Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг




 

 

1.Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

2.Реформа общеобразовательной средней школы на основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.).

3.Развитие педагогической теории в 60-70-е гг.

4.«Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984 г.) и ее результаты/

5.Развитие советской школы в конце 80.

 

1. Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 г. стало всеобщее начальное и семилетние обучение, количество учащихся 5 – 8-х классов в России, Беларуси возрастало более чем в 2 раза. Осуществление начального и семилетнего обучения сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, школьных письменных принадлежностей, учебников. Постепенно положение улучшалось. В целом к началу 1950-х г.г. школа России, Беларуси перешла на всеобщее семилетнее образование.

2.Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал "Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958). Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. Переход на восьмилетний всеобуч потребовал рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества.

3.К 1961 – 62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была закончена. К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение.

В соответствии с решением XXIII съезда КПСС (1966г.) 10 ноября 1966 г. Центральным комитетом партии было принято постановление "О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы". В постановлении были определены меры по укреплению материально-технической базы общеобразовательной школы (строительство новых улучшенных зданий, разработка и выпуск новых учебников и оборудования для школьных кабинетов, мастерских, необходимого спортивного инвентаря.) были введены факультативные курсы по отдельным предметам, избираемым уч-ся по их желанию и интересам. В старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение: углубленное изучение в соответствующих отделения школы отдельных предметов – физики, математики, позже химии, биологии, гуманитарных дисциплин. В хорошо оборудованных сельских школах, уч-ся старших классов изучали автодело, трактор, комбайн и др. сельхозмашины.

Было усилено внимание к воспитывающей функции общеобразовательной школы и в штаты школьных работников введена должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы. В связи с этими изменениями в 1970 году был принят новый Устав средней общеобразовательной школы, на основе этого государственного документа выпускники восьмилетних школ могли продолжать образование в полных общеобразовательных средних (десятилетних школах 9-10 кл.), в средних специальных заведениях – техникумах (3-4 года обучения), в средних проф. - техн. училищах (ПТУ 3-4 года), а также в школах рабочей и сельской молодежи (9-11кл.). Все эти учебные заведения давали полное среднее образование и аттестат зрелости.

Таким образом, была решена проблема получения полного среднего образования в сочетании с профессиональной подготовкой молодежи к труду в нар. хоз. страны.

В 1972 г. на основе решений XXIV съезда ЦК КПССС и совета министров СССР принимается постановление "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы". Это постановление подвело итоги работы по улучшению качества советского образования и указало пути совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Стояла задача к 1975г. завершить переход на новые учебные классы, программы, оборудовать во всех школах учебные кабинеты, обеспечить учащихся новыми учебниками.

Продолжалось укрепление учебно-материальной базы, расширялась сеть внешкольных учреждений: дома пионеров, станции юных техников и натуралистов, детские и юношеские спортивные школы.

В школах увеличивается количество групп продленного дня, открывались межшкольные учебно-производственные комбинаты, открывается большое количество детских садов.

На XXV (1976) съезде определяется комплексный подход к постановке всего дела воспитания, т. е. обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. После 25 съезда последовали постановления 1977 г. "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уч-ся общеобразовательных школ и подготовки их к труду", 1979 "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". В постановлении определены кардинальные направления воспитательной работы среди молодежи и учащихся: формирование науч. мировоззрения, высоких моральных качеств, трудолюбия, привития интереса к политическим знаниям, развитие активности, воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях партии, народа, в духе коммунистической морали, необходимо добиваться единства учебного и воспитательного процесса, укрепление связи семьи, школы, общественности. В 1980 г. – переход на 11-летнее образование, обучение с 6 лет, новые курсы: Этика и психология семейной жизни, информатика. К началу 1980-х годов созидательный потенциал сложившейся школьной системы образования был в основном исчерпан. Школе в этот период был присущ бюрократизм, идеологизация, политизация, процентомания (показывались высокие проценты успеваемости, что не соответствовало действительности, знания были слабыми), недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, недостаточное обеспечение финансовых, кадровых и иных ресурсов, фактич. низкий уровень подготовки массы учащихся, рост не посещаемости.

4.Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования невыполнимы, многие задачи были надуманными и только усугубляли кризис образования.

В ходе распада СССР в начале 1990-х гг. школа в России, Беларуси приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивались несоответствия между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падения интереса к образованию, ухудшения здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков, назрела необходимость реформировать школу, образование, учебные заведения всех типов.

 

3. Развитие педагогической науки.

В 1943 г. созданная Академия пед. наук РСФСР (с 1967 г. Академия пед. наук СССР). Этот орган был объявлен основным центром развития народного образования, популяризации педагогических знаний, разработки вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях, подготовки научно-педагогических кадров.

Такие известные ученые как Г.И. Щукина, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.В. Сухомлинский, Л.В. Занков и мн. др. разрабатывали проблемы методологии (воспитание как общественное явление: цель, социальные функции воспитания, биологическое и социальное воспитание), содержание общего образования, теории обучения, политехнического образования и трудового воспитания, всестороннего развития личности и др.

Педагоги-новаторы объединяют теоретический поиск с лабораторно-экспериментальной работой: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова (начальная школа), В.Ф. Шаталов (естественный цикл предметов), Е.Н. Ильин (литература), И.М. Волков (развитие творческих возможностей уч-ся, как средство нравственного воспитания).

Ещев военное время в СССР была 1943 г. создана Академия педагогических наук РСФСР (1943), с 1967 г. она стала именоваться Академией педагогических наук СССР. Этот государственный орган был объявлен основным центром:

· развития народного образования,

· популяризации педагогических знаний,

· разработки вопросов общей и специальной педагогики,

· истории педагогики,

· школьной гигиены, психологии,

· методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях,

· подготовки научно-педагогических кадров.

Педагогическая наука во всем ее многообразии научных направлений развивалась под началом АПН СССР.

В 50-х гг. символом гуманистических поисков путей совершенствования обучения и воспитания стала педагогическая деятельность, система воспитания Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970), директора Павлышской средней школы Кировоградской области. Он проработал в этой школе 23 года (до конца жизни), здесь проявился его талант педагога (ученого и практика), руководителя. Публициста. Перу Сухомлинского принадлежит более 40 книг и брошюр, свыше 600 статей, около 1200 рассказов и сказок для детей. Наиболее известными педагогическими произведениями являются книги «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива» и др.

Наиболее глубоко В.А. Сухомлинским разработаны проблемы трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания в их единстве. Им велись исследования вопросов:

· дидактики (теории обучения и образования);

· семейного воспитания (взаимосвязи школы и семьи);

· педагогического мастерства учителя;

· формирования коллектива учащихся и педагогов.

В определении сущности процесса обучения Сухомлинский исходил из основного положения современной дидактики – единство усвоения знаний, умений и навыков и умственного развития ребенка. По его убеждению, главное в умственном воспитании – формирование научного мировоззрения, глубина которого зависит от того, насколько основательно осмысливают ученики основы наук (а не то того, сколько информации они запомнили, не понимая, что заучивают наизусть). Целью обучения, по убеждению педагога, является обеспечение оптимального уровня общего развития ребенка в процессе овладения знаниями. В.А. Сухомлинский был одним из первых, кто начал работать в 60-е гг. по проблеме развивающего обучения.

Учение не может быть легкой и приятной игрой, доставляющей лишь приятные ощущения и наслаждение. Это кропотливая и тяжелая работа, преодоление трудностей, поиск, который приносит радость познания. Для того, чтобы ребенок хотел учиться, надо дать ему возможность почувствовать радость от преодоления трудностей и переживание успеха в поиске истины, счастья познания. Ребенка нужно научить учиться. Педагог-гуманист, Сухомлинский призывал учителей помочь детям ощутить радость учебного труда, пробудить чувство собственного достоинства. В своей школе он создал все условия для реализации своих идей гуманистической педагогики, одним из первых в СССР стал пропагандировать гуманное обучение и воспитание, понимая их как процессы, в которых должны быть созданы все условия для развития в ребенке человеческого начала. В соответствии с этим, утверждал Сухомлинский, в педагогическом процессе огромная роль принадлежит человеческим отношениям, отношениям учителя с учениками. Учитель – первый советчик и проводник в интеллектуальной жизни школьников. Педагогической мудростью воспитателя назвал ученый умение так построить отношение с ребенком, чтобы он не терял веры в свои силы. Тогда отношения с учителем будут приносить ученикам радость.

Проблему педагогической этики, мастерства и творчества учителя В.А. Сухомлинский рассматривал во многих своих трудах: «Павлышская средняя школа», «разговор с молодым директором школы и др. Он видел особенность профессии учителя в том, что основная часть его труда спрятана от других, как айсберг под водой. Потому секрет педагогического мастерства заключается в постоянном самообразовании, духовном совершенствовании, в развитии педагогической культуры. Сухомлинский говорил, что учитель к хорошему уроку готовится всю жизнь. Сам он был ярким образцом трудолюбия, духовности, высокой гражданственности. Более подробно о педагогическом наследии и личности В.А. Сухомлинского речь пойдет на практических занятиях.

Научно-педагогическая мысль в СССР в изучаемый период развивалась в следующих направлениях:

1. Исследование сущности и характера обучения, отказ от понимания процесса обучения как передачи знаний от учителя ученику, ставка на всемерное развитие познавательной активности, самостоятельности и творческой инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе; обоснование двусторонности процесса обучения, субъектной позиции учащихся в нем, следовательно – разработка методов и форм организации обучения, которые способствуют развитию познавательной и мыслительной активности школьников (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.).

2. Теоретическое обоснование и разработка видов развивающего обучения, основанных на личностно-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса (тезис «ученик для школы» уступает место альтернативному положению – «школа для ученика»); осуществляется разработка теоретических основ проблемного обучения, программированного обучения, дифференцированного обучения (П.Я. Гальперин, Л.В Занков, Т.А. Ильина, М.В. Махмутов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина и мн. др.).

3. Научные исследования воспитательных систем, методов и форм воспитания (Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др).

4. Для конца 80-х гг. был характерен пристальный научный интерес к проблемам политехнического образования и трудового воспитания. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли П.Р. Атутов, Л.Ю. Гордин, А.И. Кочетови др. Проводилась работа по выявлению содержания трудового обучения и воспитания, разработка его форм и методов, путей реализации принципов политехнизма в школьных курсах.

В 1986 г. как альтернатива официальной педагогике была обоснована педагогика сотрудничества (см. лекции в курсе «Педагогические системы и технологии»: № 3 – Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения», № 4 – Технологии организации познавательной деятельности учащихся, № 7 – Технологии развития интеллектуального и творческого потенциала личности). Ее идеологи и разработчики (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.) определили ведущие идеи обучения и воспитания:

· Новые отношения учителя и учеников, основанные на совместной деятельности, взаимоуважении и взаимопонимании.

· Учение без принуждения.

· Идея трудной цели в учении.

· Идея опоры, опорные схемы на уроках С.Н. Лысенковой, опорные сигналы в методике обучения В.Ф. Шаталова и др).

· Значение оценочного компонента процесса обучения (обучение на оценочно-содержательной основе Ш.А. Амонашвили).

· Идея свободного выбора в учении, чтобы дети чувствовали себя сотрудниками с педагогом. они должны иметь право выбора и метода, и формы учения, и содержания образовании.

· Идея опережения. С.Н. Лысенкова вводит пропедевтические темы для изучения, то есть по мере возможности дает детям учебный материал, который еще только будет изучаться.

· Идея крупных блоков, введение учебного материала в программу в виде модуля, объединение тем, связанных между собой логикой и смыслом, в крупные учебные единицы.

· Идея соответствующей формы. Урок по форме должен отвечать изучаемому предмету.

· Идея самоанализа, обучение детей индивидуальной и коллективной самооценке, рефлексии результатов учебно-познавательной и других видов деятельности.

· Интеллектуальный фон класса, создание атмосферы уважения знаний, ума, познавательной деятельности.

· Коллективное творческое воспитание через КТД (коллективное творческое дело – термин И.П. Иванова, профессора, доктора педагогических наук, разработчик системы воспитания через коллективное творчество).

· Творческий производительный труд, особенность его в том, что ученики постоянно ищут пути – как усовершенствовать свою работу? Как ее украсить? Как сделать более эффективной и радостной?

· Идея творческого самоуправления учащихся.

· Идея сотрудничества педагога с родителями учащихся, сотрудничества учителей.

Главная цель педагогики сотрудничества – создать условия для развития творческого начала в ребенке, для формирования его субъектной позиции в учении и в жизни.

4. Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные этой реформой планы слияния общего и профессионального образования оказались невыполнимыми, многие задачи были надуманными и только усугубляли кризис образования.

В первой половине 80-х годов явственно проявился регресс советского образования. Это подтверждали данные ЮНЕСКО о показателях коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ). С третьего (1953 – 1954) и второго (1964) места СССР в середине 80-х гг. по этому показателю переместился на место в пятом десятке (уровень КИМ в СССР составил 17 %, в США и Канаде – 56 – 57 %). Эти данные свидетельствовали о неэффективности школы (в которой цель одна – научить, развитие – на втором плане) в условиях НТР, информационных технологий и других факторов, объективно обусловливающих становление постиндустриального общества и, как следствие, приводящих к возрастанию субъективного начала во всех сферах социума.

Во второй половине 80-х в рамках реформы 1984 года были предприняты попытки решения названных выше проблем:

· гибкие сроки поступления детей в школу (дети, подготовленные и психологически, и физически к школе – с 6 лет; по выбору – с 7 лет, что облегчило усвоение школьной программы);

· усиление тенденций профилизации и дифференциации обучения;

· как следствие – появление различных типов учебных заведений (инвариантных ядер образования), поиск новых форм общеобразовательной подготовки, в том числе и альтернативных.

В 1989 г. в экспериментальном порядке появились учебные заведения нового типа – гимназии, которые создавались на базе средней школы в составе 5 – 11 классов с предгимназией (1 – 4 классы).Они имели несколько профилей и ставили целью предоставления наиболее способным ученикам возможности получения среднего образования повышенного типа с учетом наклонностей, способностей и потребностей школьников. В это же время стали возникать лицеи – средние специализированные школы на третьей завершающей ступени обучения (10 – 11 классы). Первым белорусским лицеем явился лицей при БГУ (1990) с двумя профилями обучения – физико-математическим и филологическим. Постепенно лицеи стали появляться в крупных областных городах. Их главная задача развитие индивидуальности, творчества способных учащихся, интеграция среднего и высшего образования, подготовка учащихся к обучению в высшей школе. В этот же период возникли ВПУ (высшие профессиональные училища), основной целью которых является обеспечение высокого уровня квалификации кадров по сложным наукоемким профессиям и производствам.

Произошли изменения и в средней специальной школе. Усложнение технологий, информатизация и автоматизация производства вызвали необходимость существенного повышения уровня среднего специального образования, доведения его до уровня высшего. Решение этой задачи возложено на колледжи – учебные заведения, которые обеспечивают повышенный уровень подготовки специалистов. В Белоруссии в 90 -х гг. функционировало уже более 7 колледжей. Всего в конце 80-х – начале 90-х гг. действовало около 40 учебных заведений нового типа.

В ходе распада СССР школа в республиках постсоветского пространства приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивались несоответствия между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, в падении интереса к образованию в обществе, в ухудшении здоровья учащихся, в тенденции к росту асоциального поведения подростков и молодежи. Назрела необходимость реформирования системы образования в соответствии с произошедшими социокультурными изменениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.