КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые
Административно-правовые формы можно классифицировать по различным основаниям: По содержанию: Правотворческая - заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативно-правовых и индивидуально – правовых актов управления. Правоприменительная деятельность – органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел.
Разновидностью правоприменительной деятельности являются юридически значимые действия органов государственного управления (исполнительной власти): регистрация определенных фактов(рождения, заключения брака, смерти) и предметов (охотничьего огнестрельного оружия, автотранспортных средств, документов (паспортов, удостоверение личности, справок с места работы), выдача разрешений (лицензий). Одним из примеров юридически значимых действий органов государственного управления может служить заключение административно-правового договора. Административно-правовой договор (соглашение) – это разновидность публично-правового договора, которая занимает промежуточное звено между административным актом управления, являющимся односторонним волеизъявлением органа государственного управления, и гражданско-правовым договором, основанным на равноправии сторон (контракт о прохождении военной службы). Добровольно заключается гражданином РФ с министерством (ведомством), в котором предусмотрена военная служба, в лице командира военной части. Этот договор предусматривает неравенство сторон в правоотношениях. Командир может контролировать соблюдение условий контракта гражданином и имеет право расторгнуть контракт, имея на то основания.
По содержанию и свойствам правовых норм Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально- культурного, внутри- и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций в сфере управления. Правоохранительная форма применения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. По целенаправленности (целям использования): Внутренние – используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Внешние - направлены во вне, т.е. на физических и юридических лиц, как правило, не находящихся с органом государственного управления в отношениях служебного подчинения, и влекут юридические последствия. Внутренние и внешние формы делятся на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. К неправовым - относятся формы выражения организационных (проведение собраний, совещаний, проверок, разработка рабочих программ и рекомендаций) и материально-технических (осуществление бухгалтерского учета и др.) внутренних управленческих действий. Неправовые формы, как правило, связаны с компетенцией субъектов управления и направлены на обеспечение наиболее эффективной деятельности самого органа государственного управления, т.е. вовнутрь, на собственных сотрудников. Непосредственно юридических последствий они не влекут.
Правовой акт управления (административный акт) – объективное выражение правовой формы деятельности субъектов государственного управления. Основным его признаком является то, что он имеет юридическую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое значение правовых актов управления заключается в том, что: - они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права (подзаконные нормативные акты); возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами (например, обязанность совершать то или иное действие в сфере управления, право распоряжаться государственными средствами) - выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере государственного управления (зачисление гражданина РФ в кадры органов ФСБ России служит юридическим фактом, порождающим соответствующие служебные отношения и его специальный статус).
Правовые акты управления классифицируются: По юридическим свойствам: Нормативные- содержат в себе нормы права; Индивидуальные - не содержат в себе норм права, разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления (дело) на основе законов и иных нормативных актов. Смешанного характера – содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам. По сроку действия: -с неопределенным сроком действия (бессрочные) - с определенным сроком действия (срочные) По территории действия: - действующие на территории РФ - на территории субъектов РФ - на территории местного самоуправления. По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты: -акты общего управления -акты межотраслевого управления -акты отраслевого управления По органам, издающим правовые акты управления: - издаваемые органами исполнительной власти РФ - указы и распоряжения Президента России - приказы, распоряжения. Указания и инструкции федеральных министров
- постановления государственных комитетов, приказы, распоряжения, указания, инструкции их председателей - приказы, распоряжения, указания, инструкции руководителей федеральных служб, агентств и других федеральных органов исполнительной власти. -издаваемые органами исполнительной власти республик в составе РФ (президенты, правительства, министерства, комитеты и др.) - издаваемые органами исполнительной власти иных субъектов Федерации – краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, органы специальной и отраслевой компетенции – отделы, управления, департаменты и т.п. – издают приказы и иные акты. - издаваемые руководителями государственных предприятий и организаций (приказы, инструкции и иные акты управления) По форме выражения: -письменные (приказы) - устные (приказания воинских начальников)
Акты управления, не соответствующие закону, подлежат отмене. Они не могут противоречить указам, постановлениям и другим актам вышестоящих органов представительной и исполнительной власти.
Основные требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, заключаются в том, что акт управления должен быть издан в установленной форме полномочным органом и в пределах его компетенции и подписан надлежащими должностными лицами; акт должен приниматься в установленном порядке. Порядок подготовки, вступления в силу и действия правовых актов исполнительной власти устанавливается различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти и органов местного самоуправления. Характерные элементы для всех производств по изданию (или принятию) административных актов: Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их публикации в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» или газете «Российские вести». Акты Правительства России вступают в силу со дня их подписания.
Если не установлен иной срок их введения. Характерные элементы для всех производств по изданию (или принятию) административных актов: 1. Наличие нормативно установленной процедуры издания или принятия актов управления. 2. Виды административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица. 3. Подготовка проекта правового акта управления. 4. Определение структуры правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение. 5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами. 6. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признания утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта. 7. Издание (подписание, утверждение) правового акта управления. 8. Доведение принятого административного акта до сведения лица, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения, является необходимой стадией принятия акта управления. 9. Направление принятого (утвержденного) правового акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации 10. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в силу. Требования, предъявляемые к правовым актам: Законность актов означает, что Каждый акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа государственного управления (исполнительной власти) - предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов государственного управления - при издании акта управления должны применяться лишь те его формы и наименования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа - всегда должен соблюдаться установленный порядок подготовки, обсуждения и принятия правовых актов управления. Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан и негосударственных организаций в сфере государственного управления Целесообразность правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие административно-правовой формы. 2. В какой роли могут выступать административно-правовые формы? 3. Что показывает форма управления? 4. Дайте классификацию административно-правовых форм. 5. Дайте понятие административно-правового договора (соглашения). 6. Дайте понятие юридического акта управления, в чем его значение? 7. Дайте классификацию правовым актам управления. 8. В чем заключается порядок подготовки и вступления в действие административно-правовых актов? 9.Дайте определение законности и целесообразности правовых актов управлдения.
Литература:
1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ 2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ 3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/ В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр. 39.-45 4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр.89-90 5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр.115-127.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |