Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Гиффена и эффект Веблена.




Эластичность предложения.

Перекрестная эластичность.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене (εрd) – это чувствительность спроса к изменению цены, определяемая как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены.

Спрос называется неэластичным, если при изменении цены объем спроса изменяется незначительно. Спрос на товар называют эластичным, если при изменении цены объем спроса существенно изменяется.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется объем спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

 

Эластичность спроса по доходу (εId)показатель степени чувствительности спроса к изменению дохода потребителя, отражающий меру изменения величины спроса в зависимости от изменения величины дохода.

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его дохода на 1%.

 

Спрос на товар зависит также и от цен на другие товары.

Эластичность спроса на один товар относительно цен на другой товар называется перекрестной эластичностью.

 

Закон предложения утверждает, что более высокая цена товара ведет к увеличению объема его предложения.

Эластичность предложения (εSP)– показатель степени чувствительности предложения к изменению цены, который отражает меру изменения величины предложения блага в зависимости от изменения его цены.

Предложение называется неэластичным, если при изменении цены объем предложения изменяется незначительно. Предложение на товар называют эластичным, если изменение цены приводит к меньшему изменению объема предложения.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.

 

 

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цен на яблоки с 30 до 10 руб. за кг на весь доход (например, 3000 руб.) можем купить уже не 100 кг. яблок, а 300 кг. Если же хотим сохранить потребление яблок на прежнем уровне (100 кг.), то на высвободившиеся деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Понижение цены сделало нас богаче.

Эффект дохода означает, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от приобретения каких-либо альтернативных товаров

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. В приведенном выше примере при снижении цен на яблоки мы будем замещать потребление относительно дорогих груш, бананов, покупкой более дешевых яблок и купим не 100, а 150 кг.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных, относительно него более дорогих, товаров. Потребитель склонен заменять дорогие товары дешевыми.

Эффект дохода и замещения взаимодействуют друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать один из них. В ситуации с нормальными товарами (это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода) оба эффекта действуют в одном направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары.

В случае с низкими или низкокачественными товарами (товары, потребительские качества которых невысоки) при изменении цен эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Например, в случае с низкокачественными сигаретами, снижение цен ведет к росту спроса на них (эффект замещения), а с другой стороны, вследствие эффекта дохода потребитель стал немного богаче, а богатый человек сокращает потребление низкокачественных товаров. Какой из них действует сильнее? Если низшие товары занимают незначительное место в объеме потребительских расходов, то эффект замещения перевесит эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на низшие товары по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

Но возможны ситуации, когда снижение цены приводит к снижению объема спроса, а увеличение цены к росту объема спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, на который приходится большая доля бюджета потребителя, называется товаром Гиффена. Гиффен заметил, что с ростом цен на картофель бедные семьи расширяют его потребление. Картофель занимает большую долю расходов на еду, другие товары они позволяют себе редко и в небольших количествах, если же цена на картофель возросла, то семья вообще откажется от покупки мяса, заменяя его картофелем. Спрос на картофель возрастет.

Имеются и другие исключения, например, став богаче, потребитель расширяет спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары. В условиях роста цен богатый потребитель приобретает их из престижных соображений, он не хочет быть «как все» (эффект Веблена, названный именем Т. Веблена, или эффект сноба).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.