Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].




Начинать целесообразно со звука [б]:

§ звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте;

§ другой прием основан на постановке звука [б] от губно-губного [в] (см. выше). Получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх — вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.

Усвоение звука [б] служит базой для постановки [д]:

§ прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, держа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа — ва, са — за, ша — жа, па — ба, та — да;

§ если первый прием окажется нерезультативным, то надо попробовать вызвать звук [д] путем произнесения слова «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции;

§ если и этот прием не дает желаемого эффекта, следует воспользоваться «обходным» путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-баба... Затем то же упражнение проделывается при просунутом между зубами языке. Должно получиться межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными {да, до, ды; ада, адо, ады).

Затем можно перейти к межзубному [д]. Для этого во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.

Наличие звука [д] служит предпосылкой к постановке третьего взрывного звука — [г]:

§ звук [г] может получиться по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га;

§ можно попытаться получить звук [г], произнося ряд слогов («бадага», «бадага» или «дадага», «дадага»).

§ если оба приема окажутся недостаточными, то следует воспользоваться механическим способом постановки заднеязычного [г] от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих. Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

Дополнительные вопросы

1. Чем отличаются по способу образования гласные и согласные звуки?

2. Какие согласные звуки вы знаете? Раскройте понятия «глухие согласные звуки», «звонкие согласные звуки», «сонорные звуки».

3. Какие дефекты озвончения и оглушения звуков вы знаете? Охарактеризуйте структуру этих дефектов.

4. Будут ли недостатки произношения звонких и глухих звуков отражаться на состоянии письменной речи ребенка?

5. Почему дефекты озвончения взрывных звуков наблюдаются чаще, чем нарушения щелевых?

6. Почему дефекты озвончения встречаются значительно чаще, чем дефекты оглушения?

7. Какими причинами могут быть вызваны дефекты смягчения и озвончения согласных звуков?

8. Раскройте содержание логопедической работы на подготовительном этапе при недостатках произношения звонких и глухих согласных звуков.

9. Как показать ребенку (или дать ему почувствовать), где образуется голос и где резонирует звук? Опишите методику.

10. В какой последовательности ведется работа над устранением дефекта произношения звонких согласных? Обоснуйте свой ответ.

11. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения согласных звуков построены на подражании (с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?

12. Какие приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения согласных звуков построены на использовании механической помощи? В чем она выражается?

13. Расскажите, какие основные виды работы по автоматизации и дифференциации звонких и глухих звуков вы знаете. На каких анализаторах базируется эта работа?

14. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.