Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование постоянных и переменных расходов




Факторы, влияющие на себестоимость авиатранспортной продукции

№ 1 Себестоимость транспортной продукции

Расходы или себестоимость продукции авиапредприятий являются основным показателем для экономической оценки целесообразности и эффективности работы воздушного транспорта в целом и каждого авиапредприятия в частности.

Расчет себестоимости по­зволяет:

- оценить выполнение плана по данному показателю и его ди­намики;

- определить рентабельность производства отдельных видов продукции;

- выявить ресурсы снижения себестоимости транспортной продукции;

- рассчитать транспортные тарифы.

Со стороны руководства авиапредприятия показателю себестоимо­сти должно быть уделено значительное внимание, так как себестои­мость транспортной продукции — это нижняя граница транспортного тарифа. Полученная прибыль должна покрывать себестоимость, по­этому важнейшая задача работников авиапредприятия — правильно рассчитать показатель себестоимости и рассмотреть пути ее снижения.

Себестоимость рейсов - это стоимостная оценка ис­пользуемого авиационного топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, затрат на полеты и обеспечение взлет-по­садок, а также затрат, необходимых для выполнения регулярных и не­регулярных рейсов ВС по внутренним или по международным воздуш­ным линиям.

Существуют следующие формы себестоимости:

1) Плановая себестоимость. Определяет работу предприятия на определенный плановый период. Плановая себестоимость рассчитывается на год с разбивкой по кварталам. В ее основе лежат усредненные нормы расхода различных видов ресурсов. Плановая себестоимость является максимально допустимой величиной, отклонение от которой в большую сторону является нежелательным для любого предприятия.

2) Нормативная себестоимость. Рассчитывается на основе текущих норм расхода материальных и трудовых ресурсов столько раз в год, сколько раз происходит изменение данных норм и нормативов. В начале года может быть выше плановой себестоимости, а в конце года – ниже ее. Нормативная себестоимость имеет место на тех предприятиях, где применяется нормативный метод учет затрат и калькулирования себестоимости продукции.

3) Отчетная (фактическая) себестоимость. Определяется фактическими затратами на производство и реализацию продукции и характеризует степень выполнения плана за отчетный период.

Отклонение отчетной себестоимости от плановой себестоимости вызывается следующими причинами:

- неудовлетворительной работой самого предприятия, поскольку в этом случае имеют место реальные потери от простоев, брака и недостачи материальных ценностей;

- причины, не зависящие от деятельности предприятия (изменения цен на сырье и материалы, изменение тарифов на электроэнергию, норм амортизационных отчислений, нормативов отчислений во внебюджетные фонды и пр.).

На рис.2 представлены факторы, влияющие на себестоимость транспортной продукции.

 

 

Себестоимость транспортной продукции: Основные направления расходов

Уровень себестоимости рейсов зависит:

- от характеристик маршру­та,

- от летно-технических характеристик самолетов,

- от стоимости топ­лива,

- затрат на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание,

- от стоимости ВС,

- затрат на поддержание исправности авиационной тех­ники,

- уровня заработной платы и других составляющих затрат.

 

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

Затраты характеризуются:

1) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ре­сурсов;

2) целевой установкой (связаны с производством и реа­лизацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого про­цесса);

3) определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

4) если затраты не вовлечены в про­изводство и не списаны (не полностью списаны) на данную про­дукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т.д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свой­ством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Определение понятия «расходы» изложено в Положении по бух­галтерскому учету организаций» (1999) и Налоговом кодексе РФ.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами органи­зации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматри­вается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обо­снованные и документально подтвержденные затраты, осущест­вленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально под­твержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается класси­фикация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы — это затраты определенного периода времени, доку­ментально подтвержденные, экономически оправданные (обоснован­ные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

В отличие от затрат расходы:

- не могут быть в состоянии запасоемкости,

- не могут относиться к активам пред­приятия.

- они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.

Расходы предприятия дифференцируются следующим образом:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы (в том числе операцион­ные, внереализационные, чрезвычайные расходы).

Таблица 1 - Классификация расходов предприятия и их состав

 

Вид расходов Состав расходов
1. Расходы по обычным видам -Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ) -Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей про­изводства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.) -Расчеты по оплате труда -Отчисления в страховой фонд -Амортизационные отчисления
2.Операционные расходы -Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату -Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности -Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций -Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции -Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) -Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями -Прочие операционные расходы
3.Внереализаци­онные расходы -Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией -Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году -Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания -Курсовая разница -Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) -Прочие внереализационные расходы
4.Чрезвычайные расходы Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)

 

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элемен­там, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, коман­дировочные и др.).

Как уже отмечалось, состав расходов, учитываемых в налогооб­ложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгал­терском учете. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы подразделя­ются на:

1) расходы, связанные с производством и реализацией продукции;

2) внереализационные расходы (без выделения опера­ционных и чрезвычайных расходов).

Расходы, связанные с произ­водством и реализацией, подразделяются на:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

 

Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Классификация таких затрат производится по ряду признаков представлена на рисунке 1.

Затраты Виды затрат  
I По экономическим элементам Элементы затрат Элемент «Материальные затраты» включает стоимость сырья, основных материалов (за вычетом возвратных отходов), комплек­тующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемых со стороны для производства продукции, а также затраты на топливо и энергию всех видов, приобретаемых со стороны, расходуемых как на техно­логические цели, так и на обслуживание производства.
Элемент «Затраты на оплату труда» включает затраты на основную и допол­нительную заработную плату всего промышленно-производственного персонала, а также работников, не состоящих в штате пред­приятия.
Отчисления на социальные нужды отражают отчисления по установленным нормам в пенсионный фонд, на медицинское и социальное страхование и др.
«Амортизацию основных фондов» входит сумма амортиза­ционных отчислений по установленным нормам от полной перво­начальной стоимости производственных основных фондов пред­приятия, включая ускоренную амортизацию их активной части.
элемент «Прочие затраты» входят затраты, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов (команди­ровочные расходы, налоги и сборы, оплата услуг связи и т.д.).
II По статьям калькуляции Статьи затрат Сырье, материалы
  Возвратные отходы (вычитаются)
  Полуфабрикаты
  Затраты на основную заработную плату основных производственных рабочих
  Дополнительная заработная плата
  Отчисления в фонды
  Расходы на подготовку производства
  Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
  Общепроизводственные расходы
  Общехозяйственные расходы
  Потери от брака
  Прочие производственные расходы
  Коммерческие расходы
По отношению к производственному процессу Основные - непосредственно связаны с технологическим про­цессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная зара­ботная плата производственных рабочих
Накладные - затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управ­лением, обслуживанием. Накладными являются общепроизвод­ственные и общехозяйственные расходы.
По составу Элементные расходы, которые нельзя расчленить на составные части (за­траты на сырье, основные материалы, амортизация основных фондов).
Комплексные статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на содержание и эксплу­атацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы), которые могут быть разложены на первичные элементы.
По способу отнесения на себестоимость Прямые расходы непо­средственно связаны с изготовлением конкретных видов продук­ции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия).
Косвенные расходы обуслов­лены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку. К ним относятся часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепро­изводственные, общехозяйственные и другие расходы.
По роли в процессе производства Производственные  
Непроизводственные  
По отношению к объему производства Постоянные затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабо­чих, затраты на сырье, материалы и т. п.).
Переменные это затраты, абсолютная вели­чина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).  
     
По периодичности возникновения Текущие  
  Единовременные  
По отношению ко времени Текущие возникают преимуще­ственно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода.
будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции после­дующих периодов в определенной доле.
Предстоящие затраты это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т. п.).
По месту возникновения Затраты по подразделениям  
По рациональности Производительными затраты труда на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства (планируемые расходы).
  Непроизводительные затраты   являются следствием недостатков в технологии и организации производства (брак продукции, потери от простоев и др.) (непланируемые рас­ходы).
Для контроля и регулирования Регулируемые затраты расходы, величина которых может зависеть от руководителя (менеджера) соответствующего уровня управления.
  Нерегулируемые затраты расходы, величина которых в малой степени зави­сит от руководителя (менеджера), а то и вообще может не зависеть от менеджера
По возможности осуществления контроля Контролируемые затраты   контролироваться работ­никами предприятия.
  Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников предприятия (повышение цен на топливно-энергетические ресурсы, ставки налогов и т.д.).

 

 

I Классификация затрат по первичным элементам ха­рактеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат. На практике под элементом рас­ходов понимают экономически однородные затраты. Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения фи­нансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок с ресурсов и др.

Каждый из перечисленных общепринятых элементов включает качественно однородные по своему характеру затраты не зависимо от места (сферы) их применения и производственного назначения. Поэтому классификация по экономическим элементам лежит в основе определения общей сметы затрат на производство про­дукции предприятия, что позволяет взаимно увязывать этот раздел с другими разделами бизнес-плана предприятия.

II Классификация затрат по статьям калькуляции пред­ставляет собой деление их по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции. Классификация по калькуляционным статьям расхо­дов служит основой для разработки калькуляции себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг), всей товарной про­дукции предприятия.

Постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на стартовые и остаточные, К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возоб­новлением производства и реализации продукции. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие несмотря на то, что производство и реализация про­дукции на какое-то время полностью остановлены. Сумма посто­янных и переменных издержек составляет валовые издержки пред­приятия.

По степени важности для управленческого учета затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные. Релевантные затраты (принимаемые в расчет) — это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению. Релевантные затраты, как минимум, должны покрываться в цене для того, чтобы компания осталась на рынке. Нерелевант­ные затраты (не принимаемые в расчет) — это затраты, которые необходимо исключить при принятии окончательного решения.

Явные затраты — это затраты, которые осуществляет органи­зация в процессе производства и продажи продукции (работ, ус­луг).

Альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативного варианта из нескольких. Они означают упущенную выгоду, возникающую при ограниченных ресурсах.

Инкрементные (приростные или дифферен­циальные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополни­тельных товаров. Например, если в результате прироста выпуска продукции на 10% затраты увеличатся на 70 условных единиц, то эта сумма составляет инкрементные затраты.

Маргинальные (предельные) затраты — это дополнительные затраты на единицу продукции (а не на весь выпуск).

Безвозвратные затраты — это затраты прошедшего (истекшего) периода, на сумму которых уже ничто не может повлиять. К ним относят остаточную стоимость амортизируемого оборудования, неликвиды и т. п.

Методика расчета себестоимости рейсов воздушных судов сводит­ся к расчетам или выделению двух групп статей затрат, которые могут быть прямо включены в себестоимость рейсов, но при этом различа­ются способами расчета, — постоянные и переменные затраты.

 

К постоянным расходам относятся статьи затрат, которые не зави­сят от количества выполненных рейсов:

• амортизация ВС и авиадвигателей;

• затраты, связанные с лизингом ВС;

• повременная оплата труда летного состава и бортпроводников;

• отчисления на социальные нужды;

• расходы на периодическое техническое обслуживание ВС;

• расходы на капитальный ремонт ВС и авиадвигателей;

• расходы на страхование ВС и профессиональной ответственности.

К переменным расходам относятся статьи затрат, непосредственно связанные с выполнением рейсов:

• аэропортовые расходы;

• затраты на оперативное техническое обслуживание ВС;

• сдельная оплата труда летного состава и бортпроводников;

• расходы на авиаГСМ;

• аэронавигационные сборы;

• сборы за метеобеспечение;

• расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе;

• расходы на содержание и питание экипажей в чужих аэропортах;

• расходы на страхование пассажиров (грузов);

• отчисления агентствам.

 

Исходными данными для расчетов себестоимости рейсов и летного часа ВС являются:

• основные летно-технические характеристики воздушных судов, а именно весовые характеристики, пассажировместимость, рас­ход топлива, дальность полета, скорость;

• сеть маршрутов перевозок с указанием аэропортов вылета, про­межуточных посадок, расстояния между пунктами вылета и по­садки, фактические или планируемые перевозки пассажиров, грузов и почты;

• сведения по наличию ВС и налету часов, ресурсные характери­стики планеров и двигателей, данные по трудоемкости техниче­ского обслуживания, планируемые (производственные) капиталь­ные ремонты;

• отчеты о финансовой деятельности предприятий воздушного транспорта, накопительные ведомости учета первичных доку­ментов, отражающих производственные затраты;

• действующие и планируемые на перспективу цены на авиацион­ное топливо, цены на самолеты и авиационные двигатели, данные о стоимости лизинга самолетов, ставки сборов, тарифы (цены) за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, цены на вы­полнение различных форм и видов технического обслуживания, цены капитальных ремонтов, виды и ставки страхования, ставки налогов, включаемых в себестоимость;

• фактические данные по численности и заработной плате летно-подъемного состава, инженерно-технического и наземного пер­сонала, установленные тарифные коэффициенты, сдельные рас­ценки, применяемые доплаты, ставки начислений на заработную плату и прочие сведения.

Расходы на оплату труда летного состава и бортпроводников могут зависеть не только от налета часов парком ВС авиапредприятия, но и от условий выполнения конкретных внутренних и международных рейсов. В таких случаях затраты на оплату труда летного состава и борт­проводников рассчитываются с учетом различий в окладах, доплатах, надбавках, сдельных расценках за выполнение летной работы, в соста­ве экипажей и в налете часов экипажами по рейсам.

К косвенным или накладным относятся затраты, связанные с выпол­нением нескольких рейсов, расходы на управление авиапредприятия, расходы на содержание служб общехозяйственного назначения и про­чие, которые прямо отнести на выполненные (или планируемые) рей­сы не представляется возможным.

К накладным отнесены затраты по статьям: отчисления на социальные нужды от заработной платы наземного персонала; прочие производ­ственные и общехозяйственные расходы, включаемые в себестоимость перевозок, не отраженные в вышеуказанных статьях затрат.

Накладные расходы определяются по авиакомпании или авиапред­приятию в целом, а затем распределяются: по видам деятельности, по типам ВС и рассматриваемым рейсам.

По видам деятельности затраты распределяются в соответствии с принятыми в авиапредприятии способами распределения накладных расходов.

По типам ВС и затем по рейсам накладные расходы распределяют­ся пропорционально планируемым или выполненным объемам рабо­ты в тонно-километрах (или пассажиро-километрах).

Для учета в себестоимости рейса определяются удельные расходы на тонно-километр (пассажиро-километр), на летный час или коэф­фициенты, учитывающие накладные затраты, в процентах от значе­ний по прямым статьям затрат.

 

 

№ 2Факторы, влияющие на уровень себестоимость авиатранспортной продукции

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.