Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационное проектирование

Радикальные изменения, происходящие в сфере про­изводственных отношений, приведшие к существенному возрастанию организационного фактора, придают особую важность организационному проектированию как методу формальной организации целостных систем. В этой связи отметим, что ни одна из новых (модернизированных) форм целостных образований в сферах общественного бытия человечества, будь то в экономике, политике, образовании, культуре, науке, военном деле и т.п., не найдет своего ко­нечного воплощения без проведения организационного проектирования. Иначе говоря, любые организационные нововведения структурного и процессного характера являются, прежде всего, продуктами организационного проек­тирования. Понятие «проектирование» значительно более емкое, чем близкие к нему по смыслу понятия «конструирование» и «планирование». «Проектирование (от лат. projectus, буквально: брошенный вперед) — процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния».[1][1] В отличие от конструирования, оно заключается в описании не только технических сторон будущего объекта, его состава и свойств, но и экономиче­ских, социальных, организационных аспектов моделируе­мых систем. Системы, выступая объектами проектирова­ния, придают ему черты комплексности и системной целостности. С точки зрения определения места этого эта­па в системе организационной деятельности проектирова­ние может рассматриваться как подготовка действия или продукта, т.е. подготовительное действие, представляющее собой осмысление того, что подготавливается. Нужно отметить, что комплексное проектирование принципиально отличается от механического соединения отдельных частей в целое, что представляет собой опреде­ление обобщенных характеристик системы как следствия совместного воздействия различных факторов на резуль­тат. Так, например, конструируя новое изделие или техно­логию, необходимо закрепить не только технико-технологические характеристики этих новшеств, но и те изменения, которые в связи с ними возникнут в экономике, социальной структуре, организации производства на тех предприятиях, где эти новшества подлежат освоению. Та­ким образом, проектирование выходит далеко за рамки конструкторско-технологической деятельности, охватывая не только отдельные проектные решения, но и весь ком­плекс проектных работ, воплощаемый в организационном проекте создаваемой целостной системы. Оно направлено на разработку научно обоснованной модели, в которой бы отражалась совокупность организационных нововведений, связанных с техническим перевооружением и реконструк­цией объектов проектирования, их строительством и рас­ширением, с совершенствованием систем управления, производства и труда. В данном случае под моделью по­нимается «условный образ (изображение, схема, описание и т.п.) какого-либо объекта (или системы объектов)». Об­щие и частные вопросы организационного проектирования применительно к строительству и реконструкции предпри­ятия, совершенствованию систем управления производст­вом, организации управленческого труда изложены в мно­гочисленных публикациях. В каждой из опубликованных работ довольно обстоятельно освещаются вопросы проек­тирования с учетом особенностей принятого объекта и специфики решаемых задач. Учитывая сложившиеся об­стоятельства, попытаемся дать целостное описание этого процесса, абстрагируясь от особенностей конкретных объ­ектов проектирования. Организационное проектирование, как функция орга­низации, состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организаци­онное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности. В связи с этими требова­ниями в процессе проектирования должны быть определе­ны необходимые пропорции между элементами системы, осуществлено их пространственное размещение, регламен­тировано функционирование во времени, установлены наиболее рациональные варианты связей и отношений. В структурном плане организационное проектирова­ние различается в зависимости от объекта по ориентации: на создание новой системы, на частичное усовершенство­вание или на ее радикальные преобразования. Как процесс проектирование представляет функцио­нально связанные друг с другом операции по созданию проекта. Этих операций в типовом процессе может быть три: предпроектные работы, техническое проектирование, рабочее проектирование. На предпроектном этапе предусматривается проведе­ние прикладных исследований, анализ возможных вариан­тов решения проектных задач, осуществление подготовки исходных данных, т.е. установление целей, задач, объектов и объемов работ, проведение расчетов потребностей в ре­сурсах на их выполнение, определение состава исполните­лей, составление технического задания, проведение пред­варительной оценки эффективности проектных решений. На этапе технического проектирования предполагается обосновать окончательный комплекс организационных решений, дающий полное представление об организацион­ных нововведениях, предусматриваемых в моделируемой или вновь проектируемой системе. В процессе рабочего проектирования осуществляется выпуск полного комплекта рабочей документации, завер­шается весь комплекс работ по проектированию эксперти­зой оргпроектов. В наиболее общем случае применительно к производ­ственным системам организационный проект включает следующие разделы: 1. Общесистемное описание объекта проектирования: общая характеристика; производственная и организацион­ная структура; численность промышленного персонала; оценка эффективности проектных решений. 2. Организационные решения, относящиеся к подсис­теме производства: производственный процесс в простран­стве: производственный процесс во времени; разделение труда в основном, вспомогательном и обслуживающих производствах; формы организации труда; организация обслуживания рабочих мест; уровень механизации и авто­матизации труда; меры по безопасности. 3. Организационные решения, относящиеся к управ­ляющей подсистеме в целом: структура, методы управле­ния, технология управления, коммуникации, численность и состав персонала, функциональное разделение труда. 4. Организационные решения, относящиеся к отдель­ным функциям управления: технико-экономическое, опе­ративно-производственное планирование и управление, линейное руководство, материальное обеспечение, марке­тинг, учет, обслуживание. 5. Организационные решения, относящиеся к подго­товке производства: технические, экономические, органи­зационные, социальные аспекты на разных этапах создания и освоение нововведений. 6. Организационные решения по пунктам 1-5, относя­щиеся к структурным подразделениям более низкого уров­ня: структурные единицы цеха, производства и т.д. Представленные разделы и состав оргпроекта могут быть детализированы по отдельным задачам и процедурам в соответствии с конкретными условиями проектирования. Так, например, организационные решения, относящиеся к построению производственного процесса в пространстве и во времени, при дальнейшей конкретизации включают проектирование зданий, сооружений, производственных помещений, размещение оборудования, схем построения производственных и информационных потоков и т.п. При проектировании организационных решений по отдельным функциям управления детализируется описание каждой функциональной подсистемы, разрабатываются положения о подразделениях, их структура и штатное расписание, рекомендации по технологии принятия решений, методам обработки информации, используемым им техническим сред. Разумеется, приведенное в качестве примера содержание оргпроекта не является строго обязательным для ис­полнения. Оно может быть изменено в зависимости от конкретизации целей проектирования, условий функцио­нирования системы, сложности, новизны, отраслевой при­надлежности объектов проектирования. Но основной принципиальный подход останется, и смысл его сводится к тому, что объективная необходимость в оргпроектировании существует в гораздо больших объемах, чем это дела­ется сегодня, и этот вид организационной деятельности должен осуществляться комплексно, системно, охватывая широкий спектр целенаправленных мер, а не разрознен­ные, локальные мероприятия.
Организация и нормирование труда
Организация труда - это совокупность мер. направленная на рациональное соединение труда работников со средствами производства с целью достижения высокой производительности труда и сохранения здоровья и работоспособности работающих. Организация труда призвана создавать наиболее благоприятные условия для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, всемерного повышения содержательности и привлекательности труда. Основными направлениями организации труда являются: · совершенствование форм разделения и кооперации труда; · улучшение подготовки и повышения квалификации кадров; · рационализация приемов и методов труда; · улучшение организации и обслуживания рабочих мест; · улучшение условий труда; · укрепление дисциплины труда; · совершенствование практики мотивации труда; · совершенствование нормирования труда. Самостоятельным направлением организации труда является его нормирование. Под нормированием труда понимается установление меры затрат труда в виде норм труда на выполнение определенных операций (изготовление единиц продукции) или выполнение определенного объема работ в наиболее рациональных организационно-технических условиях. Нормы труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы управляемости. Нормы времени представляют собой количество рабочего времени, необходимого для изготовления единицы продукции или выполнения объема работ в конкретных организационно-технических условиях. Норма времени измеряется в человеко-минутах, человеко-часах, человеко-днях. Норма выработки - установленный объем работ, который работники или группа работников (звено, бригада) соответствующей квалификации должны выполнить в единицу рабочего времени (час, смену и т.д.) в определенных организационно-технических условиях. Норма выработки (Нвыр) обратно пропорциональна норме затрат труда и определяется по формуле: Нвыр = (Т * Кр) / Нвр, где Нвр - норма затрат труда на единицу работы; Т - продолжительность рабочего времени (час, смена); Кр - количество работников, участвующих в выполнении работы. Норма обслуживания - это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест, производственных площадей и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в единицу времени в определенных организационно-технических условиях. Норма управляемости - это численность работников (количество структурных подразделений), которыми должен руководить один менеджер. Для установления норм труда применяют аналитический и опытно-статистический методы нормирования труда. Аналитический метод предполагает научный подход к формированию норм и предусматривает проведение следующих операций: исследование трудового процесса, расчленение его на составные элементы; изучение всех факторов, влияющих на затраты труда; проектирование более совершенного состава операции и методов ее выполнения; разработка мероприятий по улучшению обслуживания рабочего места; расчет времени на выполнение работы; внедрение нормы в производство. Аналитический метод нормирования дифференцируется на аналитическо-расчетный, при котором используются готовые нормативы времени, и аналитическ о-исследовательский, в соответствии с которым нормы определяются путем применения хронометража, фотографий рабочего дня, выборочного метода изучения потерь рабочего времени. При опытно-статистическом методе сложившееся положение на предприятии в предыдущие периоды рассматривается как база для сравнения с плановым периодом. Билет № 44: Формирование и развитие трудовых ресурсов. Современные способы и методы подбора кадров. Оценка труда работающих, организация аттестации. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей ораганизации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленностьность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми. Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы: 1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах. 2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. 3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора. 4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих. 5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку. 6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы. 7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника. 8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионалького опыта путем перемещения на другие должности или уча­стки работы, а также процедур прекращения договора найма. 9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разра­ботка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффек­тивности труда руководящих кадров. 1. формирование тРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 1.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах При определении целей своей организации руководство должно так­же определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходи­мость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Редко кто из руководителей упустит эти моменты при планировании. Потребность в людях — тоже кажется вполне очевидной. К сожале­нию, зачастую планирование людских ресурсов ведется ненадлежащим образом или же ему не уделяется того внимания, которого оно заслуживает. Планирование людских ресурсов по существу представляет собой приме­нение процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Для удобства можно считать, что процесс планирования включает в себя три этапа (рис. 1): 1. Оценка наличных ресурсов. 2. Оценка будущих потребностей. 3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей. Планирование трудовых ресурсов в действующей орга­низации логично начать с оценки их наличия. Руководство должно определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализа­ции конкретной цели. Например, в крупных рекламных агентствах в проведении и подготовке одной рекламной коммерческой передачи может быть задействовано более ста человек. Даже в столь простом деле, как обработка багажа на авиалинии, обычно задействовано много различных работников. Помимо этого, руководство должно оценить и качество труда своих работников. Некоторые компании, такие как «Ай Ти энд Ти», «Ар Си Эй», «Ай Би Эм», «Рокуэлл Интернейшнл», а также Вооруженные Силы США, разработали систему инвента­ризации трудовых навыков или специальностей, которая предусматривает регистрацию профессиональных навыков служащих с указанием количества работ­ников, обладающих ими.  
Планирование трудовых ресурсов
1. Оценка наличных трудовых ресурсов ð 2. Оценка будущих потребностей ð 3. Разработка программы по развитию трудовых ресурсов

 

Рис. 1. Планирование трудовых ресурсов.

Следующим этапом планирования является прогнозирование численности

персо­нала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей.

Так, например, когда компания «Ай Би Эм» приняла решение о выходе на рынок

персональных ЭВМ с тем, чтобы захватить значительную долю этого рынка,

руководству компании пришлось включить в свои планы вопросы найма и перевода

научно-исследовательских кадров с опытом работы в области микро-ЭВМ, а также

коммерческих работников и специалистов по маркетингу, знакомых с бытовой

электроникой. Точно также, если администрация местного универсального

магазина решает организовать в первую неделю января широкую продажу бельевых

товаров, ей необходимо определить, сколько при этом потребуется

дополнительных продавцов для обслуживания возросшего потока клиентов.

Естественно, что при крупных организационных изменениях, например, при

создании нового завода, внедрении новой важной продукции, оценка будущей

потребности в рабочей силе представляет собой сложную и весьма важную задачу.

В этих случаях необходимо оценить внешний рынок труда и определить имеющуюся

на нем рабочую силу. В помощь организациям в деле прогноза потребности в

людских ресурсах наука управления разработла целый ряд моделей.

Изменения во внешней среде, особенно экономической, могут оказать сильное

влияние на перспективные потребности организации в трудовых ресурсах.

Серьезный экономический спад 1980-1982 гг., например, привел к снижению

численности рабочей силы в различных отраслях промышленности и к перемещению

производственных мощностей в страны тихоокеанского региона, где стоимость

труда значительно ниже.

Определив свои будущие потребности, руководство должно разработать программу

их удовлетворения. Потребности — это цель, программа — средство ее

достижения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по

привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для

реализации целей организации

Для того чтобы нанять соответствующих ра­ботников, руководство должно в деталях

знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы личные и

общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством

анализа содержания работы, который явля­ется краеугольным камнем управления

трудовыми ресурсами. Без него трудно реа­лизовать все остальные функции

управления. Всесторонняя оценка всех конторских, оперативных, технических и

административных специальностей создает надежное основание для принятия будущих

решений о найме, отборе, назначении зарплаты, оценке деятельности и повышении в

должности.

Существует несколько методов анализа содержания работы. Один из них заклю­чается

в наблюдении за работником и формальном определении и регистрации всех

выполняемых им задач и действий. Другой метод предусматривает сбор такой

инфор­мации посредством собеседования с работником или его непосредственным

началь­ником. Этот метод может оказаться менее точным из-за искажений, вносимых

восприятием опрашиваемого или опрашивающего. Третий метод заключается в том,

что работника просят заполнить вопросник или дать описание его работы и

требова­ний к ней. Информация, полученная при анализе содержания работы,

является основой для большинства последующих мероприятий по планированию,

набору ра­бочей силы и т.п. На ее основе создается должностная инструкция

, которая представляет собой перечень основных обязанностей, требующихся знаний

и навы­ков, а также прав работника. Она должна разрабатываться по всем

должностям и специальностям организации, например, для секретаря, экспедитора,

управляющего по рекламе и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы процесса управления персоналом | Отбор кадров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.