Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №19 административно-процессуальная деятельность. Производство по делам об административной ответственности

Производство по делам об административной ответственности является одним из институтов административно-процессуального права, который включает в себя административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок (процесс) применения мер админи­стративного принуждения к субъектам, совершившим администра­тивные правонарушения. Производству по делам об административ­ных правонарушениях посвящен IV разд. КоАП РФ (гл. 24—30).

Задачами производства по делам об административных право­нарушениях являются всестороннее, полное, объективное и свое­временное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способст­вовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению за небольшими исключениями

(охраняемая законом тайна, защита чести и достоинства граждан, обеспечения их безопасности). Решение о закрытом рассмотрении дела выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматри­вающим дело, в виде определения.

Статья 24.5 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень обстоя­тельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события, состава административного правонарушения, действия в состоянии крайней- необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной от­ветственности, смерть правонарушителя и некоторые другие (всего восемь обстоятельств).

В гл. 25 КоАП РФ определен административно-процессуаль­ный статус всех возможных участников производства по делам об административных правонарушениях: лицо, в отношении которо­го ведется производство по делу об административном правонару­шении; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник (помощь правонарушителю) и представитель (помощь потерпевшему); свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.

Глава 26 КоАП РФ посвящена предмету доказывания, видам доказательств и их оценке. При этом особо подчеркивается, что оценка доказательств должна основываться на всесторон­нем, полном и объективном исследовании всей их совокупно­сти. Никакие доказательства не могут иметь заранее установ­ленную силу.

Весь процесс производства по делам об административной от­ветственности имеет несколько процедурных стадий. Под стадией производства по делам об административной ответственности по­нимается комплекс следующих в строгой последовательности друг за другом взаимосвязанных административно-исполнительских действий, необходимых и достаточных для принятия по делу оп­ределенного юридически значимого акта (решения).

Вся процедура производства по делам об административной ответственности включает в себя четыре стадии, которым в КоАП РФ специально посвящены отдельные главы: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр поста­новлений и решений по делам об административных правонару­шениях (гл. 30); исполнение постановлений по делам об админи­стративных правонарушениях (разд. V, гл. 31, 32). Основу содер­жательной характеристики каждой из этих стадий составляют три главных элемента: основания и условия выполнения каждой ста­дии; субъекты и участники проведения данной стадии; конкрет­ное содержание, указывающее, что конкретно должно быть вы­полнено на каждой данной стадии, из каких решений и действий она складывается.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должност­ными лицами, уполномоченными составлять протоколы об адми­нистративных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонару­шения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, со­держащие данные, указывающие на наличие события администра­тивного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбу­жденным с момента: 1) составления первого протокола о приме­нении мер обеспечения производства по делу об административ­ном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; 2) со­ставления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об ад­министративном правонарушении; 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования; 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взи­мания) административного штрафа на месте совершения админи­стративного правонарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). Ряд дел об административных правонарушениях оп­ределенной категории возбуждается постановлением прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ).

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений рассмотревшим эти материалы должностным лицом выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела.

О совершении административного правонарушения составля­ется протокол, обязательные реквизиты которого и требования к его оформлению закреплены в ст. 28.2 КоАП РФ, а исчерпы­вающий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять такие протоколы, дается в ст. 28.3 КоАП РФ (перечень содержит наименования более 80 субъектов). Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать данную категорию дел об административных правонарушениях на основа­нии ст. 23.1-23.61 КоАП РФ.

В случаях если после выявления административного правона­рушения в области антимонопольного законодательства, законо­дательства о рекламе, валютного законодательства, законодатель­ства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование на основании ст. 28.7 КоАП РФ.

Решение о возбуждении дела об административном правона­рушении и проведении административного расследования прини­мается должностным лицом, уполномоченном составлять прото­кол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения правонарушения. Срок проведения админист­ративного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонаруше­нии. В исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, этот срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом не более чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа до шести месяцев. По окончании административного расследования состав­ляется протокол об административном правонарушении либо вы­носится постановление о прекращении дела.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотре­нию дела об административном правонарушении выясняют сле­дующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотре­ние данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллеги­ального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие преду­смотренные законодательством протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющих­ся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) име­ются ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должност­ным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об ад­министративном правонарушении и других материалов дела, а в случае поступления ходатайств от участников производства по де­лу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен моти­вированным определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Дело об административном правонаруше­нии, совершение которого влечет административный арест, рас­сматривается в день получения протокола об административном

правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен и подробно регла­ментирован ст. 29.7 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя (по его ходатайству), по месту учета транспортного средства при ли­шении прав на управление транспортным средством, а при про­ведении административного расследования — по месту нахожде­ния органа, проводящего административное расследование.

По результатам рассмотрения дела об административном пра­вонарушении может быть вынесено постановление (о назначении административного наказания или, в установленных законом слу­чаях, о прекращении производства по делу) либо определение (о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномо­ченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с федеральным законодательством, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рас­смотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица).

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического или юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе ли­бо высылается указанным лицам в трехдневный срок со дня вы­несения этого постановления.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соот­ветствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, которые подлежат обязательному рассмотрению адресатом в течение месяца со дня его получения с сообщением о принятых мерах.

Пересмотр постановлений и решений по делам об администра­тивных правонарушениях по жалобам и протестам прокурора дос­таточно четко регламентируется главой 30 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано наказанным правонарушителем, потер­певшим, законными представителями физического или юридиче­ского лица, защитниками и представителями: 1) вынесенное судь­ей—в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным орга­ном — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенный должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенные иным органом, создан­ным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

Постановление по делу об административном правонаруше­нии, совершенном юридическим лицом или частным предприни­мателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодатель­ством.

Жалоба на постановление по делу об административном пра­вонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вру­чения или получения копии постановления и государственной пошлиной не облагается. Порядок подачи этих жалоб регламен­тируется ст. 30.2 КоАП РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном пра­вонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня поступления со всеми материалами в суд, орган, должностному лицу, полномочным рассматривать жалобу, а на постановление об административном аресте — в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответст­венности, отбывает административный арест. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должно­стным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. А по­становление по делу об административном правонарушении, вы­несенное коллегиальным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие реше­ния вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и сроки, уста­новленные законом.

Вступившие в законную силу постановления по делу об адми­нистративном правонарушении, решения по результатам рассмот­рения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурорами субъектов РФ и их заместителями, Генеральным прокурором РФ и его заместителями.

Вступившие в законную силу постановления об администра­тивном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать также председатели верховных судов субъектов РФ и их заместители, Председатель

Верховного Суда РФ и его заместители. Такие постановления мо-гут быть пересмотрены в порядке надзора также и Высшим Ар­битражным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессу­альным законодательством.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях специально регламентируется разд. V КоАП РФ, который включает в себя не только общие положения (гл. 31), но и нормы о порядке исполнения всех отдельных видов административных наказаний (гл. 32).

Постановление по делу об административном правонарушении с момента его вступления в законную силу обязательно для ис­полнения всеми органами государственной власти, органами ме­стного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением штрафа на месте административного правонарушения) невозможно в уста­новленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшее по­становление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, а с учетом материального положения оштрафо­ванного лица уплата административного штрафа может быть рас­срочена на срок до трех месяцев.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, своим определением приостанавливают исполнение постановления в случае принесе­ния протеста на вступившее в законную силу постановление до рассмотрения протеста. А в случаях издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его поло­жения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерти лица, привлеченного к административной от­ветственности, или объявления его в установленном законом по­рядке умершим; истечения сроков давности исполнения поста­новления о назначении административного наказания; отмены постановления судья, орган, должностное лицо, вынесшие поста­новление о назначении административного наказания, прекраща­ют исполнение постановления.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. При этом течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответст­венности, уклоняется от исполнения постановления, и возобнов­ляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые может быть обращено административное взы­скание. А в случае отсрочки или приостановления постановления о назначении административного наказания течение срока давно­сти приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае же рассрочки исполнения постановле­ния о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Порядок исполнения отдельных видов административных на­казаний имеет свои особенности.

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должност­ным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или на­правления копии постановления.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, при­влеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего администра­тивный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

При неуплате административного штрафа в установленный за­коном срок копия постановления о его наложении направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановле­ние: в отношении физического лица — в организацию, в которой оштрафованный работает, учится либо получает пенсию для удер­жания суммы административного штрафа из его заработной пла­ты, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов; в отношении юридического лица — в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица. Если под­вергнутое административному штрафу физическое лицо не рабо­тает либо взыскание суммы административного штрафа из его за­работной платы или из иных доходов невозможно, а также в слу­чае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу, постановление о нало­жении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному при­ставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу, в порядке, предусмотренном федеральным законодательст­вом. Если же административный штраф взимается на месте со­вершения физическим лицом административного правонаруше­ния, ему выдается постановление-квитанция установленного об­разца.

Постановление судьи о возмездном изъятии или конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-ис­полнителем в порядке, предусмотренном федеральным законода­тельством, а постановление о возмездном изъятии или о конфи­скации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Постановления судьи о лишении специального права испол­няются различными органами: о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными ли­цами органов внутренних дел; о лишении права управления трак­тором, самоходной машиной или другими видами техники — должностными лицами органов, осуществляющих надзор за тех­ническим состоянием тракторов, самоходных машин и других ви­дов техники; о лишении права управления судном (в том числе маломерным) — должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования су­дами (в том числе маломерными); о лишении права на эксплуа­тацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств — должностными лицами органов, осуществляющих государствен­ный надзор за связью; о лишении права охоты - должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за со­блюдением правил охоты. По истечении срока лишения специ­ального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.

Постановление судьи об административном аресте исполняет­ся органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При этом срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без граж­данства исполняется органами и войсками пограничной службы, а также органами внутренних дел на основании и в порядке, ус­тановленными ст. 32.9 и 32.10 КоАП РФ.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченном к административной ответствен­ности, путем прекращения управления юридическим лицом. Ис­полнение постановления о дисквалификации производится в со­ответствии со ст. 32.11 КоАП РФ путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью | Введение. Тема: «Обеспечение общественного порядка и безопасности органами внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.