Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине ХХ века




 

1.Тенденции развития школьных систем в мире.

2.Дидактические концепции западной педагогики.

3.Содержание и основные направления школьных реформ второй половины XX века.

4.Кризисные явления в воспитании школьной молодежи и меры, направленные на их преодоление.

 

1. Дошкольные учреждения. 70 - 90-е гг. характеризуются бурным развитием дошкольного звена в системе непрерывного образования и ростом в них числа детей с 3 – 4 лет; эта тенденция развития дошкольных учреждений является устойчивой (кроме России) и сохранится в будущем. В Великобритании, Франции, США и других странах в начальной школе, приготовительных классах, дошкольных учреждениях обучение детей ведется с 5 лет, имеются также классы и для 4-летних детей.

Начальное звено школы (срок обучения в ней от 6 до 8 лет, начало обучения с 5 – 6 лет) также претерпело изменения: сблизилось с дошкольным звеном и включилось структурно в неполную среднюю школу, перестав быть тупиковым; произошел рост числа школ для учащихся различных этносов с обучением на родном языке; созданы учреждения коррекционно-развивающего обучения. После начальной школы дети переходят в неполную среднюю школу.

Средняя школа изменилась наиболее радикально. С 70-х гг. резко увеличилось число обучающихся в ней. Началось объединение неравноценных школ в единое обязательное учебное заведение, новые школы сохраняют и отражают особенности культуры, сложившиеся народные традиции воспитания.

Появилась сеть альтернативных школ, в которых педагоги стремятся удовлетворить потребности в учении тех, кому трудно учиться в обычной школе. Это:

- двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках;

- школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях; для отклоняющихся в поведении;

- авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе;

- школы, построенные на идеях педагогов прошлого: М. Монтессори, Д. Дьюи и др.

Частные школы охватывают в развитых странах от 6 до 15% учащихся, наибольшее число их в старшем звене средней школы. Среди них многие школы являются конфессиональными, принадлежащими церкви. Наряду с ними созданы светские школы разных типов и уровней. Широко известны престижные, дорогостоящие, рассчитанные на элиту общества школы, связанные с такими же элитарными университетами.

Высшая школа в последние десятилетия XX в. также претерпела изменения. Произошел рост высших учебных заведений, расширился контингент студентов.

Вузы представлены двумя типами учебных заведений: университетами и 3 – 4-годичными высшими профессиональными школами; последние имеют четкую профессиональную ориентацию.

В большинстве стран университет имеет 3-ступенчатую структуру.

- Первый цикл (2 – 3-летний) готовит специалистов среднего звена (как в наших колледжах, техникумах). Часть молодежи не проявляет особой склонности к вузовскому обучению и заканчивает образование на этой ступени, а вуз тем самым поддерживает высокий образовательный стандарт.

- Второй цикл дает законченное высшее образование по определенной специальности, он длится еще 2 – 3 года, после его успешного окончания студент получает степень бакалавра. Желающие заниматься еще 1 – 2 года, сдают экзамен повышенного уровня, представляют диссертацию (она аналогична дипломной работе в нашем вузе) и получают степень магистра;

- Третий цикл для тех, кто имеет степень магистра. Обучающийся сдает ряд экзаменов, стажируется по специальности и представляет диссертацию, получая степень доктора наук (соответствует нашей степени кандидата наук).

На вечернем и заочном отделениях обучаются 15 – 20% студентов (в России – почти 50%).

Широко развита сеть послевузовского образования для дипломированных специалистов. Цель его – обновление, "осовременивание" профессиональных знаний и удовлетворение общекультурных потребностей специалиста. Периодически, на протяжении всей трудовой жизни, специалист продолжает свое образование, стремясь удержаться на современном уровне знаний.

 

 

2. Современная зарубежная педагогика развивается в русле многообразных концепций. Наиболее значимые – традиционалистическая, рационалистическая и феноменологическая концепции. Традиционалистическая концепция предполагает сохранение за образованием роли ретранслятора культурных ценностей. Исходя из этого, будущее – за систематическим академическим образованием.

Рационалистическая концепция концентрирует усилия на проблеме усвоения знаний и практической адаптации школьников к существующему обществу через образование. Согласно данной концепции, любая образовательная программа может быть переведена в поведенческий репертуар знаний, умений, навыков, которыми следует овладеть в процессе образования.

Феноменологическая концепция основывается на гуманистической направленности образования и на персональном подходе к каждому ученику.

В современной зарубежной педагогике существуют различные подходы к трактовке целей обучения и воспитания в школе. Различие подходов объясняется наличием парадигм. Традиционалистическая парадигма главную цель обучения и воспитания видит в том, чтобы дать учащемуся прочные академические знания. Технопрактическая прагматическая парадигма главную цель педагогического процесса сводит к освоению учащимися практических знаний, которые пригодятся им в жизни и профессиональной деятельности.

С точки зрения поведенческой парадигмы главная цель обучения и воспитания – сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения ими социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе.

Гуманистическая парадигма видит цель педагогического процесса в развитии способностей личности, ее духовном росте, самосовершенствовании и самореализации. Ученик может чего-то не знать, важнее, чтобы он состоялся как личность.

Теологическая парадигма – цель обучения и воспитания в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека.

Эзотерическая парадигма цель образования трактует как познание человеком истины, приобщения к тайнам существования.

3. Вторая половина XX в. – это период крупномасштабных реформ в образовании. I этап реформирования систем образования развитых стран Запада начался в 1960-70-е годы. Его общая целевая установка – продлить сроки обязательного обучения, сделать среднее образование массовым и далее всеобщим, провести структурные преобразования – диктовалась потребностью кардинально изменившихся под воздействием научно-технического прогресса отраслевых структур. В ходе реформ 1960-70-х годов был расширен контингент обучаемых в начальной, средней и высшей школах, многотиповые структуры средних школ преобразованы в единую («всеохватывающую») общую школу. Ассигнования на образование росли в 1,5-2 раза быстрее национального дохода и превратились в крупнейшие статьи государственного бюджета. Однако в конце 70-х годов стало ясно, что качество образования не повышается, у основной массы учащихся снизился уровень базовых знаний и умений. Данная ситуация вызвала обоснованную тревогу и послужили импульсом для принятия крупномасштабных мер, направленных на повышение качества образования. В начале 1980-х гг. этому вопросу был посвящен ряд международных и национальных конференций. Многие страны разработали специальные правительственные документы, раскрывающие глубину проблемы. Так, в США был опубликован доклад «Нация в опасности», правительство Англии представило парламенту доклад «Лучшие школы», Министерство образования Швеции подготовило документ «Качество в образовании». Все эти документы требовали давать такие знания, которые соответствовали бы планируемому уровню научно-технического развития.

II этап реформирования (1970-80-е гг.) был направлен на совершенствование образовательных систем. К основным тенденциям совершенствования можно отнести:

· повышение роли и значения образования в жизни общества, превращение его в реальную производительную силу;

· формирование целостной гибкой системы обучения и воспитания, начиная с семьи и детского сада и заканчивая университетом и послевузовским образованием;

· модернизация учебно-материальной базы, обновление содержания образования;

· массовая профессионализация на базе достаточно высокого уровня общеобразовательной подготовки;

· демократизация и гуманизация организации и управления образованием;

· повышение фундаментальности и логизации содержания образования; становление нового педагогического мышления, построение отношений учитель-ученик на основе педагогики сотрудничества;

· активизация работы учебных заведений в качестве социокультурных центров, развитие в них самоуправленческих начал.

По оценкам специалистов ЮНЕСКО последовательное проведение в жизнь отмеченных тенденций в развитии образования обеспечит его выход на качественно новую ступень. Процесс реформирования средней школы протекает в странах Запада неравномерно. В одних он сводится к постепенному обновлению содержания учебных курсов, в других – проводятся более радикальные реформы. Общая позиция, характерная для большинства развитых стран, состоит в увеличении числа обязательных предметов, изучаемых всеми учащимися средних школ. Модернизация содержания образования осуществляется прежде всего в области естественно-математических наук, ибо ранее им уделялось мало внимания.

Тенденции обновления содержания образования в современной европейской школе.

Содержание образования Новые подходы Способы
естественно-математическое образование обязательное изучение естественных наук всеми учащимися. Осуществление структурной перестройки в преподавании естественно-научного цикла. Увеличение учебного времени на изучение предметов естественно-научного цикла. Выделение основных понятий в естественных науках. Практическое использование знаний.
экологическое образование Формирование экологической грамотности и навыков охраны окружающей среды. Воспитание граждан ответственности по отношению к живой и неживой природе. Включение материалов по экологии в курсы химии, биологии, естествознание, создание спецкурсов.
Естественно-техническое образование Ознакомление с устройством компьютеров, способами их использования в жизни. Развитие навыков работы на вычислительной технике. Введение предмета «Технология», курсов по информатике.
Гуманитарное образование Пересмотр содержания исторических и обществ. дисциплин. Повышение внимания и изучение иностранных языков. Усиление роли религиозного воспитания. Создание новых учебников по истории и обществоведению. Введение новых дисциплин (социология, психология, педагогика и др.), курсов по семейному и половому воспитанию. Увеличение числа часов, отводимых на изучение иностранных языков.

Структура школьной системы в европейских странах: начальная школа – неполная средняя школа – полная средняя школа. По завершении начальной и неполной средней школы учащиеся распределяются по 3-м основным учебным потокам:

· полная общеобразовательная школа академического уровня, которая ориентирует на поступление в университет;

· средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе;

· профессиональные учебные заведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.