Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шаманство ненцев




У ненцев, для того чтобы стать настоящим шаманом (тадибе), необходимо было пройти путь познаний и испытаний в течение двадцати лет. Первые признаки особого призвания нередко обнаруживались уже при рождении: на темени младенца была видна пленка, символизировавшая кожу бубна; подобным знаком могло быть родимое пятно, которое духи давали шаману в детстве вместо бубна. Взрослея, избранник начинал замечать вещи, недоступные другим. С наступлением подросткового возраста он впадал в так называемую шаманскую болезнь – то начинал петь, то спал целыми сутками, то ходил, никого не замечая. Избавиться от психических страданий и пройти посвящение в шаманы избранник мог только при наставничестве взрослого шамана. Ученичество продолжалось несколько лет. Вначале молодой шаман использовал при камлании только пояс и подвязки от кисов. Через семь лет ему изготовлялся бубен без металлических подвесок. Спустя несколько лет он получал от учителя дозволение изготовить подвески. И если ему не изменял дар, то только через десять лет после этого он обретал звание "полного" шамана. Ненецкие шаманы различаются по направлению их священных путей: 1) шаман, "чьи духи живут на небе"; 2) шаман, "чьи духи живут под землей"; 3) шаман, провожающий души умерших по ледяной дороге в страну мертвых.

Первый (выдутана) лечил больных, предсказывал будущее. Именно он был способен совершать чудеса – душить себя веревками, протыкать себя хореем, ловить пули, оставаясь в итоге невредимым. Он камлал в священной части чума, обращаясь к верхним богам – "хэхэ".

Второй общался с духом Нижнего мира – Нга, а также с хозяином вод Ид’Ерв. Он лечил больных, отыскивал потерявшихся оленей, помогал при родах. Камлал он только ночью при тусклом свете огня. Для священнодействия он применял также топор, через притяжение которого передавалась воля духов.

Самбана – третий - тоже общался с нижними духами, использовал топор и камлал у тусклого огня в полумраке, сидя в чуме у порога прямо на земле. При священнодействии он должен был, глядя на кусок земли, лежащий на лезвии топора, перечислить всех земных, небесных и водных тварей. Он не лечил и не предугадывал. Установив магическую связь с землей и подземельем, он провожал души покойных в сторону заката и затворял их там особым приговором.

Разделение тадибе на "светлых" и "темных", "небесных" и "подземных" вовсе не означает, что одни приносили пользу, а другие вред. Все шаманы стремились только к одному – обеспечить благополучие своих сородичей. В этом отношении "темному" шаману выпадала даже более трудная задача – оберегать людей от злых духов, сталкиваясь со злыми духами лицом к лицу. Лишь в одном случае шаман превращался в вершителя зла – когда ему приходилось бороться с врагами своего рода (народа). Именно тогда он превращался во вредоносного колдуна, насылающего на людей-недругов порчу. Тогда тадибе и становился военным вождем. Не случайно многие ненецкие "мятежи" возглавлялись шаманами. И поэтому в XX веке они подвергались яростным гонениям со стороны большевистской власти. И не только ненецкие, но и шаманы всех народов Севера.

Ненцы и другие Средний мир представляли в виде плоского диска, плавающего в океане. По мифологическим представлениям, сначала была одна вода, и жили два брата: младший, добрый – вверху, а старший, злой – внизу. Помощницей младшего была гагара (по другим источникам – выдра), она нырнула, достала со дна ил и выплюнула его на воду. Из ила стала расти земля, так появилась земля. Младший брат стал духом-хозяином Верхнего мира, старший – духом-хозяином Нижнего мира. Горы, реки и озера произошли от борьбы мамонта и огромного змея. А людей и животных сотворили братья, вылепив их из глины. Средний мир, мир людей, населен, по представлению северных народов, различными духами. Считалось, что духи-хозяева Среднего мира, доброжелательно относятся к людям. Но кроме них на земле живут и злые духи – это души людей, умерших неестественной смертью, не попавшие в мир мертвых. Они могут украсть одну из жизненных сил человека – тогда человек может умереть. Спасти его в таких случаях мог только шаман, который обманом, силой или по-хорошему договаривался через духов-помощников и покровителей со злыми духами. В Верхний мир шаман совершал свои полеты, если болел ребенок, если жителей стойбища постигло несчастье или духи-хозяева Среднего мира были бессильны помочь людям в удачном промысле. Вход в Верхний мир находился под Полярной звездой.

Многие народы Севера считали, что попасть туда можно и пешком, если идти по направлению к рассвету, по радуге и даже по солнечному лучу. Шаманы хантов могли проникнуть туда и через дым очага. Попасть в Нижний мир можно было и через расщелины и пещеры в горах либо через водоворот. На его ярусах жили духи-хозяева Нижнего мира и злые божества, создавшие мир и провалившиеся вниз, а также духи болезней и смерти. Нижний подземный мир чаще всего был миром предков – сюда уходили люди после жизни на земле. Шаманы хорошо знали дорогу в Нижний мир, указывали путь душам умерших. Ненецкие шаманы добирались туда на оленьей упряжке. По древним поверьям, души людей, попавшие в мир мертвых, жили там несколько поколений и затем через вселенское дерево (либо через мировую реку) уходили в Верхний мир.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.