Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование и организация профориентационной работы в школе

Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, значимости профессий, путях их приобретения, потребностях в кадрах и о тех требованиях, которые профессия предъявляет к человеку, его психическим особенностям о медицинских показаниях и противопоказаниях к профессии.

Цель проф. просвещения – практическая помощь в выборе профессии с учетом склонностей и интересов учащихся.

I Индивидуальные формы.

1. Индивидуальные задания учащимся по труду или техническому творчеству.

2. Подготовка рассказа о профессии, реферата, альбома или фотомонтажа, запись беседы с профессионалом.

Примерный план.

а) результаты труда и их значение для людей;

б) основные трудовые операции (что человек делает сам);

в) как устроено, как выглядит рабочее место, рабочая зона, какие орудия, средства труда применяются профессионалом.

г) каких личных качеств требует от человека профессия (каким должен быть работник, кому профессия подойдет, а кому - нет);

д) где можно освоить данную профессию (где учиться), каковы пути и возможности повышения квалификации, мастерства, продолжения образования.

В организации этой работы важно, чтобы учащиеся были убеждены в своих возможностях выполнить задание.

Рассказ о профессии должен учитывать не только психологические требования профессии к человеку, но и требования человека к профессии. Поэтому важно показать привлекательные стороны, которые есть в любой профессии, т.е. то, что вызывает личностный интерес.

1. Существует круг профессий характерных тем, что приносят пользу не просто обществу, а непосредственно отдельным людям (строители, портные, повара, учителя, медики, почтальоны, фотографы, ткачихи и т.д.).

2. Возможность творчества в любой профессии.

3. Эстетическое удовлетворение от своей работы (шлифовщик, гравер,

ювелир, маляр).

4. Возможность удовлетворить потребность в общении (сфера обслуживания, просвещение).

5. Отсутствие стремления к широкому общению (моторист, рулевой).

6. Условия труда (напр., бытовые) без нагрузки (операторы, контролеры, секр.-машин.).

7. Условия труда (на свежем воздухе), способствующие укреплению здоровья.

8. Возможность развития физической силы.

9. Возможность развития художественного вкуса, ляля эрудиции.

10. Возможность использования профессиональных навыков в быту.

II Групповые формы.

1. Кружки. Добровольность учет интересов школьников и производственного окружения школы.

2. Ученические производственные бригады, школьные лесничества, ЛТО старшеклассников.

Труд детей должен быть педагогически организованным, посильным, общественно значимым. Значительное влияние на формирование трудолюбия и проф. наклонностей оказывает нормирование, учет и оценка производительного труда, постановка соц. соревнования.

III Массовые формы.

Основные источники ознакомления учащихся с профессиями (профинформация).

а) рассказ учителя о профессиях, связанный с преподаваемым им предметом. (Требования к рассказу);

б) рассказ представителя этой или иной профессии.

Как правило, это люди высокого профессионального мастерства, но они не всегда умеют красиво и гладко говорить. Надо школьников к этому подготовить, чтобы профессионал-практик не показался им непривлекательным.

в) рассказы учащихся специально подготовивших материал о профессиях их заинтересовавших или профессий родителей. Это очень важный процесс взаимообогащения информацией, в результате которого в школьном кабинете ПО создается информационно профессиографический фонд («профессиотека»).

Но учащимся надо дать план построения рассказа или беседы с профессионалом (в лабораторных работах).

г) профориентационная (профессиографическая) экскурсия на предприятие, учреждение, ПТУ, вуз и т.д. Надо помнить, что экскурсоводы больше говорят о продукции, технологии и т.д., а не о содержании труда профессионалов, что для ПО-экскурсии самое главное, поэтому надо задавать «наводящие» вопросы.

д) информационно-справочные материалы отделов кадров предприятий. В наши дни предприятия, как правило, заботятся о пропаганде своих ведущих профессий.

е) книги, статьи, справочники о профессиях. Этих материалов сейчас много.

ж) практическое участие школьников в общественно полезном и производительном труде, занятия по трудовому обучению.

Профориентационные игровые упражнения (ПИУ)

Цель использования ПИУ:

1. Создание более непринужденной, доброжелательной и естественной атмосферы урока;

2. Моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

По сравнению с профориентационными играми ПИУ более просты и динамичны, в основу их положены психотехнические упражнения. Их можно использовать в рамках профориентационных курсов, преподаваемых в школе:

a) «Профессиональное самоопределение учащихся» (раздел «Технологии» - 9 кл.)

b) «Человек – труд – профессия» (8 – 9 кл.)

c) «Твоя профессиональная карьера» (10 – 11 кл.)

При проведении ПИУ рекомендуется соблюдать следующие условия:

1. Основной акцент делать не на психологические особенности общения играющих, а на проблемыпрофессионального и личностного самоопр е деления.

2. Обеспечивать динамичность упражнений (как бы «на одном дыхании»), что способствует и активации и поддержанию дисциплины.

3. Акцентировать внимание не на ошибках играющих, а на интересных и правильных высказываниях, идеях и действиях.

4. Соблюдать принцип добровольности и участия в игровых процедурах и заданиях (например, если кто-то захочет просто понаблюдать за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, при условии, что остальные не возражают).

5. Даже если игровое упражнение простое и не отнимает много времени, проигрывать его следует не более 2 – 3 раз, иначе участники потеряют к нему интерес.

6. Ведущий (а это, как правило, учитель) должен поменьшевысказываться сам, давая возможность проявить себя игроком.

7. При планировании урока с использованием ПИУ надо иметь несколько «запасных» вариантов (игровых упражнений) на случай, если остается время или какое-то ПИУ «не пойдет» в данной группе.

8. Не следует стремиться подводить обстоятельный итог каждому ИУ, т.к. в этой форме занятий сказывается «эффект последствия», когда участники самостоятельно осознают проблему, смоделированную в данном упражнении.

9. Перед началом упражнений следует объяснить участникам его особенности, необходимость соблюдения правил и др. Если участники рассаживаются в круг, то важно, чтобы он был провальным, все как бы равноправны, хорошо видят друг друга.

10. Запрещена всякая критика идей друг друга, как прямая, так и косвенная.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы профессионализации | Рассмотрим несколько примеров ПИУ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.