Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы профессионализации

Профессиональная карьера.

Карьера (франц.) означает «быстрое достижение известности, успехов в деятельности, материальной выгоды, благополучия» (БСЭ).

Слово «карьера» вошло в русский язык в 30 - 40-е года XIX века как конкурент слова «поприще».

Профессиональная карьера – это достижение человеком успехов в профессиональной деятельности, первым этапом которой является осознанный выбор профессии.

Карьеру следует отличать от карьеризма, под которым понимается получение каких-то благ и выгод любым путем (подкуп, обман, шантаж и т.д.).

Профессиональная проба – это непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии. Это своего рода «индикатор», поэтому этот поиск должен осуществляться широко.


Лекция №7

Профессиональное развитие личности на протяжении всей трудовой биографии человека имеет стадиальный характер. На разных стадиях работник удовлетворяет разные потребности (потребность в защите, безопасности, принадлежности, самоактуализации и т.д.). Можно выделить общие для всех работников стадии профессионального развития.

Западная модель профессионального продвижения представляет шесть стадий, характеризуемых по доминирующим в различные периоды жизни потребностям и возможностям их проявления в профессиональной деятельности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование (условно длится до 25 лет). За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его личности, он заботится о безопасности существования.

Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет: от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования и забота о здоровье.

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. Гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда и заботы о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Работник заинтересован в передаче своих знаний молодежи. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения, появляется заслуженное уважение к себе, к окружающим, достигшим своего положения честным трудом, и к себе со стороны окружающих. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, проявляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале своей и других организаций, покупка акций, облигаций).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник начинает активно готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры (работник получает меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта). Самовыражение, уважение к себе и к другим подобным из его окружения людям достигают наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить другие источники дохода, которые бы заменили заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в форме хобби (садоводство, работа в общественных организациях и др.). Однако финансовое положение и состояние здоровья могут стать причиной постоянной заботы о других источниках дохода и здоровье.

Представляют интерес стадии профессиональной жизни, которые выделяет Дж. Сьюпер:

- стадия роста и подготовки к выбору профессии – от 0 до 14 лет;

- стадия разведки, когда происходят пробы в различных видах деятельности – от 15 до 24 лет;

- стадия закрепления, осуществляемая в конкретном виде профессиональной деятельности, 0 от 25 до 44 лет;

- стадия сохранения, когда человек достигает оптимальных успехов в выбранной профессии – от 45 до 64 лет;

- стадия спада, характеризующаяся снижением продуктивности труда, - после 60 лет.

Каждая из стадий характеризуется соответственно своим определенным типом взаимоотношений человека и труда.

Дж. Сьюпер считает, что система профессиональной ориентации должна предоставить индивиду свободу в выборе профессии, формировать готовность к решению непредвиденных профессиональных проблем, возможно связанных со сменой сферы профессиональной деятельности.

Российские авторы используют другой подход к периодизации карьеры. В его основе лежат психологические детерминанты определенного возраста и уровень интеграции в трудовую сферу:

1. Обучение профессии (16-20 лет).

2. Включение в трудовую деятельность (21-23 года).

3. Достижение успеха (24-30 лет).

4. Профессионализм (31-40 лет).

5. Переоценка ценностей (41-50 лет).

6. Мастерство (51-60 лет).

7. Выход на пенсию (61 год и более).

Юношеские планы работников на первой стадии характеризуются двумя особенностями: относительно слабой, неустойчивой сформированностью и довольно сильной нравственной нормированностью со стороны старших поколений. В них в основном представлены концепции идеального, сверхоптимистичного выбора профессии. При этом у молодых людей сочетается высокий уровень притязаний во всех сферах жизнедеятельности, высокая верхняя планка профессионального роста и достаточно смутные представления о средствах их достижения (например, среди способов достижения желаемого профессионального и социального статуса указывается высшее образование, престижные профессии, возможности родителей и знакомых). Очень мало кто из молодых людей пытается проанализировать всю совокупность объективных и субъективных факторов выбора, «вызовы» реальности и уровень собственных возможностей.

Попадая в студенческую среду, молодой человек продолжает свое личностное развитие как представитель конкретного общества и как субъект деятельности. Н.В. Бордовская и А.А. Реан отмечают, что «развитие человека как личности и субъекта деятельности – это:

1) развитие интеллекта;

2) развитие эмоциональной сферы;

3) развитие устойчивости к стрессорам;

4) развитие уверенности в себе и самопринятия;

5) развитие позитивного отношения к миру и принятия

6) развитие самостоятельности, автономности;

7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования».

Как мы полагаем, в качестве ранней стадии профессионализации и закладки фундамента будущего профессионального роста можно рассматривать период профессионального обучения в вузе. Однако необходимо иметь в виду, что люди достигают ступени взрослости по-разному, отличаясь друг от друга состоянием своего здоровья, личностными свойствами и, прежде всего, характером и мотивационно-потребностной сферойю Поскольку жизнеспособность у них различна, а по содержанию, интенсивности и динамичности проявлений их мотивационно-потребностные сферы неодинаковы, как неодинаково развитие общих и специальных способностей, выражающихся в степени успешности приобретения знаний, навыков и умений и оперирования ими, то они всегда в большей или меньшей степени отличаются друг от друга и как субъекты деятельности. Таким образом, и начало этапов юности и взрослости у них различны, и возможности для дальнейшего развития как индивидов, личностей и субъектов познания, общения и труда тоже будут не совпадать.

Особая значимость периода зрелости, как отмечает Е.Ф. Рыбалко, заключается в том, что «включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формирую свои отношения к окружающему миру. В период взрослости происходят интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте».

Этап включения в профессиональную деятельность, интеграции в определенный трудовой коллектив связан с теми трудностями, которых молодой человек не представлял и не планировал. Но в результате работник получает новое «мировоззрение», которое отличается от доминирующего в его ближайшем социальном окружении (семья, друзья, школа и вуз). Недаром молодые специалисты слышат, приступая к своим обязанностям: «Теперь ты должен забыть все, чему тебя учили в вузе (техникуме, ПТУ, аспирантуре и т.д.) и начинать все с самого начала». В этот период происходит сложный переход от профессиональных ожиданий к «ревизии» юношеских ценностных представлений. В частности, возможны разочарование, неудовлетворенность профессиональной деятельностью, ощущение невозможности самореализации в труде, восприятие порученных должностных обязанностей как рутины, смятение в отношении качества выполненной работы, «социальная глухота», межпоколенный конфликт и т.п.

Вопрос профессионального роста особенно становится значимым после достижения 30-летнего возраста. Это тот период, когда необходимо делать карьеру. Карьерные планы работников среднего возраста (стадии достижения успеха и профессионализма) в большинстве случаев являются одноцелевыми при поливариантности средства достижения профессиональных целей. С ростом трудового стажа уменьшается различие между выполняемой работой и концепцией идеальной профессии. Карьерные планы сотрудников в значительной степени увязываются с внешними факторами профессионального развития, и их отличает высокая степень реалистичности, обоснованность с точки зрения темпа достижения этапов карьеры, точности и экономичности средств достижения.

Согласно психологическим исследованиям в период зрелости (35-46 лет) под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей появления новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что при высокой интеллектуальной активности и продуктивности в привычных условиях профессиональной работы человек испытывает серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

Наиболее сложной является стадия профессионального продвижения, приходящаяся на 40-50 лет. Психологи связывают этот возраст с кризисом идентичности, переоценкой ценностей, состоянием депрессии или стресса, снижением эффективности труда, нередко деградацией трудового сознания и именуют синдромом «сорокалетних». Возникает ощущение отсутствия четких перспектив профессионально-квалификационного роста, из сознания вытесняется все, что имеет отношение к развитию профессиональных качеств и даже к пониманию необходимости интенсивно работать ради заработка.

На стадии мастерства карьерные планы одноцелевые и моновариантные. При этом основной акцент в планах карьерного развития делется не на собственное развитие, а на развитие окружающих, в частности молодых коллег, на заботу о благополучии организации.

Наименее изучен в настоящее время этап выхода на пенсию (61 год и более).

Сложность планирования профессионального продвижения определяется обусловленностью множеством факторов, прежде всего связанных с особенностями личности работника и организационной среды, а также уровнем особенностей и уровнем развития общества, в котором действуют человек и организация.

Многообразные факторы определяют профессиональное продвижение человека:

- экономические факторы, которые детерминируют характер и содержание накопления и использования работников на основе существующего общественного разделения труда, т.е. структура производства и структура занятости должны соответствовать потребности рынка;

- социально-психологические факторы, т.е. «границы» социально-профессиональных возможностей. Достижения человека в том или ином виде профессиональной деятельности зависят от его потенциала для определенных профессиональных устремлений, базирующихся на природных данных этого человека и определяющих его пригодность к тому или иному виду профессиональной деятельности. Происходит отбор наиболее способных работников с точки зрения структуры их способностей к профессиональному труду, навыков, взгядов, целей жизни, ценностей, поведенческих наклонностей, способов приспособления к окружающей среде;

- социально-экономические факторы (уровень образования и квалификации работника, его материальная обеспеченность);

- социально-демографические факторы (социальное происхождение работника, возраст, пол и т.д.);

- культурные факторы, а именно культура, субкультура, социальное положение, например широкое распространение мнения об исключительно мужских и сугубо женских профессиях.

Профессиональное продвижение человека связано с понятием «профессиональная карьера», которое широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется «психологией карьеры»).

Карьера происходит от итальянского слова carriera, что означает бег, жизненный путь, поприще. Данное понятие имеет следующие значения: продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии (например, карьера певца).

В России существует традиция употребления слова «карьера» в смысле успеха в какой-либо деятельности, однако с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм», «карьерист»). В американской традиции «карьера» (по Дж. Сьюперу) – это «определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни» (ребенок, учащийся, работник, гражданин, тсупруг, хозяин дома, родитель и т.п.).

Профессиональная карьера подразумевает целенаправленное достижение человеком положительных, высоких результатов в определенной должности и восходящее продвижение профессионала по работе.

В этой связи выделяют два аспекта:

- в содержательном понимании профессиональная карьера – это последовательное, поэтапное восхождение человека к высотам профессионализма, к полной самореализации в профессиональной деятельности, приобретение более высокого профессионального статуса и авторитета в профессиональной общности и даже общественном признании;

- в формальном (должностном) понимании карьера – это продвижение по служебной лестнице, занятие все более высоких должностей и самоутверждение в общественном положении.

Таким образом, существует два аспекта профессиональной карьеры: профессиональный и должностной рост. Движение специалиста по вертикали, когда человека повышают в должности, называют вертикальной карьерой. Овладение профессионализмом и мастерством в определенной профессии – горизонтальная карьера.

Зарубежные теории профессионального развития выделяют пять основных направлений:

1) дифференциально-диагностическое;

2) психоаналитическое;

3) типологическое;

4) теории решений;

5) теории развития.

Ярким представителем первого направления считают Ф. Парсона, который сформулировал следующее:

а) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических и физических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

Затем Г. Боген, противопоставляя принципу пригодности принцип склонностей, выдвинул версию о комплексах индивидуальных качеств, соотносимых с целой группой профессий. Наряду со способностями большое значение для профессиональной успешности и удовлетворенности имеют личностные характеристики, прежде всего интересы. В итоге было выдвинуто положение, в котором неизменным остается то, что личностная структура и структура профессиональных требований должны быть основой для профессионального отбора.

Представители психодинамического направления (У. Мозер, Э. Роу) на основе разработок З. Фрейда, где профессиональная деятельность рассматривалась как форма удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей, а также под влиянием теории А. Маслоу ввели положение, согласно которому потребности, недостаточно удовлетворяемые на более ранних стадиях развития индивида, приводят к появлению в дальнейшем доминирующих мотивов, проявляющихся в способе жизни и профессиональном поведении.

Третье направление – направление теории решений – ориентировано на изучение процесса выбора профессии (X. Томэ, Г. Рис, П. Циллер, Д. Тидеман, О'Хара и др.). В теории Д. Тидемана и О'Хары центральным компонентом выступают варианты профессиональной судьбы (профессионального пути), которая определяется последовательностью выбираемых профессиональных позиций. В каждой профессиональной ситуации они различают два периода.

Первый — с фазами: а) антиципации (индивид сталкивается с профессиональными альтернативами, определяет собственные предпочтения и делает выбор); б) спецификации и уяснения (человек осмысливает появляющуюся у него позицию, создает картину перспектив развития, образ самого себя).

Второй — период осуществления, характеризующийся реальным вступлением в профессиональную ситуацию и интеграцией выбранной позиции в социальной системе, что может вести к переструктурированию личного поля.

В четвертом направлении теории развития Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, исследуя юношеский возраст, показали, что одной из основных его характеристик является поиск профессии. Э. Гинцберг одним из первых начал заниматься этим вопросом и сделал вывод, что профессиональный выбор — это длительный, продолжающийся более 10 лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений. Этот процесс необратим, так как более ранние решения ограничивают дальнейшие возможности, и заканчивается он компромиссом между внешними (конъюнктура, престиж) и внутренними (индивидуальные особенности) факторами.

Основываясь на представлениях Ш. Бюлер о жизненном пути, Дж. Сьюпер создал свою теорию, в которой выдвинул следующие положения:

- люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности;

- на этой основе каждый человек подходит к ряду профессий, а профессия — к ряду индивидов;

- в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает множественный профессиональный выбор;

- профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз;

- особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т.д.;

- на разных стадиях развитием можно управлять, с одной стороны, способствуя формированию у индивида интересов и способностей, и, с другой, — поддерживая индивида в его стремлении «попробовать» реальную жизнь и в развитии его «Я»-концепции;

- профессиональное развитие состоит, в сущности, в развитии и реализации «Я»-концепции;

- взаимодействие «Я»-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни;

- удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадии профессионального развития, которую Дж. Сьюпер назвал стадией пробуждения и исследования.

В отличие от Дж. Сьюпера Д. Голланд, являясь представителем типологической теории, основное внимание уделяет описанию личностных типов, которые характеризуются как моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти. Д. Голланд приводит следующее описание типов, которые понимаются как комплексные ориентации личности:

1. Реалистическая ориентация: мужской тип, активность, агрессивность, интерес к физической активности, моторные способности, предпочтение конкретной работы, конвенциональность в политике, экономике; в профессиональном выборе — ремесленные занятия, техника, сельское и лесное хозяйство.

2. Интеллектуальная ориентация: отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам, способности в манипулировании символами, слабая физическая и социальная активность, неконвенциональные ценности; в выборе — естественно-научные дисциплины, математика.

3. Социальная ориентация: социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем; в выборе — педагогика, социальное обеспечение, клиническая психология, профконсультация.

4. Конвенциональная ориентация: предпочтение структурированной вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, конформность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса; в выборе — банковская служба, бухгалтерия, статистика.

5. Предпринимательская ориентация: сила, руководство, вербальные способности, уверенность в себе, конкурентность, избегание однозначных ситуаций и монотонной умственной работы; в выборе — служба в гостинице, предпринимательство, промышленное консультирование.

6. Ориентация на искусство: чувствительность, потребность в самовыражении, избегание однообразной и физической работы, неуверенность в себе, женственность; в выборе профессии — искусство, культура.

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что представители зарубежных направлений выделяют в этой связи следующее:

— каждая профессиональная деятельность имеет свою специфику, требующую определенного набора профессионально важных качеств (ПВК);

— профессиональное развитие и становление происходят в течение долгого времени (с детских лет) и продолжаются порой всю жизнь;

— для профессионального развития необходимо личностное принятие будущей сферы деятельности;

— на этот процесс влияют социальные условия;

— процессом профессионального развития личности можно управлять.

В настоящее время в США вместо термина «профессиональная ориентация» употребляется термин «развитие карьеры» (Career Development). Несомненно, что этот термин имеет очень обширную интерпретацию, сюда можно внести и все виды профориентационной работы, целенаправленное формирование качеств личности, связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью, планирование карьерного роста и т.п. В каждом учебном заведении имеется центр Career Development, рассчитанный для работы с детьми от 5—14 лет.

Данное направление в системе образования США включает хорошо подготовленных и организованных специалистов, которые используют в работе большой арсенал информационных и методических разработок. Профориентологи считают, что главным при выборе дальнейшего профессионального будущего человека является не только его самоопределение, но и раннее построение (планирование) будущей карьеры.

В связи с тем, что в последние десятилетия стали меняться некоторые приоритеты в понимании важности профориентационной работы, в 1994 г. Конгресс США принял акт, который был назван «School-to-Work» (школа — работе). В документе на первое место ставится обучение высококвалифицированных кадров, которые могли бы постоянно совершенствоваться в профессиональной деятельности. А к системе образования предъявляются конкретные задачи, такие как подготовить молодежь к будущему карьерному росту и сформировать у нее личностные профессиональные цели, обучить навыкам эффективного поведения в условиях рынка труда, создать систему связи между образовательными учреждениями и предприятиями, объединить теоретические и практические знания и т.п. Также в этом документе отмечается необходимость сократить безработицу и подумать заранее о выборе будущего рабочего места.

В рамках программы Career Development преподаватели включают во все учебные предметы знания о разных профессиях, проводят разнообразные внеаудиторные меро­приятия, такие как встречи с представителями различных профессий, посещение предприятий и рабочих мест и т.п., а также стараются, чтобы учащиеся получили первые умения и опыт профессиональной деятельности. Обучающиеся не только получают представление о построении карьеры, но и после выпуска имеют определенное педагогическое сопровождение и поддержку.

Профессиональное самоопределение личности, профессиональное развитие, профессиональная карьера специалиста связаны с миром профессий. Вследствие этого необходимо определить сущность понятия «профессия», особенности профессиональной деятельности, классификации и характеристики профессий.

 


Лекция №8

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Здоровье и профпригодность | Планирование и организация профориентационной работы в школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.