Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение органов артикуляции при произношении среднеи заднеязычных звуков




Положение органов артикуляции Губы Зубы Язык Мягкое нёбо Голосовые складки
ЗВУКИ          
Заднеязычные [к] Раскрыты и занимают нейтральное положение. Разомкнуты Кончик языка опущен, но не касается нижних резцов; задняя часть языка поднята и, соприкасаясь с мягким нёбом, образует смычку. Под действием воздушной струи смычка разрывается. Поднято и закрывает проход в носовую полость. Разомкнуты и не вибрируют.
  [г] = // = = // = = // = = // = Сомкнуты и вибрируют
  [х] = // = = // = Кончик языка опушен, но не касается нижних резцов; задняя часть языка поднята, но не соприкасается с мягким нёбом — между ними остается щель, по которой проходит воздушная струя. = // = Разомкнуты и не вибрируют.
Среднеязычные [j] =// = =// = Кончик языка опущен и соприкасается с нижними резцами; средняя часть языка поднята к твердому нёбу, образуя с ним щель. По средней линии языка проходит воздушная струя. = // = Сомкнуты и вибрируют.

Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фарингиальный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.).

Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке среднеи заднеязычных звуков: [т] ® [к]; [д] ® [г]; [с] ® [х]; [з'] ® [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя».

Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя».

Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j].

Таким образом, схема постановки среднеи заднеязычных звуков выглядит так:

® та ® тя ® кя® ка

® да ® дя ® гя ® га

® са ® ся ® хя ® ха

® за ® зя ® ja

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Дополнительные вопросы

Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].

Дайте логопедическую характеристику заднеи среднеязычных звуков по следующей схеме:

Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между этими дефектами.

Перечислите характерные замены задне и среднеязычных звуков.

Ответьте на карточки программированного контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.