Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический механизм охраны ОС




Основы экономики природопользования

1. Экономический механизм охраны ОС

2. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнений

3. Лицензирование и лимитирование природопользования.

4. Плата за природопользование

5. Экологические фонды и финансирование природопользования

6. Экологическое страхование

 

В России функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность - ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природно-ресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.), (см. рис. 1). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений.

Согласно Закону РФ об охране окружающей среды (2002 г.), основными задачами экономического механизма являются:

• Планирование и финансирование природоохранительных мероприятий

• Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ

• Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и др. виды вредного воздействия

• Предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей среды.

• Реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обязательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Главная цель экономического механизма – сделать охрану ОС составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем в выпуске конкурентоспособной продукции.

2. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнений.

Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщаются в виде кадастров.

Кадастр – систематизированный свод данных, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, их классификацию, данные о динамике; может включать рекомендации по использованию и охране.

Кадастры ведутся как по отдельным видам природных ресурсов для всей страны, так и по территориям РФ. Основные цели отраслевых кадастров: государственная регистрация природопользователей, количественный учет, бонитировка (сравнительная оценка по качеству и ценности), экономическая оценка природных ресурсов. Содержатся в соответственных кодексах. В РФ ведутся следующие кадастры:

1. Земельный кадастр - свод данных о природном, хозяйственном и правовом положении земель, местоположении, размерах, количестве и качестве земель, их кадастровой стоимости.

2. Лесной кадастр – свод данных о лесах, качественном и количественном составе, запасах древесины, ее ежегодного прироста и т.д., об экономической оценке лесов, правовом режиме использования.

3. Водный кадастр - систематизированный свод данных о водных объектах с текущей и перспективной оценками доступности их использования, данные о водопользователе.

4. Кадастр объектов животного мира содержит данные об объектах охотничьего и рыболовного промыслов с их качественной и количественной характеристикой, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия.

А также кадастр особо охраняемых природных территорий, кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и др.

В связи с обострением экологической ситуации ведут учет размещения отходов по составу и степени токсичности, регистрации загрязнителей окружающей среды.

Измененная природная среда способна ухудшать результаты самой хозяйственной деятельности. Отсюда возникает понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды. Экономический ущерб - это вред, наносимый обществом самому себе вследствие варварского отношения к природе. Он выступает как проявление экологического ущерба (т.е. ущерба, наносимого природной среде) в сфере производства.

Фактический ущерб - обуславливается прямыми потерями средств производства и предметов потребления, потерей части дохода из-за простоев оборудования, необходимостью дополнительных затрат в порядке компенсации утраченного производственного потенциала.

Если совокупный фактический ущерб принять за 100%, то на долю прямых потерь будет приходиться 10%, недополучаемого дохода 40%, компенсационных расходов 50% его величины. Загрязнение природной среды приводит к экономическому ущербу во всех сферах народного хозяйства: сельское хозяйство и лесные угодья – снижение их продуктивности; рыбное хозяйство – снижение рыбопродуктивности водоемов; промышленность и транспорт – увеличение расходов на текущий и капитальный ремонт, возмещение затрат в связи с преждевременным износом фондов; жилищно-коммунальная сфера – увеличение расходов на уборку территории, содержание жилищного фонда и зеленых насаждений, повышение затрат на очистку воды, на эксплуатацию городского общественного транспорта и уборочных машин; трудовые ресурсы - дополнительные расходы на медицинское обслуживание населения, оплата бюллетеней.

Определение экономического ущерба является комплексной проблемой, в которой обычно участвует множество специалистов - метеорологов, гидрологов, медиков, биологов, социологов, экономистов и т.д. Расчету экономического ущерба предшествует выявление натурального ущерба – определение последствий загрязнения среды в натуральных показателях (потери урожая, повышение заболеваемости населения, повреждение зеленых насаждений).

 

3. Лицензирование и лимитирование природопользования.

Эффективными средствами охраны ОС и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договоры и лимиты. При их введении реализуется принцип «Хозяйствующий субъект должен платить за природные ресурсы».

Лицензия - документ, выданный специально уполномоченными на то органами (министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса (земель, вод, недр), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.

Лицензия на комплексное природопользование включает след. информацию:

1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;

2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов;

3) перечень, нормативы и лимиты выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов;

4) нормативные платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная деятельность.

Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование, представляющих собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок:

• объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов;

• привнесение в окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов производства;

Природопользование лимитируется по 2-м направлениям:

1) изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча п/и, забор воды и т.д.);

2) привнесение веществ и энергии в ОС, сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т.д.

Получив лицензию и пройдя экспертизу на предлагаемую деятельность, природопользователь (промышленное предприятие, фермерское хозяйство, войсковые части и т.д.) в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возмещение возможного вреда, причиненного природной среде.

Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное природопользование, с одной стороны являются экологическими ограничениями со стороны государства, с другой стороны выполняют и экономические функции, побуждая природопользователя бережнее относится при помощи «рубля» к ОС.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.