Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ротацизм и Методы его исправления




Карт очка 7.4.

Карточка 7.3.

Карточка 7.2.

Карточка 7.1.

Дифференциальные признаки звуков

Вид пароснгмат изма Дифференциальные признаки звуков
[с] = [ш] [с] [ш]
  1. Нижнее положение кончика языка. 2. Губы в улыбке. 3. Воздушная струя холодная 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Губы выдвинуты вперед. 3. Воздушная струя теплая
[с] = [Ф] [cl [Ф]
  1. Губы в улыбке. 2. Зубы сближены и расположены друг над другом 1. Верхние резцы сближаются с нижней губой
[с] = [т] [с] |т]
  1. Щелевой. 2. Нижнее зазубное положение языка 1. Смычно-взрывной. 2. Верхнее призубное положение языка
[с] = |щ] [с] [ш]
  1. Кончик языка расположен за нижними резцами. 2. Средняя линия языка не напряжена 1. Кончик языка поднят к альвеолам. 2. Средняя линия языка напряжена
[c]=[з] [с] [з]
  1. Голосовые складки разомкнуты и не вибрируют («горлышко молчит») 1. Голосовые складки сомкнугы и вибрируют («горлышко гудит»)
[ж] = [ш] |ж] |ш1
  1. Голосовые складки разомкнуты («горлышко молчит») 1. Голосовые складки сомкнуты («горлышко молчит»)
[ж] = [3] [ж] [з]
  1. Кончик языка вверху. 2. Выдыхаемая воздушная струя теплая 1. Копчик языка внизу. 2. Выдыхаемая воздушная струя холодная
[ш] = [ф] [ш] [ф]
  1. Зубы сближены и располагаются друг над другом 1. Верхние резцы сближены с нижней губой
[ш] = [т] [ш| [т]
  1. Щелевой. 2. Кончик языка поднят к твердому нёбу 1. Смычно-взрывной. 2. Кончик языка касается верхних резцов
[ш] = [щ] [ш] [щ]
  1. Кончик языка образует щель с твердым нёбом. 2. Средняя линия языка не напряжена 1. Кончик языка образует щель с альвеолами. 2. Средняя линия языка напряжена
[ц] = [ч] [ц] [ч]
  1. Нижнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т] и [с]. 3. Средняя линия языка не напряжена 1. Верхнее положение кончика языка. 2. Состоит из звуков [т'] и [щ]. 3. Средняя, линия языка напряжена

Дополнительные вопросы

1. В какой последовательности ставятся звуки в группе свистящих?

2. В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?

3. Какой из видов дифференциации звуков используют раньше: дифференциацию на слух или в произношении?

Практические задания

1. Подберите наглядный дидактический материал для проведения занятия по дифференциации свистящих и шипящих звуков.

2. Составьте план логопедической работы с ребенком, имеющим нарушение всех шипящих и свистящих звуков.

3. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.

В какой последовательности ставятся звуки в группе свистящих?

1) [с] — [ц] — [з].

2) [ц] — [с'] — [с].

3) [с] -[з]- [с].

В какой последовательности ставятся звуки в группе шипящих?

1) [щ] - [ш] - [ж] - [ч]

2) [ш]-[ж]-[ч]-[щ]

3) [ш] - [ж] - [щ] - [ч].

Какой звук является базовым в группе свистящих?

1) [ц]

2) [с]

3) [з]

Какой звук является базовым в группе шипящих?

1) М

2) [с]

3) [ш]

4) [ж]

4. Решите задачи практического характера.

Задача 7.1. У ребенка при обследовании произносительной стороны речи выявлено межзубное произношение звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц].

Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план логопедической работы с данным ребенком.

Задача 7.2. В результате логопедического обследования у ребенка обнаружено нарушение фонематического слуха и замены звуков: [ш] Þ [с]; [ж] Þ [з]; [ч] Þ [т'].

Сформулируйте логопедическое заключение. Составьте план коррекционной работы с данным ребенком.

Составьте план-конспект занятия по устранению:

§ сигматизма свистящих звуков;

§ парасигматизма свистящих звуков;

§ сигматизма шипящих звуков;

§ парасигматизма шипящих звуков.

Рекомендуемый библиографический список

1. Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями произношения звуков речи. — М., 2000.

2. Каше Г.Л. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М., 1972.

3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки 3, ЗЬ, Ц. — Ярославль, 1999.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

5. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969.

6. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем// Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.

7. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.

9. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова ГЛ. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1997.

Семинарское занятие № 8

План

1. Правильная артикуляция звуков [р], [р'].

2. Недостатки произношения звуков [р], [р'].

3. Исправление ротацизма.

Методические указания и дополнительный материал

Цель работы над темой — знакомство с разнообразными недостатками произношения звуков [р] и [р']: отсутствие или искажение этих звуков относятся к ротацизму и являются фонетическими дефектами; замена звука [р] другим звуком, существующим в системе русского языка, называется, параротацизмом и является по своей структуре фонетико-фонематическим дефектом.

Готовясь к ответу по первому пункту плана, научитесь описывать правильный уклад органов артикуляции звука [р], который заключается в следующем:

§ губы занимают положение, необходимое для произнесения предыдущего (последующего) звука;

§ зубы разомкнуты;

§ язык принимает форму «ложки»: широкий кончик языка поднят вверх, к альвеолам, напряжен; спинка языка при поднята, между ней и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

§ мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

§ голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют;

§ воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и вызывает его колебательные движения. Быстрота его колебаний от 2—3 до 30 в секунду.

Мягкий звук [р'] отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

При описании недостатков произношения звуков [р] и [р'] (второй пункт плана) обратите внимание на то, что поскольку данные звуки наиболее сложны по образованию и требуют участия в артикуляции всех мышц языка, то их нарушения бывают многообразными (так, логопед А.Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов ротацизма) (СНОСКА: Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.