Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный менеджмент Тейлора




 

Выступая в специальном комитете Палаты представителей Конгресса США 25 января 1912 г., Тейлор назвал научный менеджмент «интеллектуальной революцией» не только относительно научного подхода к использованию труда рабочих,

но и относительно совместной деятельности администрации и рабо­

чих на основе общности их взаимных интересов. Научный менедж­

мент он рассматривал как процесс слияния материальных ресурсов

производства, технологии и человеческих ресурсов для достижения

эффективности производства и целей предприятия.

Научный менеджмент способствует развитию отношений това­

рищества, взаимовыручки и взаимопомощи между администрацией

и рабочими. Это уже не прежние отношения между хозяевами и под­

чиненными, которые были характерны для прежних (старых) систем

управления. Научный менеджмент способствует развитию инициа­

тивы рабочих. Вместе с тем, обращаясь к предпринимателям, Тейлор

советовал им действовать методом «приманки» (учет желаний рабо­

чих, их нужд и пр.), добиваясь благоприятного отношения рабочих.

Однако он не исключал возможности использования и любых дру­

гих методов и средств.

Тейлор определял сущность научного менеджмента как настоя­

щую революцию в мышлении, и вместе с тем он предостерегал ис­

следователей и ученых от односторонних и упрощенных трактовок

его содержания.

Среди факторов, способствующих повышению эффективности

производства, основное место Тейлор отводил росту производитель­

ности труда рабочих за счет совершенствования методов организа­

ции и управления производством. Администрации в этом процессе

отводилась второстепенная роль. Вместе с тем Тейлор признавал, что

администрация принимает непосредственное участие в планировании,

учете и контроле заданий рабочим, и поэтому производительность тру­

да рабочих находится в известной зависимости от совершенствования

работы самой администрации. Поэтому научный менеджмент, считал

Тейлор, является «интеллектуальной революцией» по отношению не

только к рабочим любой сферы промышленности, но и к администра­

ции предприятия. Он отмечал, что рабочие и предприниматели «со­

вместно обращают свое внимание на возрастание величины прибавоч­

ного продукта, пока он не увеличится настолько, что отпадает всякая

необходимость в спорах относительно того, как его поделить».

Тейлором были сформулированы две основные задачи менедж­

мента:

• обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;

• повышение благосостояния каждого работника.

Тейлор довольно-таки широко понимал каждую из этих задач.

Процветание предпринимательства — это не только получение

высоких дивидендов на вложенный капитал, но и дальнейшее раз­

витие бизнеса.

Повышение благосостояния работников — это не только высокая

заработная плата в соответствии с затраченными усилиями, но и раз­

витие в каждом работнике того потенциала, который заложен в нем

самой природой.

Тейлор был глубоко убежден в том, что коренные интересы ра­

бочих и предпринимателей совпадают. Более того, он считал, что

процветание предпринимателей невозможно без роста благосостоя­

ния рабочих. Придавая большое значение решению проблем науч­

ной организации производства и труда, Тейлор хорошо понимал

значение влияния окружающей среды на предприятие, т.е. внешних

факторов, «стоящих решительно вне всякого контроля отдельных

людей или коллективов».

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так

называемого экономического человека, получившая в тот период ши­

рокое распространение. В основе этой концепции лежало утвержде­

ние о том, что единственным движущим стимулом людей являются их

потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей сис­

темы оплаты труда можно добиться его максимальной производи­

тельности. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался

в провозглашении единства экономических интересов рабочих и ме­

неджеров. Эти цели не были достигнуты. Сам Тейлор писал о том,

что никогда не можешь взглянуть в лицо ни одному рабочему, что­

бы не увидеть в нем ненависти, и тогда чувствуешь, что каждый из

них фактически твой враг. Такое заключение было обусловлено тем,

что с первых же дней система Тейлора вызвала яростное сопротив­

ление рабочих, сплотившихся против бесчеловечной «научной» по­

тогонной системы. Научная система рационализации не привела

к тому климату взаимного доверия между рабочими и капиталистами,

в котором Тейлор видел одно из условий рационализации. Тейлор

заблуждался, считая, что рационализация, приводящая к росту при­

были капиталистов, будет принята рабочими тогда, когда и их до­

ходы будут также расти.

Концепция научного управления Тейлора была принята в штыки

не только рабочими, но и многими предпринимателями, которые счи­

тали недопустимым какое-либо вмешательство в сферу их управлен­

ческой деятельности. Распространялись слухи о возможности заме­

ны управляющих чудодейственной «научной техникой». Однако все

эти опасения оказались напрасными. На практике система Тейлора

способствовала укреплению иерархической структуры производства

и усилению контроля за деятельностью рабочих, труд которых был

жестко регламентирован в соответствии с «законами науки».

Тейлор был промышленным инженером, поэтому он смотрел на

рабочего как на средство повышения производительности труда, ко­

торое требует наилучшего использования технических средств (машин,

оборудования, агрегатов). Это возможно, если технические средства

будут наиболее полно отвечать функциональным возможностям ра­

бочего. Требуемое соответствие может быть достигнуто двумя путями:

либо технические средства приспособить к возможностям рабочего,

либо наоборот, — подбирать рабочего к созданной машине. Тейлор

считал, что наиболее правильным является второй путь.

Тейлор и на управление смотрел как на машину. Следует отме­

тить, что такой подход был всеобщим в то время. И преподавание

менеджмента велось в виде промышленного инжиниринга.

С именем Тейлора связывается первый прорыв в управленческой

мысли, произошедший в начале XX века и заключающийся в том,

что управлять можно «научно».

Принципы «научного управления» Тейлора нашли широкое при­

менение не только в промышленности, но и во всех сферах челове­

ческой деятельности. Во времена Тейлора рабочие не имели достаточ­

ного образования, поэтому его разработки способствовали обучению

рабочих и повышению их квалификации. Кроме того, принципы ор­

ганизации труда Тейлора были положены в основу организации мас­

сово-поточного производства, создания конвейеров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.