Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и методы научного познания




Наука как система знаний - совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Включает эмпирический (научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений), теоретический (понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории) и метатеоретический (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования) уровни.

Наука как специфическая деятельность - система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности. Выделяют два основных типа научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные - это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. Разделяют два типа фундаментальных исследований: первый - выявление основных фундаментальных законов в развитии и познании действительности; понять, как устроена исследуемая реальность. Второй тип - выявить, как фундаментальные знания могут применяться для решения прикладных разработок. Прикладные - это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. наука культура познание природа.

Давайте рассмотрим структуру этой деятельности.

1) Субъекты научного познания исследователь, научный коллектив, общество в целом.

2) Объекты научного познания – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта. Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками. Назовите эти науки (физиология, анатомия, психология, история, литература и т.д.).

Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)

3) Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

4) Цель научного познания описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности.

5 этап: теоретическое объяснение результатов, полученных в ходе эксперимента.

6 этап: проверка теоретических выводов на практике.

Основная функция науки состоит в производстве новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы для того, чтобы в первую очередь объяснитьфакты, с которыми приходится постоянно встречаться в разных сферах производственно-технической, культурно-исторической, познавательно-культурной и повседневно-практической деятельности. Указанная выше основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более частных, тесно между собою взаимосвязанных. Назовем наиболее значимые функции и рассмотрим некоторые из них более подробно: познавательная; объяснительная; практическая; мировоззренческая; технологическая.

Познавательная (гносеологическая) функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Другие особенности научного познания это объективность и практическая направленность. Если открытый закон или полученная формула не будут объективными, то применить их на практике будет невозможно. Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира. Мировоззренческая функция науки - одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию.

Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, то технологическая функция стала явственно формироваться, лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Френсис Бэкон, заявивший о том, что «знание - сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества. Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и другие.

Человек, вступающий на путь исследования, обращается к той обширной сфере человеческой деятельности, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к разговору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Например, в одной из работ, в которой рассматривались различия между религией и наукой, последняя определялась как «область институционализации сомнения». Институционализация означает перевод из области личного в сферу общественного. Защита диссертации, например, есть не что иное, как способ преодоления сомнений научного сообщества относительно компетентности соискателя. И сам соискатель подвергает сомнению некоторые устоявшиеся в науке представления. В этом случае сомнение перестает быть личным достоянием каждого и становится обобщенной характеристикой научного познания. Религия же сомнение исключает. Верующий именно верит, а не сомневается. Автор, таким образом, подчеркнул различие между двумя сферами духовного освоения мира - наукой и верой, выделив главную черту науки: в отличие от религии. Наука ничего не принимает на веру и при этом является одним из социальных институтов.

Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности - в образовании, а для этого приведенное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это - не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки - научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука - это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее - его особый тип - научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий организм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства - производство научного знания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознаётся закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. (см. сл.7)

Каковы элементы этой системы? (Факты – законы – теория).

Какие научные законы вам известны? (закон тяжести, закон Гука, закон Бойля-Мариотта, закон Архимеда, закон Ома и др.).

 

Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере деятельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности познающего человека.

Объект и предмет науки. Принято различать объект и предмет науки. Объект - это область действительности, которую исследует данная наука, предмет - способ видения объекта с позиций этой науки. Э.Г.Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»: объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследователя; эмпирическая область, т.е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накопленных наукой к данному времени; задача исследования; познавательные средства.

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисциплины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.

Можно сказать проще: предмет науки - это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки различаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существовали не только до рождения ученого, чьим именем они были названы, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла необходимость выделить специфические для каждой из них стороны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они - средство диагностики заболеваний, для физики - один из многих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опишет происходящее иначе, чем его коллега - специалист из другой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соответствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик - о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике - о соответствии общего хода урока принципам обучения. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение - это система управления с прямой и обратной связью. Педагогическая действительность - это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано, и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука - это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном - стихийно-эмпирическом процессе познания, и в художественно-образной форме.

При всем уважении к науке нельзя считать, что она может все. Опрометчиво было бы утверждать, что научная или какая-либо другая форма отражения лучше или «выше» другой. Требовать, чтобы Шекспир выражался формулами, а Эйнштейн сочинял драмы и сонеты, одинаково нелепо. Существуют различия в характере использования места и роли опыта: в науке, с одной стороны, и в художественном творчестве - с другой. Ученый исходит из информации, уже накопленной в данной науке, из общечеловеческого опыта, В художественном творчестве в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет опыт личный. Описание личного опыта соединено с его художественно-образным осмыслением в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко. Эта линия продолжена в публицистических произведениях других авторов-педагогов. Различие между двумя жанрами состоит в том, что если основная форма художественного обобщения - типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.

Стихийно-эмпирическое познание, как мы уже отмечали, также является формой духовного освоения действительности. Нередко в педагогике два вида познания - научное и стихийно-эмпирическое (обыденное) - не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя. Высказывают или подразумевают мысль, что научное знание можно получить в процессе практической педагогической деятельности, не утруждая себя научными размышлениями, что педагогическая теория чуть ли не «вырастает» сама собой из практики. Это далеко не так. Научное познание - процесс особый. Он включает в себя познавательную деятельность людей, средства познания, его объекты и знания. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отличия следующие.

Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание - все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.

Специфика научного познания выражается несколькими факторами:

1) Основная цель науки - выяснение объективных законов реальности.

2) Научное знание должно быть, прежде всего, достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.

3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.

4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут, как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.

5) Научное познание совершается посредством использования, как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.

6) Любое знание должно быть строго доказуемо - это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязана быть точной и обоснованной. Однако в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют иненаучные способы познания:

· интуицию - способность получить новое знание «по наитию», «в озарении»;

· остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира, которое основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах.

· веру - является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной.

· мистическое озарение - расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие.

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом. Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания:

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах, при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное.

Философское познание рассматривает мир как целостность, представляет собой, прежде всего, синтез научного и художественного видов познания.

Нет сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется и усложняется. Прежде полагали, что в науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий и все более точных теорий, создающее в итоге кумулятивный эффект на разных направлениях познания природы. Ныне логика развития науки представляется иной: она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. В один прекрасный момент они заставляют ученых перекраивать привычную общую картину мира и перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок. Логику неспешной эволюции науки (шаг за шагом) сменила логика научных революций и катастрофы. Ввиду новизны и сложности проблемы в методологии науки еще не сложилось общепризнанного подхода логики развития научного знания. Таких моделей множество. Но некоторые все приобрели приоритет. Пожалуй, наибольшее число сторонников, начиная с 60-х гг. нынешнего века, собрала концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Т.Куном. [4]

Способность исследователей длительное время работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т.Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие - «парадигма» т.е. модель решения научных проблем. Важнейший элемент основания науки - деятельность научного сообщества по конкретной специальности. Отрицается преемственность в науке. Период господства парадигмы сменяется ее распадом, т.е. «научной революцией».

Однако далеко не все исследователи методологии научного познания согласились с этим выводом. Альтернативную модель развития науки, также ставшую весьма популярной, предложил И. Лакатос. Он считал, что основание науки - научно-исследовательская программа, включающая совокупность теорий. Развитие науки - смена таких программ. Две стадии развития научно-исследовательских программ: прогрессивная и регрессивная. При появлении превосходящей программы можно отказаться от предшествующей - «научная революция». Рост научного знания сопровождался непрерывной дифференциацией, то есть дроблением на более мелкие разделы и подразделы. Например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика. Начали возникать «смежные» естественнонаучные дисциплины - физическая химия, химическая физика, биохимия. И ныне интегративные процессы в естествознании, кажется, «пересиливают» процессы дифференциации (дробления). Интеграция естественнонаучного знания стала, по-видимому, ведущей закономерностью его развития. Она может проявляться во многих формах:

* в организации исследований на стыке смежных научных дисциплин, где, как говорится, и скрываются самые интересные и многообещающие научные проблемы;

* в разработке научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);

* в поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы.

* в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);

* в изменении характера решаемых современной наукой проблем - они все больше становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.). Дифференциация и интеграция в развитии естественнонаучного знания - не взаимоисключающие, а взаимодополняющие тенденции.

В научном познании огромное значение имеет теория и логика науки. Как развивалась наука с точки зрения логики? Ответить на этот вопрос поможет знакомство с различными моделями познания

Итак, МОДЕЛЬ 1. Развитие науки представляется постепенным, последовательным ростом однажды познанного, подобно тому, как кирпичик к кирпичику наращивается стена. Труд учёного в этом случае состоит в добывании фактов, из которых возводится здание теории. При таком подходе картина мира не изменяется, а лишь расширяется, а истоки любых новых знаний можно найти в прошлом. Поэтому очень важно изучать труды предшественников (см. сл.8)

МОДЕЛЬ 2. В середине ХХ века американский учёный Т. Кун создал свою концепцию научного развития. Суть её в том, что развитие науки происходит не путём плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодические коренные изменения и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.

Таким образом, развитие науки происходит циклически или, как говорят некоторые исследователи - волнообразно. На смену периоду “нормальной науки” приходит этап кризиса, когда происходят научные открытия. Предлагается новое видение мира, создаются новые способы решения назревших проблем. Происходит научная революция. Её ядро составляет отказ научного сообщества от той или иной освященной веками научной теории в пользу другой теории, несовместимой с прежней. (см. сл.9)

МОДЕЛЬ 3. За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего - физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. При этом уровень зрелости любой науки оценивается с точки зрения приближения к познавательным стандартам естествознания (см. сл.10)

МОДЕЛЬ 4. Для решения новых сложных задач необходимо строить систему знаний, извлекая её элементы из различных научных дисциплин. Например, специалистам по искусственному интеллекту приходится использовать теории и методы математики, лингвистики, социологии и т.д. А социологи, для обработки своих исследований, используют математику, логику, психологию, знание политологии и других общественных дисциплин.(см. сл.11)

Таким образом, представленные модели развития науки показывают, что путей и возможностей познания окружающего мира, развития науки существует как минимум четыре.

Роль современной науки в развитии общества сегодня определяется, прежде всего, степенью полезности и необходимости, социальной значимости. Об этом свидетельствует и возрастающее число учёных в мире, а также и тот факт, что наука перестала быть уделом гениев-одиночек и превратилась в плод труда больших коллективов. Этому способствует ещё и то, что объём научной информации постоянно растёт, количество открытий и достижений увеличивается, расширяется область науки. (см. сл.12, 13, 14, 15)

Важнейшим фундаментальным основанием науки является научная картина мира. Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов. Ее задача - обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами, определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. [5]

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания - она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

Современная естественнонаучная картина мира, которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания. Она характеризуется такими свойствами как: объективность (направлена на изучение сущности самой вещи), строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, динамичность (постоянное стремление к развитию), закономерность (представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий). Наиболее характерной чертой современной естественнонаучной картины мира является ее эволюционность. Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе. Современная естественнонаучная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко «безумный» вид, что впрочем, является преходящим (когда - то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно «безумной»).

Но, в то же самое время, эта картина величественно проста и стройна. Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность. Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика и т.д.). Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас практически уже нет ни одной «чистой» науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении - это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: проблема формирования у учащихся познавательной самостоятельности или проблема формирования у них учебных умений и навыков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.

Отдельного разговора заслуживает тема этики в науке. Ведь в науке, как и в любой другой сфере человеческих отношений, существует система этических норм, в которой можно выделить три группы:

1. Общечеловеческие ценности и запреты, вроде десяти заповедей Христа, разумеется приспособленные к особенностям научной деятельности.

2. Этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей, например, поиск и отстаивание истины (“Платон мне друг, но истина дороже”).

3. Нравственные правила, которые касаются взаимоотношений учёного и общества и которые обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности учёного. (см. сл.16)

В сегодняшних условиях, когда остро встали вопросы этики в науке, представляется интересным знакомство с различными типами учёных или, точнее, их «ролями». Всего выделяют четыре типа: (см. сл.17)

1. «Учёный». Они увлечены самим процессом исследования, поиском научной истины. Для них не имеет решающего значения, как будет использован полученный результат. Задача государства, по их мнению, - заботится о материально- финансовом обеспечении исследовательских работ. (см. сл.18)

2. «Политик». Заинтересованы прежде всего в весомых плодах научной деятельности, которые они могли бы использовать в интересах определённых групп. Они готовы пренебречь протестами общественности и части учёных, обеспокоенных возможными последствиями манипулирования научными открытиями в «грязной» политической борьбе. (см. сл.19)

3. «Обыватели». Ждут чудес от науки, создания приборов и технологий, излечивающих от болезней, продлевающих жизнь, облегчающих быт и т.д.(см. сл. 20)

4. «Реалисты». Озабочены как «ценой» научных изысканий, так и той потенциальной опасностью, которую имеют достижения науки в условиях коммерциализации общества и жесткой политической борьбы. (см. сл. 21)

Несмотря на все сложности и противоречия, с которыми сталкивается и наука и общество, ближайшее будущее человека – в науке. Как считает В.М. Розин, профессор МГУ имени Ломоносова: “Будущее науки – в предельном развитии всех типов наук: естественных, гуманитарных, социальных, нетрадиционных.”

 

 

Процесс познания носит ступенчатый характер. Наша задача – познакомиться с его основными этапами.

1 этап: постановка проблемы. Очень часто подъём на эту ступень связан с какой-то эмоциональной реакцией (удивление, затруднение). Это стимул для рассмотрения ситуации. Данный этап завершается постановкой вопроса.

 

2 этап: наблюдение. На этом этапе происходит накопление фактов.

Примеры накопления фактов:

1) когда Томас Эдисон создавал свою знаменитую лампочку, он долго не мог найти материал для нити лампы. Ему пришлось провести сотни экспериментов с самыми различными веществами. С каждым из материалов он осуществлял по шесть опытов – по количеству измеряемых параметров. Проводя эксперименты, ученый исписал около 200 записных книжек;

2) Леонардо да Винчи записывал все, что приходило ему в голову, делал многочисленные зарисовки, схемы, чертежи оружия, оборонных механизмов, летательных аппаратов. Всего он сделал около 6000 тысяч набросков, к которым впоследствии неоднократно возвращался. Также он делал вещи, немыслимые для своей эпохи – например, анатомировал трупы – чтобы узнать что-то новое о функциях человеческих органов;

3) физик Генри Кавендиш оставил после своей смерти двадцать пачек рукописей, ведя исследования в самых разных областях физики;

4) Кубик Рубика: для того, чтобы его собрать, требуется перебрать множество комбинаций.

Давайте обратимся к высказыванию № 1: «Найдётся ли такой человек, который, бросая дротик целый день напролёт, не попадёт хотя бы разок в цель?» (Марк Тулий Цицерон, римский оратор).

 

3 этап: выдвижение рабочей гипотезы (от греч. hypothesis – основание, предположение). Выдвигается какое-то рабочее предположение, которое нуждается в практической проверке.

 

4 этап: эксперимент – практическая проверка выдвинутой гипотезы. Обычно эксперимент проводится с применением моделирования. Моделирование – это исследование объектов познания при помощи моделей. Модель – это упрощённый образ объекта или явления. В нем выделяются те черты, которые должны быть изучены или усовершенствованы. Могут быть использованы материалы и размеры, которые отличаются от исходных, но позволяют упростить ход исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.