Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение концентрации рынка

Существует несколько индексов (коэффициентов), позволяющих измерить концентрацию рынка и величину рыночной власти.

Индекс концентрации (табл. 5) показывает процентное соотношение рыночных долей фирм и рассчитывается как сумма рыночных долей четырех самых крупных предприятий:

k = Si.

Таблица 5. Значения индексов концентрации

k, % Тип рыночной структуры
k < 35 Слабо концентрированный рынок (монополистическая конкуренция)
35 < k < 70 Умеренно концентрированный рынок (олигополия)
k > 70 Высоко концентрированный рынок (монополия)

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) – это сумма квадратов рыночных долей всех предприятий (табл. 6).

Таблица 6. Значения индексов Херфиндаля-Хиршмана

IHH Тип рыночной структуры
IHH < 1000 Слабо концентрированный рынок (монополистическая конкуренция)
1000 < IHH < 2000 Умеренно концентрированный рынок (олигополия)
2000 < IHH < 10000 Высоко концентрированный рынок (монополия)

При его расчете IHH используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2,

где S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены над предельными издержками.

L = (p – MC) / p или L = 1 / │ Е Dp.

Числовое значение коэффициента колеблется в пределах от 0 до 1. Для несовершенной конкуренции L > 0, а для совершенной конкуренции – L = 0. Коэффициент Лернера отражает способность монополиста влиять на цену.

Рыночная власть – это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену. Рыночная власть фирмы находится в обратной зависимости от коэффициента эластичности спроса по цене, а обладающая рыночной властью фирма будет назначать цену, превышающую ее предельные издержки на величину, обратно пропорциональную этой эластичности:

Р = MC / (1 – 1 / │ Е Dp │).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные формы и виды конкуренции | Совершенная конкуренция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.