Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники




 

Занятие по ритмодвигательной терапии продолжается 1 час 30 минут, из которых 30 минут отводится на обсуждение изменений, произошедших после занятия, даются ответы на появившиеся вопросы, а также теоретическое введение к текущему занятию. Исключение составляет самое первое занятие с группой, когда 1 час посвящается знакомству, общему определению целей и задач данного вида терапии и самому общему тестированию с целью первичной диагностики проблем клиентов (проективные тесты для диагностики приведены в главе 2). Также на первом занятии определяются групповые нормы и ритуалы (см. раздел 2.5.1 главы 2).

Существует также очень простой геометрический тест, который может использоваться на первом занятии в группе в качестве экспресс‑диагностики (Обозов, 1997). Этот тест: 1) дает возможность в первом приближении определить, к каким психотипам относятся участники группы; 2) позволяет гармонично перейти к изложению целей и задач РДТ, фокусируясь при этом на базовых проблемах каждой группы характеров (см. раздел 2.2.3 главы 2).

Тест проводится следующим образом. На полу комнаты на достаточном расстоянии друг от друга раскладываются три заранее заготовленных рисунка геометрических фигур – круга, треугольника и квадрата.

Участникам группы предлагается медленно пройти около каждого из рисунков и остановиться у той фигуры, которая кажется наиболее «симпатичной». После того как участники сделали свой выбор, всем предлагается занять свои места и дается краткая интерпретация, которая выглядит следующим образом.

Круг. Если вы выбрали круг, то вы являетесь эмоционально‑коммуникативным типом личности (тип «собеседник») – вы в большей степени ориентированы на общение, легко и просто вступаете в контакт с другими людьми, предпочитаете теплые компании, умеете подшучивать над другими и над собой.

При решении какой‑либо задачи вы с большим удовольствием и простотой получите всю необходимую информацию, общаясь с другими людьми. Вы редко вступаете в конфликт, так как ориентируетесь на общение и обладаете коммуникативными способностями, что своевременно снимает напряжение. Вы открыты для принятия позиции оппонента, не стремитесь изменить его мнение или поведение.

Но вы имеете уязвимые места и чрезвычайно чувствительны к оценке своих эмоционально‑коммуникативных способностей. Вы очень чувствительны к изменениям настроения партнера и своевременно пытаетесь снять недоразумение, напряженность в отношениях.

Треугольник. Если вы выбрали треугольник, то вы относитесь к познавательному типу личности (тип «мыслитель») – вы ориентированы на познание мира внешнего и внутреннего, на размышления о жизни, науке, искусстве и технике; любите разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать. Все это заставляет вас сосредоточиваться на мышлении, на своих внутренних рассуждениях, что приводит к недостатку общительности и часто – к неумению решать организационные задачи.

Вы очень ранимы в отношениях с близкими, и в этой сфере глубина конфликта и степень включенности у вас очень большая.

Квадрат. Если вы выбрали квадрат, то вы относитесь к поведенческому типу личности (тип «практик») – вы ориентированы на преобразование окружающей действительности, предпочитаете четко поставленные задачи, требующие решительных действий, и не любите незавершенных дел, не терпите волокиты и рассуждений. Вы последовательны в своих действиях; у вас сильно развита социальная смелость, которая выражена в способности выступать в больших аудиториях среди малознакомых людей. Вы скорее всего будете успешны в той области деятельности, где все построено на беспрекословном подчинении, где используются методы организации поведения (принуждение), в условиях жесткой функциональной взаимозависимости членов коллектива (экипаж корабля, воинское подразделение).

Вам всегда необходимы ясные, последовательные задачи, четкое распределение функций в работе, в семейно‑брачных отношениях. В решении каких‑либо задач вы без лишних размышлений и обсуждений сразу приступите к делу либо организуете для его выполнения других людей.

Вы чувствительны к несправедливым высказываниям по поводу вашей работоспособности, пунктуальности, успешности. Ваша потребность в преобразовании внешнего мира, и в том числе позиций окружающих, может приводить к разнообразным столкновениям.

 

После краткого описания каждого типа личности участникам группы задается вопрос, все ли согласны с тем, что они относятся именно к типу, соответствующему выбранной фигуре, не хочет ли кто‑нибудь изменить свое решение. Затем дается краткая характеристика базовых проблем каждого типа. Насколько подробно она излагается, решает ведущий. Ниже приводится минимальный объем информации. Более подробно см. раздел 2.2.3 главы 2.

Для каждого типа характерны свои базовые проблемы, которые помогает решить ритмодвигательная терапия.

1. Проблемы «мыслителей»:

– границы: установление границ между собой и окружающим миром, их важность;

– межличностные отношения: контакты и общение с другими людьми.

2. Проблемы «собеседников»:

– «Я‑образ»: место человека в мире, поведение, чувства, реакции и т. д.

3. Проблемы «практиков»:

– избыточный контроль: как контролировать себя и других людей;

– агрессия: способность справляться с агрессией, неадекватным поведением.

4. Проблемы, типичные для всех типов характера:

– психофизиологические блоки: «зажимы», необходимость сдерживать себя из– за установленных социальных правил поведения;

– опоры или заземление: устойчивость, «почва под ногами»;

– структурная интеграция: преодоление хаоса в действиях и суждениях – когда человек чувствует одно, думает другое, а делает третье.

Затем, в течение часа, проводится собственно занятие по ритмодвигательной терапии, состоящее из разминки, быстрых упражнений и заключительных упражнений. При этом упражнение обычно представляет собой не одно движение, но комбинацию или набор взаимосвязанных движений, несущих определенную смысловую нагрузку и направленных на решение одной из перечисленных выше проблем.

Разминка в основном состоит из диагностических упражнений, целью которых является определение проблемы клиента, а в дальнейшем – фиксирование уровня позитивных достижений в разрешении проблемы.

Вторая, «быстрая» часть занятия состоит из ритмических упражнений, умеренно сложных с точки зрения координации, задачей которых является разогрев мышц и введение клиента в кинестетический транс, с ориентацией в каждом случае на проблему занятия. Набор упражнений или связок должен отвечать следующим требованиям:

1. Скорость выполнения упражнений зависит от физической подготовленности членов группы и может выполняться под музыку с ритмом от 100 до 160 ударов в минуту.

2. Координационная сложность упражнений должна быть такова, чтобы полностью занять внимание участников группы, но не чрезмерна, чтобы движения выполнялись достаточно легко (с точки зрения координации) и с удовольствием.

Третья часть занятия направлена на углубленную работу с проблемами клиентов и состоит из специально разработанных комплексов упражнений. На этом этапе также используется техника связывания, описанная выше.

Общая продолжительность работы с группой может варьироваться: от минимальной – 8 занятий (1 занятие по каждой проблеме) до неограниченной продолжительности, в зависимости от того, как клиенты ощущают прогресс в разрешении тех проблем, с которыми пришли на терапию.

Рассмотрим теперь требования к положению тела при выполнении ритмических движений:

– стопы слегка разведены врозь (чаще всего чуть шире, чем ширина бедра);

– стопы параллельны друг другу или слегка развернуты наружу, колени над носками;

– колени чуть расслаблены (допускается легкое сгибание);

– мышцы живота и ягодиц немного напряжены и направляют таз вперед (без подчеркивания поясничной кривизны);

– таз расположен ровно, без перекоса;

– грудь поднята, плечи на одной высоте;

– голова – прямо и составляет с туловищем одну линию;

– лопатки сдвинуты к позвоночнику.

При проведении занятия по ритмодвигательной психотерапии используются специальные названия движений (термины), заимствованные из аэробики и ритмической гимнастики. Поскольку многие из направлений современной аэробики также заимствованы из зарубежных источников, то специалисты часто используют для названия движений термины на английском языке, что не отвечает принципу доступности, предъявляемому к терминологии. В связи с этим мы сочли необходимым перевести термины на русский, указав соответствующие оригинальные термины. Среди специалистов, работающих в области оздоровительной аэробики, нет единства мнений по количеству основных (базовых) шагов, одни насчитывают их от 2 до 4, другие от 6 и более. Поэтому за основу мы приняли несколько базовых шагов, которые в дальнейшем будем использовать при описании ритмодвигательных упражнений и подробную расшифровку которых даем ниже. К ним относятся (http://aerobic.new‑mail.ru/aerob6.htm) следующие.

Подъемколена (Knee lift, Knee up). Из положения стоя на одной ноге (прямой) другую, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. Не допускается сопутствующий подъему ноги поворот таза. При подъеме колена может быть использован любой вариант движения (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, с поворотом, на шагах, беге, подскоках).

Мах (Kick). Выполняется в положении стоя на одной ноге. Маховая прямая нога поднимается точно вперед, разрешено небольшое «вывороченное» положение стопы, но без сопутствующего маху поворота таза. Амплитуда маха определяется уровнем подготовленности занимающегося, не допускаются «захлесты» (когда носок делает хлещущее движение, как кончик хлыста) и неконтролируемое опускание ноги после маха (падение). Рекомендована амплитуда маха не больше 90°. Разрешается любой вариант маха (на месте, на шагах, беге, прыжках). Возможна также разная плоскость движения (мах вперед или вперед – в сторону). Если мах сочетается с подскоком, то при приземлении следует обязательно опускаться на всю стопу, избегая баллистических приземлений и потери равновесия.

Прыжок ноги врозь‑ноги вместе (Jumpingjack, Hampelmann). Выполняется из исходного положения ноги вместе (пятки вместе, носки врозь – на ширину стопы). Движение состоит из двух основных частей. Первая: отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении нужно опуститься на всю стопу. Расстояние между стопами равно ширине плеч, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. При этом движении проекция колен не должна выходить за пределы опоры на стопы, угол в коленных суставах должен быть больше 90°. Вторая часть движения: небольшим подскоком соединить ноги и возвратиться в исходное положение. При выполнении этого движения не допускаются перемещения туловища (наклоны, повороты).

Выпад (Lunge). Может быть выполнен любым способом (шагом, прыжком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону, назад). Основным вариантом этого «аэробного шага» является выпад вперед. При этом тяжесть тела смещается на согнутую ногу, выставленную вперед. Угол в коленном суставе должен быть больше 90°, голень опорной ноги занимает почти вертикальное положение, а проекция колена не выходит за пределы опоры на стопу (обязательно следует опуститься на пятку опорной ноги). Поворот таза не допускается, нога сзади должна быть прямой, касаться носком пола, пятка поднята вверх.

Шаг (March). Напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую, сгибая, поднять точно вперед (колено ниже горизонтального положения), без поворота таза. Стопа поднимаемой ноги находится на уровне верхней трети голени, носок оттянут (т. е. голеностопный сустав согнут).

Приставной шаг (Step‑touch) – выполняется на 2 счета. «1» – шаг в сторону (назад или вперед), тяжесть тела падает на обе ноги. «2» – приставить другую ногу на носок.

Двойной приставной шаг (Doublesteptouch) – двойное движение в сторону приставными шагами.

Скольжение (Slide) – шаги, выполняемые со скольжением стопой по полу.

Захлест ноги (Legcurl) – в стойке ноги врозь (чуть шире плеч) перемещение с ноги на ногу, со сгибанием голени. Выполняется на 2 счета. «1» – перенести тяжесть тела на одну ногу, колено полусогнуто, но без дополнительного приседания, пятка на полу. «2» – свободную ногу согнуть назад (в направлении к ягодичной мышце).

Нога на пятку (Heeldig, heeltouch). Выполняется на два счета. В исходном положении обе ноги полусогнуты. «1» – одна нога выставляется вперед или по диагонали вперед на пятку (разгибая колено). «2» – вернуться в исходное положение.

Маятник (Pendulum) – прыжком смена положения ног. Прыжки выполняются на 4 счета. «1» – прыжок на одной ноге, другую поднять в сторону. «2» – прыжок на две ноги. «3», «4» – повторить движение в другую сторону. Более подготовленные занимающиеся могут выполнять прыжки без промежуточного перехода на две ноги (с ноги на ногу).

Мамба (Mambo) – вариация танцевального шага мамба, выполняется на 4 счета. «1» – шаг одной (правой) ногой на месте. «2» – небольшой шаг другой ногой (левой) вперед (тяжесть тела на ногу полностью не переносить). «3» – перенести тяжесть тела на правую ногу и встать на нее. «4» – вернуться в исходное положение (стойка – ноги врозь). Затем можно повторить движение, но с шагом назад. Используется и другая разновидность шага мамба: «1» – шаг одной (правой) ногой на месте. «2» – небольшой шаг другой ногой (левой) вперед (тяжесть тела на ногу полностью не переносить). На «3–4» выполняются шаги, аналогичные счетам «1–2», но назад.

«Пони» (Pone) – поочередные шаги вперед и назад – «пони». Счет – «1‑и‑2». «1» – шаг правой вперед. «И» – оттолкнуться левой. «2» – шаг правой. Чаще всего это движение выполняется на прыжках: «1» – прыжок на правую ногу вперед, левую согнуть назад, «и» – прыжок на левую ногу назад, правую согнуть вперед. «2» – повторить счет «1».

V‑шаг (V‑step) – разновидность ходьбы в стойку ноги врозь, затем – вместе. Выполняется с продвижением вперед и назад на 4 счета. «1» – с пятки шаг вперед – в сторону с одной ноги. «2» – продолжить аналогичное движение с другой ноги (в положение стойки ноги врозь, носки ног прямо или слегка повернуты наружу). Направление шагов напоминает написание английской буквы «V». «3»,»4» – выполнить поочередно два шага назад и тем самым вернуться в исходное положение.

Твист‑прыжок (Twistjump) – прыжки на двух ногах с поворотами таза вокруг вертикальной оси.

«Скрестный» шаг в сторону (Grapewine) выполняется на 4 счета. «1» – шаг правой в сторону. «2» – шаг левой вправо сзади (перекрестно). «3» – шаг правой в сторону. «4» – приставить левую ногу к правой.

Некоторые упражнения данного раздела взяты из следующих работ: Белый, Швед (2003); Горшкова (2001); Березкина‑Орлова (2001); Грачева (2003); Диниц (2004); Лисицкая (1988, 1994); Шванева (2000); Эндрюс (1996); Кэмпбел (1999); Норбе‑ков, Хван (1999); Гиршон (2000а, 2000б); Roth (1987).

Техника 1. Работа с опорами (заземление)

Упражнения данного раздела позволяют участникам группы почувствовать, насколько твердо они стоят на ногах, и увеличить чувство реальности, заземленности.

 

РАЗМИНКА

Упражнение 1. Удержать равновесие

В том, как человек удерживает равновесие тела при малой площади внешней опоры, видно, насколько он внутренне уравновешен, уверен в себе и самостоятелен в тех ситуациях, когда не на что (или не на кого) опереться. Упражнение направлено на выявление и развитие этого качества.

Выполняется в положении стоя: либо на одной ноге, с опорой на всю ступню, либо на полупальцах (т. е. на носочках, на цыпочках) обеих ног.

Встать, стопы параллельно на ширине плеч, колени чуть согнуты. Правое колено надо поднять параллельно полу и найти положение равновесия. После этого глаза надо закрыть и попытаться удержать равновесие. Глаза открыть и повторить то же с левой ногой.

Движения выполняются медленно, плавно, без рывков и остановок, как перетекания из одной позы в другую. Нужно попытаться воссоздать в теле ощущение внутренней опоры, центра тяжести (на уровне пупка); почувствовать свое парение над землей, как летящая птица, опирающаяся распахнутыми крыльями на воздушный поток.

Упражнение можно усложнить, если при выполнении встать на носок.

Обсуждение: почему с закрытыми глазами начало «уносить» с опоры, какие есть объяснения? На какой ноге было стоять легче – на правой, левой? (Левая сторона тела – социальные отношения, правая сторона – отношения с близкими людьми, личные.)

Упражнение 2. Разминка

Инструкция ведущего: «Стоя закрыть глаза, определить центр тяжести и положить туда руку. Делаем два‑три цикла глубокого дыхания с закрытыми глазами, почувствуйте свое тело и попытайтесь определить, какая часть вашего тела вам сейчас ближе всего. Найдя эту часть, попытайтесь ею издать какой‑нибудь звук.

Руки вытянуты перед собой, пальчики вперед, пальчики к себе, покрутили кистями, локтями, плечами, наклонились вперед, вбок, вращаем ногами в коленях, вращаем бедром, ступней, коленом, бедром. Руки вверх, вращаем тазом по кругу и в разные стороны. Потрясли кистями. Трясем руками в локтях, в плечах. Трясем коленями. Трясем головой и делаем «бр‑р‑р». А теперь трясем всем, чем можем, сразу. И ушами тоже. Закрыли глаза, прислушались к своему телу. Постарайтесь не блокировать дыхания.

Ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Покачались вперед‑назад‑вбок, определили, что нам легче и приятнее. Попробовали покачаться по кругу, если пойдет напряжение в бедрах, это хорошо. Раскачиваться слева направо, удерживая равновесие в крайних положениях».

Упражнение 3. Приседание

Инструкция ведущего: «Поставьте стопы параллельно на расстоянии около 20 см. Попробуйте присесть на корточки, не отрывая пятки от земли, и удержать эту позицию без какой бы то ни было опоры.

Если приседание начнет вызывать боль, опуститесь на колени, отведите стопы назад и сядьте на пятки. Это может оказаться болезненным, если голени и стопы напряжены. Если это так, присядьте снова, чтобы расслабить лодыжки».

Упражнение 4. Танец хула

Стопы параллельны на расстоянии около 30 см. Колени немного согнуты, ладони помещены на коленях. Целью упражнения является колебание тазом из стороны в сторону только при помощи ног и стоп. Верхняя часть тела расслаблена и неактивна.

Инструкция ведущего: «Перенесите вес тела на передний отдел правой стопы, выпрямите правое колено и позвольте тазу отклониться вправо. Перенесите вес тела на левую стопу, надавите на нее, после чего легко выпрямите левое колено. Вы должны почувствовать, что таз передвигается влево. Сейчас переместите вес на правую ногу и повторите маневр, стараясь вызвать передвижение таза вправо без участия верхней половины тела. Продолжайте упражнение, перенося попеременно вес тела с одной стопы на другую, около 5 раз».

Описанное упражнение похоже на основной шаг в традиционном гавайском танце хула.

Упражнение 5. «Мать‑Земля»

Ритмичное топанье по кругу под африканские ритмы в течение 7‑10 мин.

Основное движение – переменный приставной шаг друг за другом по кругу: шаг правой ногой вперед – левую приставить и т. д. При этом шаг выполняется на чуть согнутых ногах, всей стопой в пол, с топаньем. Важно, чтобы было ощущение плотного соприкосновения стопы с землей.

Ритуалы древних племен, посвященные Земле, исполнялись на открытом твердом грунте. Когда исполнители танцевали, топая ногами в землю, поднималась пыль. Со стороны это выглядело так, будто источается сила земная; танцоры как бы купаются в ней и впитывают ее. Чем сильнее удары ног в землю, тем выше поднимается пыль, тем больше силы отдает Земля. Чем ниже приседают танцоры, тем ближе они к Матери‑Земле и тем сильнее становятся.

Упражнение 6. Ритуальный танец североамериканских индейцев

Участники располагаются общим кругом, лицом в центр, взявшись за опущенные руки. Основное движение – приставной шаг боком, влево по кругу: левой ногой шаг влево – правую приставить, левой шаг влево – правую приставить и т. д.

Танец можно исполнять с закрытыми глазами.

Упражнение 7. «Прилив – отлив»

Участники подражают шуму волн. Они располагаются общим кругом, лицом вовнутрь. Начинают с небольших, спокойных качаний вперед‑назад (стоя на месте и переводя тяжесть тела с передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на продвижение легкими шагами к центру – от центра. При этом движение вперед, к центру круга, сопровождается звуком «ш‑ш‑ш» и плавным выведением рук вперед, а отход – беззвучным вдохом и отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и одновременно – громкость своих голосов, переходя на звук «а‑а‑а» (озвученный вдох). Достигнув кульминации, они так же постепенно уменьшают амплитуду и силу движения, пока не перейдут на спокойное качание на месте вперед‑назад (как в начале), которое тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов («а‑а‑а» переходит в «ш‑ш‑ш»), пока окончательно не смолкнет.

Примечание. Необходимо, чтобы качания и продвижения вперед‑назад выполнялись, как гармонические колебания (сходные с движением маятника). Иными словами, выход из крайней точки (где происходит смена направления движения) должен быть не резким рывком, а постепенным ускорением, так же как и приход в крайнюю точку – не резкой остановкой, а постепенным замедлением шагов. Выполнение упражнения требует, чтобы при продвижении к центру участники начали замедлять движение за несколько шагов до максимального сужения круга (когда соседи почти касаются друг друга плечами, но не сбиваются в кучу). Очень важно, чтобы движения выполнялись всеми участниками синхронно и чтобы целостность круга сохранялась на протяжении всего хода упражнения.

 

БЫСТРАЯ ЧАСТЬ

Состоит преимущественно из ритмичных прыжковых упражнений с обязательным приземлением на всю стопу и небольшим пружинистым сгибанием колен.

Упражнение 1. Заземление

Шаг на месте с правой ноги.

2 раза мах правой‑левой ногой.

Прыжок вперед на обе стопы.

Прыжок назад и твист.

Повторить 8 раз.

Прыжок с выставлением ноги вперед на пятку: правая‑левая.

Прыжок, ноги на ширине плеч, на всю стопу, колени чуть согнуты, и обратно.

Прыжки, ноги в сторону‑вместе, с подниманием рук над головой.

Повторить 8 раз.

3 раза подъем колена левой ногой, 3 раза подъем колена правой ногой.

1 раз подъем колена – правой‑левой.

1 раз подъем колена – правой‑левой.

Повторить 8 раз.

3 раза подъем колена правой ногой, 3 раза подъем колена левой ногой.

1 раз подъем колена – левой‑правой.

1 раз захлест ноги – левой‑правой.

Повторить 8 раз.

8 выпадов правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево‑вверх.

8 выпадов левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо‑вверх.

4 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево‑вверх.

4 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо‑вверх.

2 выпада правой ногой с одновременным подъемом левой руки влево‑вверх.

2 выпада левой ногой с одновременным подъемом левой руки вправо‑вверх.

Выпад вправо‑влево, обе руки резко выбрасываем вперед‑вверх.

Упражнение 2. Летка‑енка

Участники выстраиваются в круг друг за другом и берутся за талию стоящего впереди.

Подскок и мах правой ногой.

Подскок и мах левой ногой.

Прыжок вперед на обе стопы, ноги на ширине плеч.

Прыжок назад и твист.

Упражнение 3. Кантри

Исполняется под музыку «Кантри».

И. п. (исходное положение) – стойка прямо, пятки вместе, носки врозь, руки на талии, большие пальцы рук заложены за пояс.

Шаг с правой ноги вправо, перекрестный шаг левой ногой сзади за правой, еще шаг правой вправо, левую приставить к правой (такты 1–4).

Повторить в левую сторону (такты 1–4).

Шаг правой ногой назад, левую приставить (такты 1–2).

Прыжок ноги врозь – ноги вместе (такты 3–4).

Скольжение (slide) по диагонали вперед‑влево с левой ноги (такты 1–2).

Скольжение (slide) по диагонали вперед‑вправо с правой ноги, левую приставить (такты 3–4).

Шаг левой по диагонали вперед‑влево с одновременным двукратным покачиванием левым бедром влево (такты 1–2).

Двукратное покачивание правым бедром вправо (такты 3–4).

Одно покачивание правым бедром вправо – левым влево (такты 1–2).

Шаг с правой ноги с поворотом вправо на 90°, левую приставить (такты 3–4).

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. Метафора «Одного шага»

(http://www.chart.ru/~bodywork/games.htm)

Принципы:

перетекание веса тела по синусоиде от 100 % на одной ступне к 100 % на другой ступне;

чувствительность:

а) во время несения «пустой» ноги над поверхностью пола – есть ли место для опоры?

б) стопы и колени проходят рядом друг с другом параллель‑

но, но не соприкасаясь;

в) опорная ступня «распластывается» на полу (женщинам

можно вспомнить ощущение «раскатывания теста»).

в любой момент положение тела является стабильным (устойчивым), т. е. по команде «стоп» тело не заваливается (принцип покоя в движении).

Пошаговое выполнение упражнения.

Стоя на полусогнутых в коленях ногах (ступни соприкасаются внутренними сторонами, руки вблизи живота), приседаем, опуская прямой позвоночник вниз. Когда мы почувствуем свои ноги «сжатыми пружинами», начинаем плавно и медленно скользить правой стопой параллельно земле на 1–2 см выше уровня пола (ощущаем, достаточно ли надежна поверхность, на которую собираемся поставить ногу, нет ли «обрыва в пропасть»), пока колено не окажется практически выпрямленным. Все это время вес на 100 % на левой ноге и, соответственно, центр тяжести тела в пределах площади опоры (устойчивое положение).

Опускаем правую стопу с пятки на носок (вес все еще на левой ступне). Переносим вес на правую ногу, живот опускается, макушка находится на том же уровне, глаза смотрят прямо. Вес переносится с «полной» ноги на «пустую» плавно, важно прочувствовать моменты этого перетекания со 100 % до 0 %. Корпус не наклонять.

Левая нога подтягивается к ступне правой только после установления опоры на правой ноге.

Цикл повторяется.

Упражнение 2. «Морская водоросль»

Инструкция ведущего: «Представьте, что вы водоросль, растущая на морском дне. Ваши стопы, являясь корнями, не могут сдвинуться с места, но голова, руки, плечи, туловище, бедра и колени являются стеблями водоросли и непрерывно колеблются под воздействием морского течения, которым в данном случае являются движения рук вашего партнера. Закройте глаза и двигайтесь, повинуясь „течению“, с той же скоростью и в том же направлении. Не следует забывать, что стопы должны быть надежной опорой, сильной и одновременно гибкой».

Партнер, который играет роль морского течения, может использовать различные виды воздействия на второго участника, варьируя скорость и интенсивность.

Упражнение 3. «Бульдозер и Пеньки»

Это упражнение можно выполнять как в парном, так и в групповом варианте.

Парный вариант

Один из участников исполняет роль Бульдозера, который должен выкорчевать Пенек – своего партнера. Пенек должен, укоренившись, стоять на месте и не сходить с него. Бульдозер пытается стащить партнера с этого места всеми способами – хватаясь за руки, толкая или спихивая его. Через какое‑то время партнеры меняются ролями.

Групповой вариант

Если в эту игру играют три человека, один становится Пеньком, а двое других – Бульдозерами, а затем меняются ролями.

Упражнение 4. Падение

Выполняется в несколько этапов, с постепенным усложнением. Каждый вариант упражнения выполняется по нескольку раз. Когда освоен более простой вариант, можно переходить к следующему, более сложному.

а) Стоя в полный рост, раскружиться на месте так, чтобы расслабленные руки отлетели в стороны, а кисти налились тяжестью. Затем резко остановиться и упасть, куда «поведет тело».

Как правило, падение идет с закручиванием, по спирали. Упражнение очень похоже на то, как играют (кружатся) дети.

б) Встать в полный рост. Полностью расслабив тело, упасть на пол мягко, с закручиванием (так, как это получалось после кружения в предыдущем варианте упражнения).

в) Встать в полный рост. Подпрыгнуть вверх и мягко упасть на пол (приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).

г) Встать в полный рост на опоре, приподнятой над землей.

Оттолкнувшись от нее, подпрыгнуть вверх и с высоты упасть на пол (мягко приземлившись на ноги с последующим перекатом на бок и спину).

Примечание. Отношение человека к падению на пол отражает его восприятие жизненных «падений», т. е. неудач: насколько он их боится и насколько тяжело из них выходит. Важно понять, что травмирует не само падение, а сопротивление ему, ограничивающее естественную телесно‑психологическую адаптацию к ситуации.

Упражнение 5. Восхождение к устойчивости (работа с «внутренним ребенком»)

Упражнение направлено на то, чтобы дать опору другому человеку.

Работа в парах. Один участник (клиент) лежит, другой (ведущий) стоит и своими ногами упирается в его ступни. Надо позволить лежащему своими ногами перемещаться вверх, «идти» по ногам стоящего. Это и есть путешествие к устойчивости. Стоящий дает опору ногам лежащего. Затем «благодарность животом», т. е. стоящий удерживает недолго ноги партнера на своем животе. Потом следует плавный выход из контакта, стоящий понемногу отходит назад, пока ноги лежащего не лягут на пол. Затем стоящий берет лежащего за стопы – на вдохе надавливает на стопы, на выдохе – отпускает. Ведущий дышит в ритме клиента – это ассимиляция энергии.

Затем следует обсуждение: почувствовал ли лежащий состояние устойчивости, почему это было трудно. Когда было максимально удобно? Если на подъеме было трудно, а на животе удобно (т. е. как бы в утробе матери) – это хороший признак. Легко ли было выйти из контакта? Эта процедура демонстрирует сложности с матерью. Если клиент не может выйти из контакта, то это неблагоприятный знак. Если контакт разрывается очень резко, это свидетельство плохих отношений с матерью.

Поменяться ролями.

Техника 2. Работа с границами

Упражнения данного раздела позволяют: 1) выяснить, каковы твои границы и как их устанавливают; 2) расширять и устанавливать границы, адекватные ситуации.

 

РАЗМИНКА

Упражнение 1. Нарушение пространства

Исследование, как человек ведет себя в ответ на внешнее воздействие, сколько пространства позволяет себе занимать в этом мире. Выполняется в парах, один участник, активно действующий, – ведущий, другой, пассивно наблюдающий, – ведомый.

Ведомый определяет «свое пространство», а ведущий нарушает его. Ведомый ложится в удобную позу на полу. Ведущий должен его осмотреть – в какую сторону перекос и асимметрия. После этого ведущий начинает понемногу сдвигать (компактно складывать) руки и ноги партнера. А ведомый должен оценивать, насколько каждая следующая поза (более компактная, чем предыдущая) для него удобна и комфортна. Ведущий складывает руки партнера на груди, кладет ногу на ногу – до тех пор, пока ведомый не начинает активно сопротивляться.

Затем то же самое проделывается, когда ведомый исходно сидит (лежит) в позе эмбриона, а ведущий начинает его «разворачивать». Ведомый должен отслеживать, как реагирует тело («удобно‑неудобно»).

Что ведомый разрешает с собой делать, а что нет? Если ведомый давно хотел сопротивляться, но терпел, то это говорит о приспособляемости.

Затем участники меняются ролями.

Упражнение 2. Внутреннее движение

Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого.

Инструкции ведущего: «Мы попробуем представить себе свою границу и показать, как мы ее охраняем. Мы садимся парами и определяем оптимальное расстояние между нашими телами. Затем один начинает медленно приближаться, а другой должен телом попытаться его остановить, когда почувствует дискомфорт. Отслеживать, какие при этом ощущения в теле.

Теперь в парах, на расстоянии 1 0 метров: один участник стоит, другой начинает медленно к нему приближаться. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше двигаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать «стоп». Какие ощущения это вызвало в теле и где?

В другом варианте упражнения участник, к которому приближаются, стоит с закрытыми глазами.

Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?»

Упражнение 3. «Броуновское движение»

Инструкция ведущего: «Изображаем броуновское движение, ходим по комнате, не вступая ни в какой контакт. Потом, по сигналу, можем вступать или не вступать в контакт. Попробуйте отследить, что с вами происходит, когда с вами пытаются идти на контакт, и что происходит, когда вы пытаетесь идти на контакт, а вам идут или не идут навстречу. Задача на здоровый эгоизм – чего хочет мое тело.

Теперь давайте двигаться с закрытыми глазами и пытаться опознать друг друга».

Упражнение 4. Близость

Близость здесь понимается не как отсутствие дистанции между телами партнеров, но как созвучие, соприкосновение душ. Порой общение без прикосновений гораздо ярче выявляет подобную близость.

Ведущий взаимодействует с партнером на некотором расстоянии от него: не дотрагиваясь до его тела, но как бы прикасаясь к его «ауре». Ведомый (стоя на месте с закрытыми глазами) реагирует на эти «прикосновения» непроизвольно, т. е. так, как «просит его тело» (мускулатура напрягается или расслабляется, дыхание становится свободным, глубоким или сдавленным, поверхностным и т. п.).

Задача ведущего – попытаться выявить то расстояние, на котором удается воздействовать на партнера, вызывая его непроизвольные реакции, а также характер прикосновений, порождающий те или иные реакции. Задача ведомого – отследить, ощущает ли он «прикосновения» ведущего, и понаблюдать за собственными ощущениями в процессе выполнения упражнения.

Упражнение 5. Границы

Вариант 1

Упражнение помогает участникам повысить чувствительность к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

Инструкция ведущего: «Мне хочется предложить вам упражнение, которое поможет вам научиться стать чувствительнее к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого‑нибудь, с кем вам по какой‑либо причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам: «стоп!» или «подойди поближе»?

Я хотел бы, чтобы вы сейчас молча поэкспериментировали друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь ладонями и кончиками пальцев ладоней партнера так, чтобы ваши руки были мягко прижаты одна к другой. Смотрите друг другу в глаза и начинайте осуществлять соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что‑либо новое о партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь исследуйте ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближайте руки к партнеру разными способами и выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте внимательны к сопротивлению с обеих сторон. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поделитесь вашими наблюдениями о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем лучше ладить друг с другом».

Вариант 2

Это упражнение помогает двум конфликтующим участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах можно изменить упражнение, разделив группу на четверки так, чтобы в каждой подгруппе было двое конфликтующих участников, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, и чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами – предпосылка самоуважения.

Инструкция ведущего: «Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

1. В первой части упражнения в центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает.

2. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

3. Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство.

Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины – женщины, знакомого – чужого и т. д.), вступать в личное пространство А, при этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

4. Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

5. Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он это хотел бы сделать, учитывая только что полученную информацию.

6. Повторите всю процедуру с участником Б.

Обсудите упражнение».

 

БЫСТРАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. Движение в разных ярусах кинесферы

Кинесфера – это пространство, в котором тело может двигаться, это понятие заимствовано из танцевально‑двигательной терапии. Граница кинесферы определяется максимальной амплитудой движения. Практический опыт обучения движению показал ценность следующей классификации зон кинесферы:

Три горизонтальных яруса:

а) нижний – от бедер до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;

б) средний – корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;

в) верхний – голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д.

Упражнения проводятся в трех ярусах кинесферы. Все участники группы ложатся на спину, закрывают глаза и определяют у себя положение центра тяжести. Затем положение центра тяжести определяется лежа на животе, сидя и стоя. Найдите центр тяжести тела кошки (т. е. подвигайтесь, как кошка). Где центр тяжести обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте на себе все это.

Группа разбивается на подгруппы по три человека. Первая тройка начинает движение из одного конца зала в другой в нижнем ярусе кинесферы. Движения участники выбирают самостоятельно – это могут быть: переползание на животе, перекатывание по полу, переползание на спине. Единственное необходимое условие – центр тяжести находится не выше 10 см от пола. Как только первая тройка достигает середины зала, начинают движение следующие три человека, а первые трое, достигнув противоположного конца зала, начинают движение обратно в среднем ярусе кинесферы. Достигнув конца зала, первая тройка начинает движение в обратном направлении в верхнем ярусе кинесфе‑ры – прыжки, полеты и т. п.

Обсудите, какие ощущения возникали при различных типах движения. Как чувствовали себя участники, когда им навстречу двигались люди в другом ярусе?

Упражнение 2. Эксперименты с движением

Состоит из «широких» движений: широкие махи руками, серии сложных прыжков с поворотами и перемещением в пространстве. Приставной шаг с угловыми перемещениями, V‑шаг с широкими махами руками.

Перед проведением быстрой части всех участников группы просят расположиться в зале на максимальном расстоянии друг от друга.

Шаг на месте с правой ноги.

Приставной шаг с правой ноги – 8 раз.

Двойной приставной шаг – 8 раз.

Захлест ноги правая‑левая нога – 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – приставной шаг с поворотом влево на 90°.

«Скрестный» шаг влево – приставной шаг с поворотом вправо на 90°.

Повторить 8 раз.

V‑шаг с правой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – мамба с правой ноги.

«Скрестный» шаг влево – мамба с левой ноги.

Повторить 8 раз.

V‑шаг с левой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

Поворот на 90°.

Приставной шаг с правой ноги – 8 раз.

Двойной приставной шаг – 8 раз.

Захлест ноги – левая нога – 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – «маятник».

«Скрестный» шаг влево – «маятник».

Повторить 8 раз.

V‑шаг с правой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – твист‑прыжок.

«Скрестный» шаг влево – твист‑прыжок.

Повторить 8 раз.

V‑шаг с левой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

Поворот вправо на 90°.

Приставной шаг с правой ноги – 8 раз.

Двойной приставной шаг – 8 раз.

Захлест ноги правая – левая нога – 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – «пони».

«Скрестный» шаг влево – «пони».

Повторить 8 раз.

V‑шаг с правой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – мамба с правой ноги.

«Скрестный» шаг влево – мамба с левой ноги.

Повторить 8 раз.

V‑шаг с левой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

Поворот на 90°.

Приставной шаг с правой ноги – 8 раз.

Двойной приставной шаг – 8 раз.

Захлест ноги правая – левая нога – 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – приставной шаг с поворотом влево на 90°.

«Скрестный» шаг влево – приставной шаг с поворотом вправо на 90°.

Повторить 8 раз.

V‑шаг с правой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

«Скрестный» шаг вправо – мамба с правой ноги.

«Скрестный» шаг влево – мамба с левой ноги.

Повторить 8 раз.

V‑шаг с левой ноги вперед‑назад с широким махом руками.

Повторить 8 раз.

После того как участники группы выучили упражнения, ведущий доступными средствами начинает ограничивать пространство, в котором группа может двигаться. Это может быть символическое ограничение с использованием веревки или скакалок или более реальное ограничение в виде стульев или степ‑платформ.

Затем упражнения повторяются. Далее пространство уменьшается еще раз. Так до тех пор, пока участники группы могут выполнять упражнения, не наталкиваясь друг на друга. Теоретически эти упражнения группа может успешно выполнять в весьма ограниченном пространстве при соблюдении двух условий – высокого уровня синхронизации движений и хорошего чувствования своих и чужих границ.

После выполнения упражнения дается время на обсуждение того, какие чувства возникали у участников.

Упражнение 3. Танец отождествлений

Инструкция ведущего: «Отождествляйте себя последовательно с четырьмя стихиями: воздухом, огнем, землей и водой. Прочувствуйте специфику и энергетику каждой из стихий, отдайтесь ей целиком. Выполняя это упражнение, вы также можете отождествляться с лесом, небом, рекой, травой, любыми, в том числе сказочными, животными, четырьмя сторонами света и т. д. На самом деле, в танце вы можете отождествляться с чем угодно, хоть с дверной ручкой, – это очень способствует размыванию границ Эго, границ нашей привязанности к себе и психологической закрепощенности. Кстати, очень хорошо отождествляться с персонажем музыкального произведения, например песни. Поиграйте с „попсой“ – это отлично развивает способности и уменьшает чувство собственной важности».

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение 1. Экспериментирование с пространством

По краям комнаты, в которой проводятся занятия, ставятся стулья спинками к участникам, таким образом, чтобы стулья очерчивали круг, в котором находятся члены группы. Ведущий за кругом. Звучит музыка, и участники начинают экспериментировать со свободным течением движений – они двигаются спонтанно, свободно передвигаясь в пространстве, взаимодействуя с другими. Постепенно круг, очерченный стульями, сужается. Ведущий, медленно передвигаясь по внешнему кругу, немного сдвигает стулья вперед, к участникам, побуждая их сближаться. Наконец участники зажаты в совсем тесный кружок, а ведущий все продолжает уменьшать пространство. Ведущий просит еще ужаться, возможно, избавившись от кого‑то из членов группы (выставив его за круг).

Примечание. Теоретически упражнение может продолжаться до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого‑то из участников или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с ведущим. Таким образом участники группы берут ответственность за происходящее на себя, приобретая большую групповую автономность, осознавая себя членами чего‑то большего, чем просто сумма людей.

При обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Для того чтобы запустить процесс свободного выражения чувств, ведущий сам может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он вынужден был «давить» на группу, чтобы она осознала свою целостность.

Какова зависимость между межличностной дистанцией и отношением к человеку? Что чувствовали участники, когда в их персональное пространство вторгались другие люди? Одинаково ли они себя ощущали при взаимодействии с разными людьми?

Упражнение 2. Тряпичная кукла

Инструкция ведущего: «Станьте на колени позади партнера, сидящего на полу, и попросите его прислониться к вам спиной и расслабиться настолько, чтобы вы могли перемещать его в любом направлении. Это упражнение потребует от вас полной концентрации внимания, так как вы все время должны поддерживать партнера. Если какой‑нибудь участок тела будет „оказывать сопротивление“ вашим действиям, уделите ему особое внимание».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.297 сек.