Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ СОВРЕМЕННОСТИ




Летние Олимпийские игры современности возникли в конце XIX в. Возрождение олимпийских игр было обусловлено развитием международных спортивных связей. К этому вре­мени появляются международные спортивные объединения, разрабатываются единые правила, регламентирующие между­народный спортивный обмен. Еще ранее, в начале XIX в. уже высказывалась идея о проведении комплексных международ­ных состязаний по типу олимпийских игр древности.

А в 1897 г. было опубликовано сообщение о результа­тах археологических раскопок, проведенных на территории древней Олимпии, материалы которых более детально осве­щали историю древних олимпийских спортивных праздников.

В 1889 г. французский общественный деятель, просве­титель и педагог Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с идеей возрождения олимпийских игр. 23 июня 1894 г. спустя ровно 1500 лет после запрета древних олимпийских игр по его инициативе был создан Международный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении состязаний, а также о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Его президентом с 1896 по 1925 г. г. был Пьер де Кубертен. В работе конгресса принимал участие представитель России ге­нерал А. Д. Бутовский, который вошел в состав МОК.

Пьер де Кубертен, разработавший программные и ор­ганизационные основы современного олимпийского движения, писал: "Олимпийские идеи означают дружбу народов, взаимо­понимание и Мир". Эти идеи заложены в Олимпийской Хар­тии, которая провозглашает" "Цели Олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физиче­ских и моральных качеств, которые приобретаются в соревно­ваниях на дружеских полях любительского спорта и в объеди­нении молодежи мира раз в четыре года на великом спор­тивном празднике, создавая тем самым международное дове­рие и добрую волю спокойного мира. . . .

По отношению к странам и отдельным лицам не допус­кается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам".

На конгрессе был утвержден и текст Олимпийской клятвы: "От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд". Клятву произносит при открытии очередных олимпийских игр наибо­лее выдающийся спортсмен страны-организатора.

Олимпийская эмблема состоит из пяти переплетенных колец: голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд)".

Олимпийский девиз гласит: "Быстрее, выше, сильнее". Олимпийский огонь зажигается от солнечных лучей в Олим­пии, где проводились древние олимпийские игры. Эстафета доставляет огонь на олимпийские стадионы, где он от факела зажигается в специальной чаше и горит все дни олимпийских соревнований. Эта традиция зародилась на IX Играх 1928 г. в Амстердаме и впоследствии ни разу не нарушалось.



Олимпийский флаг представляет собой белое полотни­ще с Олимпийской эмблемой в центре. Впервые Олимпийский флаг был поднят в Париже в

1914 г. в связи с празднованием 20-летия возрождения Олимпийских игр. С тех пор он подни­мался на всех Олимпийских соревнованиях. На торжественной церемонии открытия Олимпийских игр представитель страны, где проводились предыдущие Олимпийские игры, передает флаг президенту МОК, который вручает его мэру города -организатора Олимпийских игр. Олимпийский флаг подни­мается на центральной мачте Олимпийского стадиона и разве­вается все время проведения соревнований. После окончания Олимпийских соревнований флаг хранится в течение 4 лет в главном здании городского управления.

Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 году в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. С тех пор началось новое олимпийское летоисчисление. В период до Великой Октябрьской революции состоялось пять олимпий­ских состязаний.

На играх I Олимпиады по девяти видам спорта приня­ли участие 285 спортсменов из 13 стран, 200 спортсменов из общего числа представляли Грецию. Из-за отсутствия средств, спортсмены России не смогли принять участия в I Олимпий­ских играх, хотя и готовились к ним. Лучших результатов на I играх добились спортсмены Греции.

В знак заслуг Пьера де Кубертена II Олимпийские игры проводились в Париже в 1900 г. В них приняло участие уже 1066 спортсменов из 20 стран по 18 видам спорта. Впер­вые в Олимпийских состязаниях участвовали женщины, 6 спортсменок соревновались по теннису и гольфу. Больше всего медалей завоевали спортсмены Франции. Сообщение из Па­рижа об Олимпийских играх вызывали большой интерес в России, однако снова из-за недостатка средств русские спорт­смены не смогли приехать в Париж.

Столицей III Олимпийских игр 1904 г. был Сент-Луис (США). Многие европейские спортсмены, в том числе спорт­смены России, не приехали на состязание, так как слишком высока была стоимость проезда в Америку. В играх участво­вали 496 спортсменов из 11 стран. Почти все участники были американцами, только 53 человека приехали из других стран, поэтому и наибольшее количество олимпийских медалей завоевали американские спортсмены. Организаторы игр пыта­лись устроить так называемые антропологические дни, когда отдельно соревновались бы спортсмены небелых рас. Против этого резко выступил Пьер де Кубертен, и в дальнейшем по­добные попытки расовой дискриминации на Олимпийских играх никогда не повторялись.

Впервые команда России из 5 человек участвовала в IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г. В этих играх при­няли участие 2059 человек из 22 стран, они соревновались по 22 видам спорта. Трем русским спортсменам удалось завое­вать олимпийские медали. Николай Панин-Коломенкин был награжден золотой медалью за первое место по фигурному ка­танию на коньках. Две серебряные медали получили борцы классического стиля - Н. Орлов (легкий вес) и А Петров (тяжелый вес). На этих играх впервые стал проводиться не­официальный командный зачет, который в дальнейшем полу­чил широкое распространение. Наибольшее количество очков набрала многочисленная команда Великобритании.

На V Олимпийские игры в Стокгольме в 1912 г. Россия направила команду численностью 160 человек. В играх уча­ствовал 2591 спортсмен из 28 стран. Результат выступления команды России был невысоким: она поделила с командой Ав­стрии 15-е и 16-е места. Спортсмены России смогли завоевать только две серебряные и две бронзовые медали. В неофици­альном командном зачете I место завоевала команда Швеции, ее спортсмены получили и наибольшее количество олимпий­ских медалей. Во время первой мировой войны Олимпийские игры не проводились. Между первой и второй мировыми вой­нами состоялось пять олимпийских состязаний. С VIII Олим­пийских игр 1924 года при подведении итогов состязаний в не­официальном командном зачете стали учитывать шесть при­зовых мест, занятых спортсменами и командами. За 1-ое место присуждалось 7 очков, за 2-ое место - 5; за 3-е - 4; за 4-ое - 3;

за 5-ое - 2; за 6-ое - 1 очко.

В период 1920-1936 гг. отмечается дальнейшее расши­рение олимпийского движения.

В 1951 г. в СССР создается олимпийский комитет, ко­торый был признан МОК. К этому времени советские спор­тивные организации входили в состав почти 20 международных спортивных федераций и вели в них ак­тивную работу, успешно участвовали в международных спор­тивных соревнованиях.

С 1952 г. Советские спортсмены начали выступать на летних Олимпийских играх.

Выдающимся событием в международной спортивной жизни явилось проведение XXII летних Олимпийских игр в Москве с 19 июля по 3 августа 1980 г. В настоящее время лет­ние Олимпийские игры, так же, как и зимние, являются боль­шим праздником любителей различных видов спорта, они демонстрируют неукротимое стремление молодежи разных стран к миру, дружбе, сотрудничеству и взаимопониманию.

Перейдем к следующему вопросу, касающемуся психо­логии физического воспитания - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления че­ловека в специфических условиях физического воспитания.

Основная задача этой отрасли психологии - помочь ра­циональному решению практических вопросов общеоздорови­тельного, общеобразовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в фи­зическом воспитании.

И в физическом воспитании, и в массовом спорте дея­тельность человека направлена на себя самого, на совершен­ствование своих физических и психологических качеств, дви­гательных действий. Основная цель этой деятельности - фи­зическое совершенствование, которое является неотъемлемой частью гармонического развития личности. Достижение основ­ной цели требует ежедневных занятий, ежедневной специаль­ной физической нагрузки. Эффективность и систематичность занятий проявляется в определенном уровне развития физи­ческих качеств и двигательных навыков.

В психологических основах обучения двигательным на­выкам в физическом воспитании и спорте много общего, но есть у них и некоторая специфика.

Она зависит от тех психологических особенностей в физическом воспитании, которые отличают его от спортивной деятельности.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ В курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедрыфизического воспитания могут представлять студентам для выбора нетолько отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системыфизических упражнений. Современные системы физических упражнений представляют собойспециально подобранные движения и позы, направленные на комплексноеили избирательное воздействие на определенные функциональныесистемы организма. В некоторых из них имеются соревновательныеэлементы. В настоящее время наибольшей популярностью среди студентовпользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика),шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений извосточных систем каратэ, у-шу, йоги. К особенностям организации учебных занятий отдельными системамифизических упражнений следует отнести некоторые ограничения вих выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебнойдисциплине «Физическая культура» могут использоваться только тесистемы (или элементы этих систем), которые связаны с повышеннойдвигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из системы«йоги», основанные на длительной медитации, длительном расслаблении ипассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенныйоздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для регулярныхзанятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательноговоздействия на отдельные системы организма. Но это не исключаетиспользования подобных упражнений в учебных занятиях вознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства. При занятиях отдельными системами физических упражнений, там,где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований поотдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля заэффективностью учебных занятий. Кафедрами физического воспитанияразрабатываются специальные дополнительные зачетные требования инормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений.Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладнойфизической подготовке, они оцениваются в очках и входят в итоговуюоценку практического раздела учебной дисциплины «Физическаякультура» за каждый семестр или учебный год. Организационные основы занятий студентов различными системамифизических упражнений в свободное время те же, что и при организациизанятий различными видами спорта. Так же могут быть организованысекции и группы для занятий одной из систем физических упражнений.Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные,косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняяудовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективныепоказатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах.Занятия отдельными системами физических упражнений в свободноевремя отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостноосвоить эти системы. Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых заня-тий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневныесамостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общуюдвигательную активность, и оздоровительный эффект.МОТИВАЦИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА ВИДА СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся.

При выборе видов спорта или физических упражнений у большинства студентов отсутствует четкая и обоснованная мотивация; в основном выбор происходит случайно (за компанию с друзьями, более удобное расписание или симпатичен преподаватель), реже присутствует интерес к определенному виду спорта или понимание необходимости выполнения физических упражнений.

Основные мотивации:

а) укрепление здоровья, исправление недостатков физического развития;

б) повышение функциональных возможностей организма;
в) подготовка к будущей профессиональной деятельности, овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;
г) активный отдых;

д) достижение наивысших спортивных результатов.

1. Выбор видов спорта для укрепления здоровья, исправления недостатков физического развития.

Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья. Человеческий организм запрограммирован природой на движение,причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни.Специальными исследованиями установлено, что организм физическиактивных 50—60-летних мужчин обладает более высокимифункциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченнымдвигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни. В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средстваповысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта.Поэтому все виды массового спорта, которые связаны с активнойдвигательной деятельностью, призваны способствовать нормальномуфункционированию основных систем организма, совершенствовать этудеятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепленияздоровья. Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдельнымивидами спорта, системами физических упражнений могут способствоватьсобствовать развитию определенных органов и систем организма. Спомощью специально подобранных физических упражнений можноулучшить многие показатели физического развития (массу тела,окружность грудной клетки, жизненную емкость легких). Коррекция недостатков физического развития и телосложения.Можно объяснять недостатки физического развития и телосложениянаследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку отэтого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, инередко порождают комплекс неполноценности. Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощьюфизических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосложения,которые связаны с формой основных скелетных костей. Значительно легче — масса тела и отдельные антропометрические показатели(окружность бедра, грудной клетки и др.). Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, оподборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформировать свое твердое представление об идеале телосложения. Только послеэтого следует принимать решение о выборе вида спорта или системыфизических упражнений — различные виды спорта и упражнения по разному будут способствовать решению вами поставленной перед собойзадачи. Не случайно представителей различных видов спорта отличают характерные антропометрические показатели: у гимнастов — хорошееразвитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы нижнихконечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцевотносительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. (болееподробная характеристика отдельных видов спорта будет дана вследующем разделе). Однако наибольшие возможности, например, в избирательной коррекции отдельных недостатков телосложения, представляют регулярныезанятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми упражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач.

 

Виды спорта, связанные с активной двигательной деятельностью, способствуют нормальному функционированию организма, а также поддерживают и укрепляют здоровье. Занятия определенными видами спорта и физическими упражнениями способствуют развитию определенных органов (систем организма), например, гимнастика влияет на развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей (но при занятиях гимнастикой мышцы нижних конечностей развиваются значительно слабее), конькобежный спорт – на развитие грудной клетки, мышц бедер и т.д.

На поддержание здоровья, его укрепление направлены в основном виды спорта и упражнения, регулярные занятия которыми относительно равномерно влияют на все системы и органы организма, например, такие как шейпинг или атлетическая гимнастика.

 

2. Повышение функциональных возможностей организма.

В ВУЗах используют три простых теста для определения физической подготовки студента: бег на короткие дистанции (100 м), бег на средние дистанции (1000 или 2000 м) и силовые упражнения. Результаты тестов дают возможность определить такие физические качества студента как быстрота, выносливость и сила соответственно.

После этого студент стоит перед выбором:

а) заниматься видом спорта, который способствует развитию более слабого качества;

мотивация выбора – оздоровление, общее физическое развитие;

вариант рекомендован студентам с низкой общей физической подготовленностью;

б) или спортом, который совершенствует уже развитое качество;

мотивация выбора – достижение спортивных результатов;

рекомендован студентам в хорошей общей физической и спортивной форме.

 

3. Подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками.

В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избраннойпрофессии. Так, если ваша будущая профессия требует повышеннойобщей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшейстепени развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжныегонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с длительным напряжениемзрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения,тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, большой теннис,бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма иальпинизма необходимо будущим экспедиционным работникам; гребля иплавание — гидрологам. Использование прикладных видов спорта и систем физических уп-ражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасностипри выполнении профессиональных видов работ основано на том, чтозанятия различными видами спорта, а также уровень квалификацииспортсменов откладывают отпечаток на его функциональнуюподготовленность, на степень владения прикладными двигательнымиумениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку неудалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, тоэто следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодогочеловека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другойцели, например, заблаговременно подготовить себя к будущей профессии,к возможным экстремальным ситуациям в жизни.

Цель выбора - достичь лучшей специальной психофизической подготовленности в соответствии с выбранной профессией. Допустим, если профессия требует повышенной общей выносливости, то выбирают вид спорта, развивающий это качество, например, бег на длинные дистанции и т.д.

4. Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха.

Многие студенты воспринимают занятия спортом как активный отдых.

Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическаякультура» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» отоднообразного аудиторного учебного труда. Право студента выбиратьразличные виды спорта, системы физических упражнений толькоподдержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большаяэффективность занятий, польза активного отдыха. Существенную роль в возникновении и протекании эффекта активного отдыха играют не только особенности предшествующего утомления(умственного, физического, нервно-эмоционального), но и психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и дажетемперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затембыстро в нее включается, если он общителен с окружающими,эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут игровые видыспорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в работе исклонен к однородной деятельности без постоянного переключениявнимания, если способен в течение продолжительного времени выполнятьфизически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительнымбегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут,необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнениюокружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах.Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и системамифизических упражнений без отвлекающих факторов в этом случае помогутиспытать положительные эмоции, принесут физическое и моральноеудовлетворение. Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активныйотдых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время.

Если такие занятия вызывают интерес у студента, то такие занятия несомненно приносят больше пользы. Занятия нужно подбирать индивидуально в зависимости от психологической настроенности и темперамента человека:

- для людей, которые легко отвлекаются от работы, а затем быстро в нее включается - игровые виды спорта или единоборства;

- для усидчивых, которые сосредоточены на работе и склонны к однородной деятельности - бег, лыжный спорт, плавание;

- замкнутым, необщительным, неуверенным в себе не стоит заниматься постоянно в группах.

5. Выбор видов спорта для достижения спортивных результатов.

Выбирая этот путь, молодой человек должен хорошопредставить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы,сопоставить цели с реальными возможностями, так как в возрасте 17-19лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5-8-летнюю подготовку визбранном виде спорта и заметен в спортивном Мире. Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблемустановления личности в большом спорте — от новичка до мастера спортамеждународного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основыспортивного отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовкик рекордным результатам. Специалистами установлены контрольныетребования к физическому развитию, к уровню функционирования ивзаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психическойустойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки.В соответствии с этими требованиями определяют успешность исвоевременность прохождения установленных этапов спортивного пути,который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СПОРТА И СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В спортивной педагогике имеются различные подходы кгруппированию видов спорта по их воздействию на организм человека, наразвитие и формирование психофизических качеств. Такое группирование,конечно, весьма условно, так как ни один вид спорта, ни одна системафизических упражнений не воздействует на человека однопланово, неразвивает какое-либо одно физическое качество в «чистом» виде. Однакоподобные группировки позволяют объединить различные виды спорта,системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать имединую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальномвыборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того,такая условная группировка дает возможность читателю лучшеориентироваться в предложенных характеристиках отдельных видовспорта и систем физических упражнений. Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств — выносливости, силы, быстроты, гибкости,ловкости - менее сложна на начальных этапах систематических занятийфизическими упражнениями, так как в этот период у новичков, какправило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этойстадии подготовки наибольший эффект дает комплексный методтренировки, т.е. общефизическая подготовка. Однако по мере повышениятренированности в каком-либо отдельном физическом качестве, спостепенным повышением спортивной квалификации от новичка доспортсмена-разрядника величина взаимного положительного эффекта(«переноса») постепенно уменьшается. При высоком уровнеподготовленности развитие одного физического качества начинаеттормозить развитие другого.Виды спорта, развивающие выносливость. Воспитание выносливости впроцессе спортивной тренировки — одно из действенных средствдостижения высокой работоспособности, которая основана наустойчивости центральной нервной системы и ряда функциональныхсистем организма к утомлению. Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая работоспособность обеспечивается благодаря разнообразнымсдвигам в организме приспособительного (адаптивного) характера,происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическомуи функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичностистенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатыхвеществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности иустойчивости работы нервной системы. К видам спорта, развивающимобщую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, вкоторых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время нафоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена ворганизме человека: спортивная ходьба, бег на средние, длинные исверхдлинные дистанции, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс,группа классических дистанций на треке), лыжные гонки и биатлон,плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортивноеориентирование, триатлон. Высокий уровень общей выносливости — одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятийвидами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического развития:увеличить экскурсию грудной клетки и жизненную емкость легких,значительно уменьшить жировую прослойку, т.е. лишняя масса тела. Такиезанятия позволяют практически здоровому человеку, но с пониженнымифункциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательнойсистем, повысить общую работоспособность, противостоять утомлению. Различают несколько видов утомления: умственное, сенсорное(связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое, при которых и механизм утомления, и проявление, так называемой, специальной выносливости будут иметь свои отличия.Однако именно общая выносливость определяет возможности проявленияспециальной выносливости не только в специфических спортивных, но и влюбых трудовых действиях. Так, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах(мелкое быстрое движение пальцев рук) обладали лица с развитой общейвыносливостью (в данном случае — способность к длительному бегу). Выносливость важна при подготовке человека к длительному иполноценному труду в любой профессиональной группе. Все жизненнонеобходимые умения и навыки — быстрое и экономичное пешеепередвижение и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание —осваиваются на занятиях циклическими видами спорта, развивающимиобщую выносливость. Таким образом, виды спорта, развивающие общую выносливость,считаются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятияэтими видами спорта, проводимые с низкой интенсивностью (пульс до 130удар/мин), но сравнительно длительное время, — прекрасное средствоактивного отдыха, восстановления работоспособности. Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот молодыми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорнуютренировку в студенческом возрасте, то в основном они относятся к видамспорта, развивающим преимущественно общую выносливость.Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивныхрезультатов в этих видах спорта находятся в пределах 22-27 лет. Однако, приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу женастроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитаниемспособности волевого противостояния утомлению (терпения) не только входе соревновательной, но и в тренировочной деятельности.Характеристика видов спорта, развивающих силу и скоростно-силовыекачества. Выдающийся спортсмен, Олимпийский чемпион, писательЮ.В. Власов говорил: «В каждом человеке есть материал для того, чтобывоспитать в себе силу. В сильном же от природы человеке есть задаткитого, чтобы стать самым сильным. Но воля определяет силу». Между тем в различных видах спорта, в жизненных ситуациях силаможет проявиться по-разному, в сочетаниях с другими физическимикачествами. Вот поэтому об отдельных проявлениях силовых качествговорят: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость,скоростно-силовые качества. За каждым из этих качеств стоят определенные виды спорта, различные методы развития силовых качеств, разныецели в достижении спортивных, трудовых и жизненных задач. Тяжелая атлетика — это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным напряжением при подниманиивозможно больших тяжестей (в соответствующей весовой категории и всоответствующем упражнении — в рывке и толчке). Для этогоприменяются динамические и изометрические тренировочные упражнениясо значительными мышечными напряжениями. На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основномспособности к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижнихконечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты,умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, добиватьсясогласованной работы различных групп мышц на фоне максимальныхмышечных и психических напряжений. При поднимании значительноговеса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка насердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебаниякровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организациитренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состояниисистемы кровообращения. Во многих видах современной трудовой деятельности решающеезначение имеет развитие относительной силы мышц. Вот почему гиревойспорт с его многократными и разнообразными подъемами непредельноговеса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональнойдеятельности, требующей проявления силы, чем занятия тяжелойатлетикой (штанга), где тренировка направлена на одноразовый подъемпредельного веса. Основная особенность гиревого спорта — этопродолжительность выполнения силового упражнения, требующегонезаурядной силовой выносливости. Так, например, высокимидостижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз(гири 32 кг) для атлетов массой до 60 кг и более 155— 160 раз — длявесовой категории свыше 90 кг. Поэтому в тренировочных планахгиревиков прочно обосновались упражнения на выносливость (пробежки вравномерном темпе до 15 км). Атлетическая гимнастика — система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта,которым в последние годы активно занимаются и женщины.Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массуотдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовойвыносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметитьнеодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разноготипа телосложения. Возрастные особенности естественного становления силовых качеств человека позволяют добиваться высочайших спортивных ре-зультатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже послеокончания высшего учебного заведения. Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитиемскоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья,диска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовкеспортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы ибыстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этимивидами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражненийсо штангой и другими отягощениями для развития силы. Силоваяподготовка — неотъемлемая часть тренировочного процесса и в целомряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физическихупражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобретая несамостоятельное, а вспомогательное значение.Характеристика видов спорта, развивающих быстроту. Быстротунельзя путать со скоростью передвижения (в беге, на коньках). Кромебыстроты реакции двигательного действия, скорость передвиженияопределяют и силовая подготовленность, и рациональность (техника)двигательного упражнения. Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что есличеловек проявляет скоростные способности в одной спортивнойдисциплине, то совсем не обязательно, что он проявит их в другой, ибопрямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишьв координационно сходных движениях. Высокие требования к быстротереакции, быстроте циклических и ациклических движений предъявляютсяв некоторых дисциплинах легкой атлетики (бег 100, 200 м, 100 и 110 м сбарьерами) в конькобежном спорте (бег на 500 м), велоспорте (рядкоротких дистанций на треке), в фехтовании, боксе и другихединоборствах, в целом ряде спортивных игр. Но в каждом случаебыстрота имеет свою специфику. Чтобы воспитать быстроту движений у студентов, требуются специально организованные занятия при подготовке к выполнению обя-зательных зачетных нормативов, например, в беге на 100 м. Специальнонаправленные занятия необходимы в связи с тем, что в студенческомвозрасте уже прекращается естественное повышение быстроты и требуетсяспециальная систематическая тренировка для совершенствованияскоростных качеств в каждом виде спорта.Физическое качество быстроты не имеет существенного значения вукреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитаниебыстроты — необходимый элемент в подготовке представителей целогоряда спортивных дисциплин.Характеристика видов спорта, развивающих координацию движений(ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новымиспортивными и трудовыми движениями, проявление силы и выносливости.Хорошая координация движений способствует обучениюпрофессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкостидолжно уделяться время в плане общей физической и спортивнойподготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием иновизной доступных упражнений из различных видов спорта для созданияу занимающихся запаса двигательных умений и совершенствованиякоординационной способности. Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такиесложнокоординационные виды спорта, какими являются спортивнаяакробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду,на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фигурное катание и спортивныеигры. Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительногодействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, нопредъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечногоаппарата, к волевым качествам спортсменов.Из-за сложности и длительности формирования координационныхдвижений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта встуденческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов.Фундамент сложнокоординационных движений закладывается в детскомвозрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.Характеристика видов спорта комплексного, разностороннеговоздействия на организм занимающихся. Для этой группы характерномногостороннее воздействие на занимающихся: развивается исовершенствуется целый комплекс психофизических качеств,двигательных умений и прикладных знаний. Здесь можно выделитьхарактерные подгруппы - виды спорта, связанные с непосредственнойконтактной борьбой с соперником, т.е. виды единоборств; спортивныеигры; многоборья.Краткая характеристика видов единоборств. В эту группу входят бокс,борьба (классическая, вольная, самбо, дзюдо, национальные виды борьбы),виды восточных единоборств, фехтование. Для этой группы видов спортахарактерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки — это физическое и психологическоепротивостояние, которое требует активного проявления волевых качеств,инициативности, самообладания. В процессе спортивногосовершенствования развиваются общая и специальная выносливость,силовые качества основных групп мышц и их скоростные характеристики,улучшаются ориентировочные реакции, повышается эффективность ипродуктивность сенсорно-психических процессов. Велико прикладное значение (особенно для юношей) видов спорта,помогающих нейтрализовать соперника специальным приемом. Сложноесочетание физических, спортивно-технических и психических требованийк спортсмену требует длительной подготовки при совершенствованииспортивного мастерства.Краткая характеристика спортивных игр. Спортивное совершенствование в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся всех основных физических качеств. Под влиянием систематических занятий играми улучшаются функциивестибулярного аппарата и лучше переносятся быстрые изменения положения тела, совершенствуется точность движений, увеличивается полезрения игроков, повышается порог различия пространственныхвосприятий. Командные спортивные игры особенно способствуют воспитанию таких положительных свойств и черт характера, как умениеподчинить свои личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь,сознательная дисциплина. Разнохарактерность спортивных игр, их правил (вплоть до размеровспортивных площадок) накладывают существенный отпечаток напсихофизиологические показатели играющих. Спортивные игры могут решать и оздоровительные задачи, и особенно задачи активного отдыха. Ряд спортивных игр имеют непосредственную связь с профессионально-прикладной подготовкой. Возможностьдостижения спортивных результатов международного класса во многихиграх доступна только тем студентам, которые начали свою подготовку вподростковом (школьном) возрасте.Краткая характеристика многоборий. Эта группа видов спортаотличается более широким спектром воспитываемых у занимающихсяпсихологических и физических качеств, двигательных умений и навыковпо сравнению с другими видами спорта. С многоборьями могут сравнитьсятолько командные спортивные игры. К группе многоборий, для которыххарактерно разностороннее воздействие на организм человека, можноотнести легкоатлетические многоборья, современное пятиборье,полиатлон. Большие эмоциональные и сенсорные нагрузки в сочетании со значительными энерготратами распределены у многоборцев в дни соревнований с интервалами в несколько часов. Такое разностороннее иодновременно поочередное воздействие на все функциональные системыорганизма приводит в конечном счете к глубокому общему утомлению.Продолжать спортивную деятельность в условиях многочасовогопрогрессирующего общего утомления можно лишь при условиинезаурядных морально-волевых качеств, воспитанию которых в указанныхвидах спорта уделяется много внимания. Особенно большие нагрузкииспытывает нервная система, полное восстановление которой отсроченоиногда на несколько дней. Вот почему многоборья можно считатьсредством развития не только физических качеств, но и основныхрегуляторных функций нервной системы. Итак, многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуютхорошей психофизической подготовленности, прививают спортсменамнавыки рационального расходования сил и времени на различные видыдеятельности, воспитывают у них дисциплинированность, трудолюбие,настойчивость.Высокие спортивные результаты в многоборьях связаны со значительнойзатратой времени как по годам подготовки, так и внутри годичного цикла,поэтому нет смысла начинать занятия этим видом спорта в студенческомвозрасте, если не было предварительной подготовки хотя бы в какой-либодисциплине, входящей в многоборье.Краткая характеристика современных систем физическихупражнений. В последнее время приобрели популярность зарубежныесистемы физических упражнений различной направленности. Наибольшеераспространение получила система силовых упражнений, которую внашей стране назвали атлетической гимнастикой. Она имеет как соревновательный вариант, так и оздоровительно-корригирующий. Среди женщин большой популярностью пользуется аэробика, илиритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика общедоступна ивысокоэффективна. Музыкальный ритм, танцевальное исполнениеорганизуют движения, повышают настроение занимающихся, вызываютположительные эмоции. Подбор упражнений может акцентироватьнаправленность комплексов на развитие выносливости, силовойподготовленности, улучшение гибкости, пластичности. Ритмическаягимнастика — эффективное средство оздоровления, повышенияфункциональных возможностей, коррекции физического развития ителосложения. К модификациям ритмической гимнастики относится «бодиденс».Эта программа физических упражнений осуществляется под девизом —«Танцуй, отдыхай и будь красива!» Ее содержание: тренировка различныхмышечных групп посредством простых танцевальных движений на фонеэмоционального музыкального сопровождения. В последнее время стало увеличиваться число групп, занимающихсяшейпингом. Эта система, по сути дела, сочетает ритмическую и атлетическую гимнастику, но силовым упражнениям отдается некотороепреимущество. В основном занятия шейпингом направлены на коррекциюфигуры и улучшение функционального состояния организма, вместе с темэто и активный отдых. В особую группу выделены восточные системыфизических упражнений. Наибольшей популярностью здесь пользуютсяэлементы из у-шу, йоги, каратэ, а также система ограниченноговоздействия цигун. Имеются и системы локального воздействия —системы дыхательных упражнений, разработанные различными авторами,корригирующие упражнения для микромышц глаз и т.д. Одна из разновидностей китайских систем физической подготовки исамозащиты у-шу содержит в себе упражнения оздоровительной направленности, воздействующие через различные позы и движения навнутренние органы, на суставно-мышечный аппарат. Древняя китайскаясистема упражнений цигун включает три составляющие: регуляциюпозиции тела, дыхания и психического состояния. Все это достигаетсячерез расслабление, дозированные гимнастические и дыхательныеупражнения. Основная направленность гимнастики цигун — оздоровление, а также стабилизация психического состояния. В индийском религиозно-философском учении йога содержитсяраздел — система физических упражнений (хатха-йога), которая особенно активно воздействует на дыхательную систему, а через освоение и выполнение достаточно сложных поз воздействует на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Эта система содержит в себе элементы медитации, направленные на коррекцию психического состояния.

 

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 23937; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.165 сек.