Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, функции и роль индикативного планирования.




Индикативное планирование представляет собой процесс формирования и принятия государственными плановыми институтами системы показателей (индикаторов), отражающих желательное с точки зрения этих органов развитие национальной экономики, что отражается на политике социально-экономического развития.

Этот вид планирования реализуется с помощью средств и механизмов государственного воздействия на происходящие в стране социальные и экономические процессы.

В качестве индикаторов могут выступать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность национальной экономики, состояние финансовой сферы, денежного обращения, рынков товаров и ценных бумаг, уровень и движение цен, уровень жизни населения, тенденции развития внешнеэкономических связей и т.п.

Главное требование к системе используемых государством индикаторов – их взаимоувязка и сбалансированность.

Указанная система индикаторов должна наиболее полно представлять социально- экономическую политику государства в определенный период, на достижение целей которой направлены все меры и методы государственного регулирования: централизованные финансово- кредитные и валютные ресурсы, налоговые рычаги, амортизационная политика (политика ускоренной амортизации), таможенная политика, объемы государственного заказа, планирование показателей развития предприятий и отраслей госсектора и др.

Индикативное планирование представляет собой наиболее совершенную форму организации взаимодействия всех звеньев государственных органов управления, а также отношений с ассоциациями предпринимателей и профсоюзами.

Индикативные планы органично соединяют концепции экономической и промышленной политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, направления и объемы государственных капитальных вложений и на этой основе обеспечивают взаимосвязь государственных и региональных программ, а также регламентируют процессы управления государственными предприятиями и регулирования рыночных структур.

Следовательно, индикативное планирование можно представить как разработанный государством план развития национальной экономики с макроэкономическим обоснованием показателей развития и мер государственного регулирования социально-экономических процессов при обязательном и неизменном условии соблюдения принципа самостоятельности действий и принятия решений хозяйствующих субъектов. Оно выступает в форме предпочтительного для государства, а точнее для определенных финансово-олигархических групп, осуществляющих в конкретный период времени управление народно- хозяйственным комплексом, варианта развития и предстает компромиссом интересов, в том числе и тех групп финансового капитала, которые в силу различных обстоятельств осуществляют лишь косвенное воздействие на процесс государственного регулирования экономики.

Регулирующая роль индикативного планирования заключается в том, чтобы указать, в каких сферах деятельности, регионах и секторах экономики государство будет вмешиваться в деятельность рыночного механизма для достижения поставленных целей стратегического и среднесрочного планов развития. При этом необходимо помнить, что во многих сферах развития рынок «справляется с задачами оптимизации развития» лучше самого хорошего плана.

В рамках индикативного плана цифры, в отличие от директивного планирования, носят приблизительный и рекомендательный (ориентировочный) характер. Сам же план не подлежит обязательному исполнению как директивный. В его рамках воздействие на частный сектор осуществляется в форме экономических побуждений к действию, как правило, в форме договора. Индикативное планирование применяется в большинстве стран, прежде всего экономически развитых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.