Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние познавательных сил

Этапы исцеления.

 

1. Благодать сначала разделяет дух и душу, оживляет дух – появляется страх Божий, просыпается совесть, появляется недовольство тварным – пробуждается сознание, человек чувствует опасность своего греховного состояния, ведущего его в ад – появляется желание изменить свое душевное устроение. За это решение благодать Божия входит внутрь через церковные таинства, и дух человека начинает правление.

Душа и тело живут прежней греховной жизнью. Дух вступает в непримиримую борьбу с плотью, а та противостоит духу, желая делать прежние похоти. Дух не сдается, он пытается перевести душу, которая находится посередине между духом и плотью, на свою сторону, отторгнуть ее от плоти. Эта брань в аскетике считается необходимой и спасительной, т.к. не позволяет душе перейти в состояние теплохладности, когда душа не трудится ни в духовных, ни в телесных трудах. Духу неприятны даже необходимые потребности плоти, душа сдерживает желания духа к подвигам, превышающим телесные силы и т. обр. сохраняет тело от разрушения. И человек идет серединным Царским путем.

 

2. Душа освобождается от власти плоти. Дух заключает союз с силами души и перестает править плотью. Душа старается подчинить себе плоть. Ум, сердце и воля не позволяют удовлетворять грубые страсти, а только необходимые телесные потребности, умерщвляя плотские похоти. Ап. Павел наставляет - необходимо «распинать свою плоть со страстьми и похотьми». Тело постепенно примиряется со своим положением и начинает подчиняться велениям, идущим от духа и корректируеме душой.

 

3. Человек переходит в стадию духовной жизни, когда начинает прославлять Бога не только в душе, но и в своем теле, т.е. ходит духом и похотей не совершает. Его тело – храм Святого Духа.

 

Всем частям человеческой природы возвращается естественное состояние, состояние первозданной непорочности и бесстрастия. Человека не соблазняет ничто тварное. Благодать Божия учит смотреть как бы сквозь тварь, возвышаясь от нее к Творцу и не порабощаясь ей. Это состояние ума называется сверхъестественным. Тогда чувства, стоя в своем чине, бесстрастно входят в соприкосновение с предметами страстей, исследуя их причины и природу без склонности к ним. Такое зрение дается благодатью Божией. Человек видит зло и им не оскверняется, видит духовный мир и его жителей. Здесь весь человек становится воспринимающим органом, включая и тело. На молитве человек поднимается над землей.

 

 

С момента первого воздействия на дух начинает прозревать его познавательная сила – разум. Он начинает зреть духовный мир сначала неотчетливо, пытаясь увидеть все четко, разум прибегает к помощи рассудка, чувственных сил, познавая Творца через Его творения. Бог помогает этому познанию через Откровение – Священные Писания, где он объяснил рассудочным способом Свои свойства и устройство этого мира. Однако Божественные идеи рассудку недоступны. Постоянно изучая Священное Писание, человеческий разум просвещается Святым Духом.

Священное Писание – это не теория, а сила Божия. Главное внимание открывается для действия Святого Духа. Разум насыщается Святым Духом, восходит от силы в силу и со временем становится причастником Святого Духа и уже не нуждается в помощи чувственных сил, а непосредственно поучается Святым Духом, нет нужды в чтении Священного Писания и других книг. Это сверхъестественное состояние природы человека, которого достигнуть самому невозможно – это дар Бога. Эту степень совершенства человеку невозможно достигнуть сразу. Нужно время для перехода из противоестественного типа в сверхъестественный, т.к. греховные привычки и не подготовленная плоть человека не может сразу установить свое сознание полностью в Боге, направлять свою волю на постоянное исполнение воли Божией. Созерцая предметы духовного мира, человеческое сознание познает их сначала в чувственных представлениях, как ветхозаветные пророки и новозаветные святые, поскольку сознание еще связано с рассудочной силой, которая познает окружающие вещи, облекая их в образы.

Далее разум перестраивается, приспосабливаясь к сверхъестественному виду созерцания действия благодати Божией. Он фиксируется в Боге, двигаясь по кругу, нет рассеянности, видит образ Божественной природы и ее красоту, пребывает в умном свете. Это состояние разума превышает состояние его собственной природы. В таком состоянии человек перестает видеть окружающие его предметы, чувствовать боль, забывает о пище и даже о своем существовании. Это как бы состояние опьянения и изумления, связано с неприспособленностью подобного рода действия благодати.

Постепенно душа и тело приспосабливаются к такому сверхъестественному состоянию разума, а тот привыкает видеть умный свет и человек видит себя и все вокруг себя. Это состояние, например, схождения Святого Духа на апостолов. Разум, подчиняя себе рассудок благодатью Божией, совершенствует его, чтобы тот познавал сущность изучаемых им вещей. Человек становится здравомыслящим и рассудительным. Разум интенсивно через рассудок проникает в суть вещей и явлений и может распознавать добро – это естественное рассуждение.

Есть еще сверхъестественное рассуждение, когда человек видит себя, свое устроение, и устроение окружающих вещей и людей, их духовное состояние, намерения. Он различаем помыслы, духов по ощущениям сердца. Задача духовного рассуждения – всегда постоянно знать волю Божию о себе и окружающих. Как это происходит? Разум, находясь в Боге, вкладывает в сознание человека мысль от Бога, рассудок принимает мысль (понимая, что не по своей гордости ее получил). Затем начинает познавать вещи духовные как раньше познавал чувственные, это дает ему возможность видеть, как дела человеческие, так и дела Божии – прозорливость! – видеть невидимое как видимое. Иметь ум Христов!

 

Чем более человек познает Бога, тем меньше знание всего другого. Вследствие этого ум получает покой, твердость, не рассеивается разными помыслами, но пребывает в мире Христовом.

 

С обновлением разума и рассудка изменяются познавательные силы низшего порядка – ощущения, воображение и память. Теперь они играют второстепенную роль в процессе познания, к тому же меняется созерцание воспринятого низшими силами материала. Сознание под благодатью не дает воли силам низшего порядка, появляется воздержанность. Воображение и память хранят прежние греховные образы. Сознание с помощью благодати Божией подавляет греховные образы и мечтания, которые отвлекают его от Бога. После длительного периода содержание памяти и воображения становится чистым и способным к восприятию ангельской и Божественной природы.

 

Воображение, исправленное Богом, становится способным запечатлевать бестелесное, а память запечатлевает духовные явления в духе (разуме). От деятельности божественной памяти зависит деятельность разума. Если память забыла Источник всего духовного – Бога, то дух теряет свою жизнь, лишаясь связи со своим Источником. Забвение Бога делает его несуществующим для забывшего. Бог помнит о нем, а человек нет. Необходимо эту память восстановить (например, через Иисусову молитву – умное делание). Отсюда понятна молитва об усопших «и сотвори им вечную память». Вечная жизнь зависит от вечной памяти как Бога о человеке, так и человека о Боге.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сверхъестественное состояние человека | Состояние чувствующих сил
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.