слово “реализм” не должно вводить в заблуждение – это не материализм, а крайняя форма идеализма.

Наиболее известными номиналистами ХІ – начала ХІІ веков были Беренгар Турский и Иоанн Росцелин. Представителями противоположного мнения в тот же период были Гильом из Шампо и Ансельм Кентерберийский.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 86; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.