Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственная сфера

Детско – родительские отношения.

Филонов: исследование подрастковых конфликтов = > самый взрывной возраст – подростковый. Для подростков характерно практически сознательное провоцирование конфликтов со взрослыми, т.е. нащупывание пределов допустимого.

Трунов: драматические ситуации, которые разыгрываются в семье на различной почве в глубине своей скрывают межличностный конфликт, существующий уже дано и ожидающий своего разрешения.

Чаще существуют конфликты по вертикали (подчиненных с руководителями):

  1. индустриальные конфликты => конфликты между различными социальными категориями работников в силу противоположности их интересов;
  2. противоречие организационных структур;
  3. межличностные конфликты в системе формальных и неформальных отношения;
  4. противоречия между формальными и неформальными структурами организации (относятся также внутриличностные конфликты).

Конфликты по вертикали – это следствие контроля руководителя за подчиненными и оказание сопротивления со стороны подчиненных.

Prasow: «Пока один человек имеет влиятельность на другими (независимо от природы отношений) всегда есть возможность того, что проявление этой власти будет рассматриваться как спорное или необоснованное. Конфликты возникают вследствие того, что стороны различаются в своем восприятии того, что образует законное и обоснованное проявление власти».

Власть может быть связана с определенным человеком, а может быть и обезличена.

Кац и Кан «Социальная психология организаций»: в 88% всех ролевых конфликтов указывалось давление сверху, а в 57% этих случаев – источник давления описывался безлично.

Основные факторы организационных конфликтов:

  1. объективные факторы: недостатки в организации производства, неблагоприятные условия труда, несовершенство системы оплаты;
  2. недостатки в деятельности руководителей: ошибочность решений, недостаточная компетентность, недостатки стиля руководства;
  3. противоречия в интересах членов рабочей группы, нарушение внутригрупповых норм поведения, личностные особенности сотрудников.

Типология конфликтов:

  1. конфликты, причины которых связаны с основными сферами деятельности (неудовлетворительная работа товарищей, производственные трудности, неблагоприятные условия труда и т.д.);
  2. конфликты, связанные со «вторичными» целями деятельности (заработная плата, премии, распределение отпусков, сменность, перспективы роста и т.п.);
  3. конфликты, связанные с социальными отношениями участников трудовой деятельности и их принадлежностью к одной группе (конфликты на почве трудовой дисциплины, недовольство одной стороны другой стороной и т.п.).

Ерина: исследовала конфликты по вертикали => главный объект - конфликты в деятельности руководителя первичного производственного коллектива (нижнее звено). Если незначительная конфликтность руководителя с руководством => повышается конфликтность с подчиненными, и наоборот.

Межгрупповые конфликты.

Межгрупповые конфликты – взаимодействие между группами и представителями данных групп.

Межгрупповые конфликты различаются на:

  • конфликты ценностей;
  • конфликты интересов;
  • ролевые конфликты или правила взаимодействия.

Подходы к пониманию межгрупповых конфликтов:

  1. мотивационный – поведение группы и ее отношения друг к другу рассматривается как отражение внутренних групповых проблем (пример: работы Фрейда – аутгрупповая враждебность неизбежна в любом межгрупповом взаимодействии и имеет универсальный характер, т.к. является главным средством поддержания сплоченности и внутренней стабильности группы; механизм формирования враждебности к другим связан с инстинктом агрессии, Эдипов комплекс);

Концепция фрустрационной детерминации агрессии (Берковиц) => «Агрессия: социально – психологический анализ» => описывает социально – психологическое влияние на агрессивное поведение. Основываясь на трудах Миллера и Долларда => основное понятие – относительная депривация – оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с ругни ми группами, т.е.своей группе приписывается меньше возможностей, ущемленность к правах, несправедливый социальный статус. Те, кто характеризуется более благоприятными абсолютными показателями могут ощущать неудовлетворенность из – за относительной депривации, если их ожидания были выше и не оправдались, или если они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они.

При росте уровня благосостояния или социального изменяется и планка, в соответствии с которой человек оценивает свои действия

Майерс: относительная депривация возникает в результате сравнения и становится для группы источников фрустрации и возможной агрессии.

  1. ситуационный; более популяр в социальной психологии; для него характерен поиск детерминации.

Шериф: исследование в детском лагере Блейк, Моутон => 1000 человек – руководители на различном уровне.

Реалистичная теория группового конфликта (Кэмпбелл). Основной тезис - рациональность конфликта):

· реальный конфликт интересов различных групп обуславливает межгрупповой конфликт; межгрупповой конфликт будет особенно интенсивен, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон велик;

· реальный конфликт интересов, а также явный, активный или имевший место в прошлом межгрупповой конфликт, обуславливают восприятие угрозы отдельными членами группы;

· реальная угроза обуславливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и эта враждебность тем больше, чем значимее подвергающиеся угрозе ценности, чем существеннее цель, к достижению которой стремится конкурирующая группа, чем серьезней помеха, сильнее препятствия на пути ее достижения;

· реальная угроза обуславливает межгрупповую солидарность;

· реальная угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой идентичности;

· реальная угроза обеспечивает увеличивает непроницаемость групповых границ;

· реальная угроза уменьшается отклонении индивидов от групповых норм;

· реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности, нарушивших верность своей группе.

Зиммель: об остроте конфликта: «чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем он острее; чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт, тем он острее».

Дойч: основные характеристики отношений:

· коммуникация (при конкуренции – закрытая, при кооперации – открытая);

· восприятие;

· установки по отношению друг к другу;

· ориентация на задачу (при кооперации – разумное решение, при конкуренции затрудняется решение проблемы).

Дойч: кооперация и конкуренция отражают не только проблемы взаимодействия между группами, но и переложимы на внутригрупповые проблемы.

Агеев: кооперация и конкуренция взаимодействия, не прямо порождает положительные и отрицательные межгрупповые установки, а является детерминантой социальных установок, выступающих в качестве когнитивных критериев для социальной категоризации, т.е. конкурентное взаимодействие подчеркивает, а кооперативное запутывает воспринимаемые границы между группами.

  1. когнитивный подход (Уэрчелл, Тернер, тэджфел); решающим фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный и конкурентный характер взаимодействия, а возникающие при этом социальные установки. Общие цели не могут сами по себе вести к разрешению межгрупповых конфликтов, а их разрешение зависит от того, формируютсял и социальные установки, объединяющие группы и способствующие преодолению их психологического противостояния.

В настоящее время происходит объединение данных подходов, т.к. в каждом подходе есть «рациональное зерно».

Агеев: реалистичная модель (теория) межгрупповых конфликтов, равно как и другие объясняющие модели, работающие в одном социально – культурном контексте, могут отказаться нерелевантными в другом.

Условия обострения межгрупповых противоречий:

  1. оценка результатов в значимом для испытуемых межгрупповом взаимодействии произвольно выносится из вне без какого – либо обсуждения с группой, а критерии, по которым она выносится, двойственны и непонятны, не доступны для понимания испытуемых;
  2. само взаимодействие строится по принципу «игры с объективной суммой», т.е. когда победа одной стороны обозначает проигрыш другой;
  3. при одновременном наличии первых двух условий групп терпит стабильный неуспех;
  4. существует прямая зависимость индивида от группы (личный успех зависит от успеха для группы; например, футбол);
  5. нет ощутимой связи между индивидуальной активностью и степенью успешности – от индивидуальных усилий человека конечный результат полностью не зависит;
  6. при наличии всех вышеописанных условий существует возможность прямого сравнения группового и аутгруппового результатов существующих групп (результаты + вознагражде6ния групп).

В последнее время получает распространение системный конфликт – конфликт между функционально взаимосвязанными группами или между личностями, находящимися в одной и той же системе иерархии.

Речь идет о взаимозависимости людей и групп, имеющих разные задачи, но объединенных одной последовательностью действий или использованием какой – либо служб, оборудованием.

Пригожий называет конфликт, вызванный объективным положением различных групп в системе производства позиционным. Он является отражением «межцелевого напряжения». Этот конфликт, т.е. возникновение взаимного сопротивления сторон, имеет для организации положительную функцию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликты в различных сферах взаимодействия | Внутригрупповые конфликты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.