КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутригрупповые конфликты
Внутригрупповой конфликт - вид конфликта, обусловленный групповой динамикой. Эти конфликты негавны для группы. Основное изучение направлено на их предотвращение. Козер рассматривает позитивные функции конфликтов в коллективе:
Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требования индивида. Характер группы также влияет на особенности конфликта. Чем теснее группа, тем интенсивнее конфликты в группе, т.к. высокая частота взаимодействия способствует интенсификации эмоциональных проявлений индивида, в том числе и враждебности. Когда эти отношения значимы, то агрессивность подавляется, т.к. конфликт воспринимается как угроза отношениям. Чем более сплоченная группа, т.е. тем более конфликт воспринимается как угрожающий группе => агрессия подавляется => в таких группах конфликт носит разрушительный характер. В группах несплоченных конфликт менее деструктивный. В таких группах конфликты возникают чаще, что ведет к распределению энергии => агрессия не накапливается и конфликты менее интенсивны. Происходит локализация конфликта на обстоятельствах его возникновения. Козер: многочисленность конфликтов находится в обратной связи с их интенсивностью.
Существенное значение для внутригрупповых конфликтов имеет характер отношения группы с внешней средой. Группы, которые находятся в состоянии постоянного противоборства с другими группами, имеют тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность т к подавлению отклонений группового единства и разнообразий. Для групп, для которых характерны более или менее гармоничные отношения со средой, характерно более терпимое отношение к внутригрупповым конфликтам. Реалистичные конфликты – конфликты в группе, которые возникают из – за каких – либо конкретных проблем, связанных с деятельностью, целями группы; они являются средствами достижения конкретных результатов и могут замещаться альтернативными способами взаимодействия, более адекватными для достижения результата. Нереалистичные конфликты – конфликты, которые вызываются потребностью реализации напряжения участниками взаимодействия или одним из них; конфликт не направлен на достижение конкретных результатов, а противник может быть замещен любой подходящей мишенью. Т.о., при реалистичном конфликта существует альтернативы решения проблем, а при нереалистичном – альтернативы участников конфликта. Конфликт в группе может быть средством трансформации существующих норм применительно к новым условиям. Внутригрупповые конфликты помогают формированию новых норм в гибких группах. В ригидных группах такой механизм осложнен. Внутригрупповой конфликт служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов, чем способствует возможности нового согласования, обеспечивает необходимое равновесие. Конфликты часто обуславливают создание коалиция или микрогрупп => структурирование группы. Те конфликты, которые служат разрешению противоречий, являются важным стабилизирующим механизмом и механизмом приспособления норм к новым условиям. Такие конфликты Козер назвал позитивными.
К. Левин: психодинамическая посылка – предположение о том, что большую часть жизни человек действует не просто как индивид, а как член социальной группы. В теории поля наиболее важным фактором, определяющим частоту конфликтов в группе, является общий уровень напряжения, в котором существуют человек и группа, т.е. конфликт зависит от социальных отношений в группе, т.е. приведет ли конкретнее событие в группе к конфликту. Особенное значение приобретают следующие характеристики:
Дойч сформулировал закон социальных отношений (основные категории кооперация и конкуренция определяются степень конфликтности группы). Кооперация:
Конкуренция:
В отечественных психологических исследованиях групповой конфликт связан с теорией коллектива, теорией совместной деятельности. Конфликт интерпретируется как болезнь коллектива. Роль противоречий в существовании и развитии социального целого. Конфликт – это спутник развития группы: пример: исследование студентов первокурсников – сначала происходит формирование отношений по случайному, формальному признаку; далее следует взаимопомощь, информационный обмен, желание эмоциональных отношений, привязанности => формирование группы на целенаправленных признаках. Кричевский, Дубовская: при изучении процесса коллективного образования в юношеских группах выявлены противоречия между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, а также между растущим стремление группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру.
Развитие группы имеет скачкообразный характер, и в результате обострения противоречий и их последующих разрешений происходит переход группы с одного уровня на другой. Ползова выделила 2 вида внутригрупповых конфликтов:
Чем выше уровень развития группы, тем реже личностно – прагматичные интересы являются причиной конфликтов в группе, и наоборот. Наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно – деловые разногласия. В высокоразвитых и эффективных группах имеют место более конструктивное протекание конфликтов, и они менее осложнены негативными эмоциональными компонентами. Фрыгина в своих исследованиях изучала когнитивные конфликты, возникающие в процессе коллективной творческой деятельности. В этом процессе столкновение разных точек зрения является естественным. Противоречия здесь могут переходит их предметной области в межличностные отношения => негативные последствия при принятии решений. Морозов исследовал ситуацию конфликтов мнений => эмоциональные реакции испытуемых на конфликтную ситуацию были интенсивнее при конфликте со значимыми партнерами, к которым испытывается выраженная симпатия или антипатия, чем при несовпадении мнений с безразличными партнерами. Тащева: использую дифференциацию пришла к выводу, что в группах разного уровня представления о конфликте различны: в группах высокого уровня развития понятие конфликт имеет синонимический ряд слабой эмоциональной нагруженности, а сами конфликтные ситуации описываются в рамках социальной нормы; в группах низкого уровня развития синонимы понятия конфликт имеют сильную эмоциональную нагруженность, а также конфликтные ситуации выходят за пределы социальной нормы. Акатов: исследовал способы взаимодействия с помощью гомеостата => в группах высокого уровня развития отвечают на помехи в деятельности сопротивляемостью и повышением эффективности своей деятельности; группы среднего уровня развития адаптируются к ситуации, не снижая эффективности; в группах низкого уровня развития наблюдается дезорганизация, агрессивные реакции, резко снижается эффективность деятельности. Донцов: внешне наблюдаемые проявления межличностного конфликта – напряженность эмоциональных связей, совокупность конфликтных действий – можно интерпретировать как своеобразное преломление во взаимодействии тех реальных противоречий, которые определяют динамику развития предметной активности в группе. Межличностный конфликт в группе невозможно проследить без деловых отношений в ней.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |