Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки произношения твердых и мягких согласных звуков




Карточка 10.7.

Карточка 10.61

Карточка 10.5.

Карточка 10.4.

Карточка 10.3.

Карточка 10.2.

Карточка 10.1.

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: положение губ зависит от последующих гласных; между зубами сохраняется некоторое расстояние; кончик языка опущен, но не соприкасается с нижними резцами; задняя часть спинки языка смыкается с нёбом; под действием воздушной струи смычка разрывается и образуется характерный шумный звук; мягкое нёбо поднято; голосовые складки разомкнуты:

1) [с];

2) [ц];

3) [х];

4) [j];

5) [г];

6) [к];

7) [ч]?

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка расположен за нижними резцами, но не касается их; задняя часть языка образует смычку с нёбом, которая разрывается под действием воздушной струи; нёбная занавеска поднята; голосовые складки сомкнуты:

1) [г];

2) [ц];

3) [х];

4) [ч];

5) [к];

6) [ш];

7) [j]?

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка занимает положение за нижними резцами; задняя часть языка поднята к нёбу, но не образует с ним смычки; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; голосовые складки разомкнуты:

1) [j];

2) [х];

3) [г];

4) [к];

5) [ч];

6) [ш];

7) [ц]?

Какой звук является опорным для постановки [к]:

1) [с];

2) [т];

3) [д];

4) [з]?

Какой звук является опорным для постановки [х]:

1) [д];

2) [з];

3) [с];

4) [т]?

Какой звук является опорным для постановки [г]:

1) [т];

2) [д];

3) [з];

4) [с]?

Какой звук является опорным для постановки [j]:

1) [с];

2) [д];

3) [з];

4) [т]?

Практические задания

1. Составьте план-конспект занятия по устранению нарушения произношения заднеи среднеязычных звуков.

2. Подберите материал для дифференциации звуков [г] — [д]; [к] — [т]; [г] — [к] в словах, предложениях и стихотворениях.

Рекомендуемый библиографический список

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2002.

2. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

3. Филичева Т.Е., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.

4. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.

Семинарское занятие №11

План

1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со гласных звуков.

Методические указания и дополнительный материал

При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.

Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:

§ неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким;

§ слабость мышц языка;

§ несформированность фонематических процессов;

§ снижение физического слуха.

Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:

§ замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);

§ смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.);

§ смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.

Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.

Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.

Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па — пя, ма — мя, фа — фя, ana — апя, ама — амя, афа — афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, ana — апя, an — апь, та — тя, ата — атя, am — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:

§ длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

§ при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п'], с некото рым придыханием;

§ перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апъ;

§ закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со гласную фонему от гласной ([п'] — [а]), а потом сливая их;

§ затем вводить слоги и слова с другими гласными.

Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в'].

В трудных случаях рекомендуется механический способ постановки.

В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н'].

Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т].

После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т'] в слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н].

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [P'], [л'].

Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», «гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.

После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

Дополнительные вопросы

1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых звуков от характеристики их мягких пар.

2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со гласных звуков вы знаете; приведите примеры.

3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в период обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объясните, как и почему.

4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать строение и функции артикуляционного аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упражнения.

5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать состояние физического и фонематического слуха? Какие упражнения вы подберете для обследования?

6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные направления их коррекции. Осветите особенности подготовительного этапа при коррекции недостатков твердости и смягчения согласных звуков.

7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мягкости согласных построены на подражании (с опорой на зри тельный, слуховой, кинестетический анализаторы)?

8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и мягкости согласных, построенные на использовании механической помощи? В чем они заключаются?

9. Почему исправление недостатков твердости и смягчения согласных рекомендуют начинать со звуков [т], [д], [н]?

10. Перечислите основные формы работы по автоматизации и дифференциации твердых и мягких согласных звуков.

11. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.