Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на изменение спроса на товар




Закон спроса

Зависимость величины спроса от цены товара

Цена (Р), руб. Величина спроса (Qd)2, шт.
   
1

Таблица 1 показывает, что повышение цены сопровож­дается снижением величины спроса.

Эта зависимость величины спроса от уровня цены называется шкалой спроса.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, мы имеем в виду установленное время и место. Если бы на­ше исследование проводилось в другой стране, регионе или в другое время, возможно, каждому уровню цены соот­ветствовало бы другое значение величины спроса.

Установленную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить и в виде графика (см. рис. 1).

Полученная на графике кривая DD (от англ., demand — спрос) называется кривой спроса. Каждая точка этой кривой отражает зависимость величины спроса от уровня цены. Кри­вая DD построена в соответствии с данными, которые приве­дены в табл. 1.

Рис. 3-1. > Кривая спроса.

Кривая спроса показывает, что повыше­ние цены понижает величину спроса.

Кривая спроса может быть рассмотрена с двух точек зрения:

— для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести;

— для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товара.

И шкала спроса, и кривая спроса дают нам возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Эта за­висимость — обратная. Она формулируется в виде закона спроса.

ЗАКОН СПРОСА: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше вели­чина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем боль­ше величина спроса. Это означает, что величина спроса явля­ется функцией цены товара:

Q, = f(P)

Как объяснить эту закономерность? На первый взгляд этот закон кажется очевидным. Тем не менее, он требует объясне­ния, ибо не все очевидное истинно.

Обоснование достоверности закона спроса:

1. В подавляющем большинстве случаев существует так на­зываемый ценовой барьер: если цена повышается, то для ка­кой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажет­ся непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера.

2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосно­вать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара. Например, если цены на бананы снизятся с 30 р. до 20 р., покупатель вместо 2 кг бананов на 60 р. Сможет купить 3 кг, хотя доход его не изменился. Он вырос лишь относительно упавшей цены на бананы.

3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится де­шевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.

4. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. Представьте себе, что вы находитесь в жар­кий полдень на пляже и вас мучает жажда. Этим воспользуют­ся предприимчивые люди и предложат вам купить бутылку «фанты». Удовольствие, или полезность, полученное вами от первой выпитой бутылки, будет очень велико. Вторая прине­сет вам меньшее удовольствие, т. е. предельная полезность ее будет меньше; а вот третью бутылку большинство из вас со­гласится купить только при условии, если вам ее предложат по более низкой цене, так как ее предельная полезность будет очень низка.

Бывают ли исключения из этого правила?

Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837—1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эф­фектом Гиффена. Он наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подоро­жание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимал большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу, они могли себе позволить нечасто. И если происходил рост цен на картофель, бедная семья вынуждена была отказывать­ся от покупки мяса и других полноценных продуктов и тра­тить весь свой небольшой доход на покупку такого товара, как картофель. Кривая спроса в этом случае имела бы положитель­ный наклон.

Рассматривая влияние цены на величину спроса, мы уп­ростили ситуацию по сравнению с тем, что происходит в реальной жизни. Мы считали, что прочие факторы, которые влияют на спрос, остаются неизменными. Однако на практике изменения спроса зависят от ряда факторов, которые не связаны с изменениями цены данного товара.

Вернемся к нашему примеру и предположим, что в обсле­дуемой группе потенциальных покупателей данного товара произошло изменение величины доходов их семей: заработная плата выросла. Как это отразится на шкале и графике спроса?

В условиях общего роста дохо­дов и при низких, и при высоких, и при средних ценах будет произведено больше покупок. Как это отразится на графике?

В результате того, что доходы покупателей увеличились, кривая спроса сместилась вправо. Если первоначально она занимала поло­жение DD, то теперь она зани­мает положение D'D' (пунктир­ная линия).

График показывает, что произошел сдвиг кривой спроса вправо, что свидетельствует об изменении спроса. Теперь мы должны сделать существенное уточнение двух понятий — спроса и величины спроса — и провести различие между ними.

Рис. 2. Сдвиг кривой спроса.

Изменение величины спроса вызывается только изменени­ем цены данного товара и может быть проиллюстрировано движением по точкам кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точку В и С на кривой DD показывает, что снижение цены товара ведет к росту величины спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.