Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-план как основная форма планирования бизнеса




Бизнес-планирование в рыночных условиях является инструментом, способствующим решению стратегических и тактических задач, стоящих перед бизнесом или предприятием. Процесс бизнес-планирования представляет собой не только процедуру разработки программ развития бизнеса целевого, стратегического или тактического характера, но и комплексную систему планирования, управления и контроля за производством, финансовыми потоками, внешними и внутренними связями предприятия.

Бизнес-план – это программа, которая определяет основные аспекты развития бизнеса, предприятия или коммерческого проекта, анализирует проблемы, возникающие в ходе решения рыночных, производственных, организационных или инвестиционных задач, а также определяет способы решения этих проблем.

В рыночных условиях бизнес-план является необходимым инструментом технического, организационно-экономического, финансового обоснования перспектив развития, включая взаимоотношения с банками и другими инвестиционными институтами, партнерами, сбытовыми организациями, посредниками и потребителями.

Бизнес-план - это документ, который:

-описывает все аспекты будущего состояния бизнеса коммерческого предприятия;

-анализирует все проблемы, с которыми предприниматель сталкивается в процессе функционирования предприятия;

-определяет способы и средства решения этих проблем.

В современной практике в сложившихся рыночных условиях основными функциями бизнес-плана являются:

-разработка концепций ведения бизнеса (маркетинг, финансирование, производственная деятельность, разработка стратегий бизнеса);

-планирование (оценка возможности развития нового направления деятельности, контроль процессов внутри фирмы);

-привлечение денежных средств извне;

-оценка предполагаемых результатов деятельности предприятия за определенный период;

-обоснования необходимости привлечения денежных средств в производство, привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров;

-информированность, координация, распределение обязанностей сотрудников.

Бизнес-план должен составляться либо самим предпринимателем, либо при участии экспертов и консультантов. Если предприниматель смог составить бизнес-план, который после обсуждения принят коммерческим банком, то это означает, что он хорошо представляет, что надо делать для успеха задуманного дела. Грамотно подготовленный документ убеждает, что можно рассчитывать на своевременное погашение кредита или на получение выгод, которые может принести инвестиции.

В бизнес-планировании можно выделить следующие принципиальные целевые направления:

1) Внутреннее – оценка состояния и перспектив развития бизнеса, его ресурсообеспечение и оптимизация использования потенциальных возможностей для достижения поставленных целей.

2) Внешнее – оценка состояния внешней рыночной среды и информирование внешнего инвестора, заинтересованных организаций, государственных и муниципальных органов и прочих участников рынка о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах бизнеса.

В связи с вышеназванными направлениями в процессе бизнес-планирования решается значительное число задач. Причем выделяются как основные. так и второстепенные задачи. Основной центр бизнес-планирования - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно в процессе бизнес-планирования определяются необходимые размеры, источники и возможные пути увеличения капитала фирмы.

Рассмотрим примеры стратегических и тактических задач в зависимости от сферы и участников бизнес-планирования.

В сфере производства решаются следующие задачи:

-определение рациональных объемов производства;

-оптимизация номенклатуры выпуска продукции и услуг;

-ресурсообеспечение основных и вспомогательных производственных процессов;

-решение логистических задач;

-обоснование модернизации, технического перевооружения, реконструкции производства, включая привлечение (аренду) новых производственных площадей.

В финансовой сфере задачей бизнес-планирования является сочетание внутренних потребностей с внешними возможностями для развития бизнеса. Важным здесь является:

-определение оптимальной потребности в финансовых ресурсах для развития бизнеса;

-обоснование соотношения между заемными и собственными средствами;

-поиск источников пополнения или привлечения дополнительных финансовых средств;

-рациональное (экономное и эффективное) расходование собственных и заемных средств;

-рационализация финансовых потоков по видам, объемам, времени, источникам и другим параметрам.

В маркетинговой сфере бизнес-планирование с учетом изменения рыночной среды решает следующие задачи:

-выявление тенденций изменения внешних и внутренних факторов рыночной среды;

- определение конкурентных преимуществ развития бизнеса;

- выявление потенциальных возможностей

предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;

-выбор стратегии и тактики конкуренции;

-оценка отличительных свойств продукции, услуг, выявление перспектив для инноваций;

-формирование каналов сбыта и продвижения продукции;

-создание, продвижение и поддержание бренда, формирование имиджа фирмы;

-изучение покупательского спроса, платежеспособности потребителей и покупательского поведения;

-формирование эффективной ценовой политики;

-разработка мероприятий по продвижению, стимулированию сбыта и рекламе;

-разработка комплекса сервиса, дополняющих товаров и услуг и др.

В сфере менеджмента бизнес-планированием решаются следующие задачи:

-оптимизация структуры управления;

-обоснование целесообразности и выбор формы структурных изменений, включая слияние и поглощение, включая выделение подразделений из состава предприятия, создание филиалов;

-рационализация внутрихозяйственных и внешних связей предприятия с партнерами, заказчиками, клиентами, финансирующими, регулирующими органами, контактными аудиториями;

-распределение функций, должностных обязанностей и ответственности между структурными подразделениями, службами и исполнителями.

В сфере кадрового обеспечения предприятия бизнес-планирование решает следующие задачи:

-информирование всех служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения;

-координация связей всех подразделений предприятия и конкретных исполнителей при достижении целей бизнес-проекта;

-мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана;

-обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка и конкретизация задач для персонала, способствующих гармоничному развитию бизнеса;

-формирование центров ответственности для решения поставленных задач;

-организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;

-оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

В инвестиционной сфере, для привлечения инвесторов и партнеров бизнес-планирование призвано решать следующий круг задач:

-определение намечаемого источника финансирования для реализации выбранной стратегии и способов концентрирования финансовых ресурсов;

-обоснование инвестиционных целей и портфеля инвестиционных проектов на планируемый период;

-рационализация инвестиций по видам, объемам, времени освоения, источникам и другим параметрам;

-выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес проекта;

-расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (объемов продаж, прибыли, доходов на капитал) и т.д.

Следует отметить, что перечень задач, решаемых бизнес-планированием, не ограничивается представленным списком. Кроме того задачи тесно перекликаются, специфическим образом трансформируются в зависимости от целей и задач развития бизнеса. В связи с этим, каждая задача бизнес-планирования может быть решена только во взаимосвязи с другими.

Бизнес-план выполняет три функции. Во-первых, он может быть использован для раз­работки концепции ведения бизнеса. Появляется воз­можность тщательно отработать стратегию и избе­жать ошибок еще "на бумаге", а не в реальности, рассмотрев свою компанию со всех сторон — марке­тинга, финансов и производственной деятельности.

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оце­нить фактические результаты деятельности компа­нии за определенный период. Например, финансо­вый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производ­ственной деятельности и тщательного контроля над тем, насколько точно фирма придерживается его. В этом отношении такой план может и должен стать основой для нового плана. По прошествии некоторо­го времени (а впоследствии — периодически) с биз­нес-планом следует сверяться, чтобы выявить, по каким показателям компания отклонилась от него и можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также определить, как дол­жен развиваться бизнес в будущем.

И, наконец, третьим предназначением бизнес-плана являет­ся необходимость привлечения денежных средств (инвестиций). В литературе и в российской практике это направление бизнес-планирования считается основным. Большинство заимодавцев или инвесторов не вложит деньги в бизнес, не увидев бизнес-плана.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Наличие хорошего бизнес-плана способствует развитию бизнеса, позволяет добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет предвидеть как будет развиваться дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия, позволяет обнаружить наличие слабых мест и пробелов, и уделить им существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от проекта еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать инвестиционную, финансовую, маркетинговую или производственно-хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности и рыночную философию фирмы;

- оптимизировать объемы производства продукции или услуг;

- выделить целевые рынки или целевые потребительские сегменты на конкретных рынках;

- определить место фирмы на рынке и ее конкурентную позицию;

- сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы;

- разработать стратегию и тактику достижения поставленных целей;

- определить центры ответственности или лиц, ответственных за реализацию стратегии;

- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

- оценить производственные и торговые издержки по созданию и реализации продукции или услуг;

- выявить соответствие кадрового состава фирмы, условий загрузки, мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- обеспечить бизнес ресурсами и оптимизировать процесс их доставки, использования, хранения и др.;

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть трудности и барьеры, которые могут помешать развитию бизнеса.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод. В частности:

- заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы развития бизнеса или фирмы;

- позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

- определяет показатели деятельности фирмы;

- создает условия для последующего контроля;

- побуждает руководителя конкретнее определить свои цели и пути их достижения;

- делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;

- четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей и исполнителей фирмы.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный и полностью обоснованный план определяет перспективы развития фирмы. В конечном счете, бизнес-планирование отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать деньги в конкретный бизнес или проект с позиций эффективности.

Специфика бизнес-планирования заключается в том, что бизнес-план является универсальным документом, область применения которого очень широка и может охватывать различные сферы и стороны развития бизнеса.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как: совершенствование производства или освоение новых производств, выход на новые рынки, привлечение заемных, в том числе кредитных ресурсов, инвестирование, финансовое оздоровление, слияние, реализация инновационных проектов и т.д.

Наиболее типичными и распространенными на практике случаями разработки бизнес планаявляются:

- инвестиционное проектирование, включая реализацию проектов, связанных со строительством;

- смена формы собственности предприятий или организационные изменения в структуре предприятия;

- открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческой деятельности;

- составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций);

- выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;

- разработка комплексных целевых региональных программ при их финансировании полностью или частично из бюджетов разных уровней;

- стратегическое развитие бизнеса;

- финансовое оздоровление;

- организация совместного бизнеса;

- организация новых предприятий, реорганизация, слияние предприятий;

- создание филиалов, дочерних обществ, представительств;

- инновационная деятельность и освоение выпуска новых видов товаров и услуг для рынка;

- получение долгосрочных кредитов в банке и пролонгация действующих

кредитов;

- модернизация, реконструкция производства, создание новых производственных мощностей;

- техническое совершенствование производственных процессов с созданием новых рабочих мест;

- выход на новые рынки;

- повышение эффективности деятельности предприятия, оптимизация использования производственного потенциала и ресурсов;

- разработка программ поддержки малого бизнеса и субсидирования индивидуальной предпринимательской деятельности;

- организация полномасштабных коммуникационных мероприятий и разработка рыночной стратегии предприятия и др.

В связи со спецификой задач, решаемых бизнес-планированием, в теории и практике выделяют несколько типов бизнес-планов. Можно выделить следующие основные типы бизнес-планов:

1. Производственный бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия, определения целей развития в предстоящем периоде, решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, т.е. определение путей их преодоления с наименьшими затратами. Этот бизнес-план, как правило, принято считать внутренним. Производствен­ный бизнес-план позволяет все тщательно спланировать и оценить целесообразность развития бизнеса или реализации проекта с точ­ки зрения финансового, материально-технического обеспечения, а также трудовых отношений с учетом конъюнктуры рынка и результатов прошлой деятельности. Успехи производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом опреде­ляются качеством производственного планирования, которое включает определение целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие должно решить три задачи: «что», «как» и «для кого». Производственное бизнес-планирование - это процесс разработки и последующего контроля за созданием и реализацией продукции.

2. Инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения ин­весторов и финансовых средств, необходимых для развития бизнеса. Он предусматривает освоение инвестиций с целью открытия новых производств, развития и расширения границ бизнеса (в том числе и территориальных), изменение технологии, модернизацию производства. закупку нового оборудования, строительство или реконструкцию зданий и сооружений, производство монтажных работ и т.п. Этот бизнес-план, как правило, является внешним и составляется для инвестора или банка. Однако, если реализация инвестиционных программ осуществляется только за счет собственных капитальных вложений, то документ разрабатывается как внутренний.

Во внешнем инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов - обеспечение возвратности средств, прежде всего, кредита и своевременная уплата процентов за пользование им.

3. Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление пред­приятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом и поэтому выполняет внешние функции. В соответствии с действующим российским законодательством, прежде всего Законом о банкротстве [представление бизнес-плана в данном случае является обязательным. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами и собст­венниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его становления регламентированы Законом о банкротстве [1] и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

4. Организационно-экономический бизнес-план, который разрабатывается в случае реализации программ реорганизации бизнеса, смены формы собственности, слияния, поглощения, деления предприятий, создания филиалов или дочерних обществ, а также изменения организационной структуры управления. Особенностью данного вида бизнес-плана является его направленность на решение задач в области менеджмента с учетом правовых аспектов развития бизнеса. В нем определяются права собственников, учредителей, закрепляются доли имущества, разграничиваются обязанности сторон и отдельных исполнителей, устанавливается ответственность за нарушение взаимных обязательств и т.п. В зависимости от масштабов структурных изменений данный бизнес-план может быть и внешним и внутренним.

5. Стратегический бизнес-план, который можно выделить в отдельный вид бизнес-плана, в связи с масштабностью задач, решаемых с его помощью, особой системностью и комплексностью показателей. Основной целью стратегического плана является изменение рыночной философии или миссии фирмы. Такой бизнес-план разрабатывается на перспективу крупными корпорациями, акционерными обществами, объединениями предприятий и охватывает все основные сферы деятельности. В рамках стратегического бизнес-плана комплексно объединяются инвестиционные, организационно-управленческие, маркетинговые и другие программы и проекты. По горизонту планирования этот план является долгосрочным. В соответствии с общей классификацией планов (см. параграф 1.1), любой из вышеперечисленных планов может носить долгосрочный стратегический характер, но в данном случае они будут узкоспециализированными на конкретной сфере (производственной, инвестиционной, финансовой и т.п.)

6. Инновационный бизнес-план, который разрабатывается для планирования инновационной деятельности: разработки и производства новой продукции, внедрения новых прогрессивных технологий, в том числе для выпуска экологически чистой продукции. Особенностью данного плана является индивидуальный характер. Его структура и содержание зависят от степени новизны, сложности технологии, рыночного восприятия новой продукции, услуги или идеи. Основной целью такого плана является – убедить инвестора или потребителя в полезности инновационного процесса или продукции и отражение отличительных особенностей инновации.

7. Маркетинговый бизнес-план, разрабатываемый для освоения новых рынков или решения маркетинговых задач. Особенностью данных планов является их разнообразие. Это может быть план для реализации широкомасштабных проектов развития новых и действующих производств, выпуска товаров-новинок, план выхода на новые рынки, формирования каналов распространения, организации торговли, проведения маркетинговых исследований, реализации программ продвижения, стимулирования, рекламы, брендинга, повышения лояльности потребителей и т.д. Структура перечисленных планов не может быть одинаковой, поэтому необходим индивидуальный подход к разработке такого рода планов.

Следует отметить, что деление бизнес-планов на типы весьма условно. На практике иногда сложно определить формат этого документа, так как он в большинстве случаев решает несколько задач одновременно, т.е. носит комплексный характер. Причем, вне зависимости от типа плана, в каждом из них присутствует маркетинговый раздел. Маркетинговым бизнес-план называется редко, т.к. крупномасштабные программы требуют инвестиций, и, соответственно план считается инвестиционным, а планирование специализированных маркетинговых мероприятий осуществляется в формате маркетингового плана. Структура такого плана и сущность маркетингового планирования рассмотрена ниже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.