Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии и методы возрастной психологии




Лекция 3

3.1. Методы исследования

Научный метод всегда отражает, во-первых, понимание предмета науки, во-вторых, задачи, поставленные исследователем. В истории психологии под предметом психологии понимаются: душа; явления сознания; поведение; деятельность (А. Н. Леонтьев) и ориентировочная деятельность (П. Я. Гальперин). В развитии методов находит отражение смена парадигмы предмета психологии.

В истории детской психологии в зависимости от исследовательских задач можно выделить два этапа: описательный и этап выявления причин (детерминант) развития.

Описательный этап включает: описание, систематизацию и классификацию фактов и феноменов. Основной метод -— наблюдение.

Причинно ориентированный этап направлен на поиски ответа на вопрос: почему и при каких условиях происходит развитие? Ведущий метод — экспериментальный.

Существует ряд требований к проведению исследования в области психологии: объективность; надежность; валидность, т. е. полученные данные должны адекватно отражать исследуемые психический процесс или явление; воспроизводимость; репрезентативность выборки и др.

Ведущими методами в возрастной психологии, взаимодополняющими друг друга, являются наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения представлен самонаблюдением и объективным наблюдением. Самонаблюдение выступает в форме инст-роспекции, анкетирования, сочинений. Этот метод не применяется в работе с детьми до 10-11 лет, так как: у них еще нет рефлексии; они подвержены внушению, эмоциональное отношение определяет их суждения и высказывания (например, ребенок может преувеличивать красоту близкого для него человека, его рост, силу и т. д.).

Метод объективного наблюдения — точное и систематическое наблюдение в течение более-менее длительного времени за особен-


Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 37

ностями поведения и деятельности ребенка в естественных, специально не изменяемых условиях.

Впервые этот метод был использован Ч. Дарвином, ежедневно наблюдавшим за развитием своего старшего сына и заложившим традицию использовать материалы наблюдений за собственными детьми в детской психологии.

Значительный вклад в развитие метода наблюдения внес М. Я. Басов, современник Л. С. Выготского. Будучи профессором Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, он читал курс «Метод наблюдения в детской психологии». В курсе были сформулированы основные требования к наблюдению как к научному методу [8].

Цель должна соответствовать основным задачам исследования, например: при исследовании речевого онтогенеза ■— это наблюдение за особенностями развития речи ребенка.

Систематичность предполагает, что в наблюдении не должно быть длительных перерывов. Сразу после рождения, на ранних стадиях развития — темп развития максимален, с возрастом он замедляется. Таким образом, чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. Необходимо учитывать чередования кризисов и стабильных возрастов. В период кризиса интервалы между наблюдениями должны быть минимальными.

Объективность метода требует, чтобы в протоколе наблюдения исследователь фиксировал только факты, а не их интерпретацию. Например, наблюдение за особенностями поведения ребенка в момент сепарации с близким взрослым позволяет сделать вывод о характере привязанности и личностных особенностях ребенка. Показательная для определения типа привязанности сцена прощания ребенка с матерью в детском саду должна быть объективно описана, а не интерпретирована. Чтобы снять опасность произвольной интерпретации, используют прием параллельного наблюдения. В настоящее время применяют объективную регистрацию: аудио- и видеозапись или покадровую фотосъемку. Используется также особая табличная форма протокола, содержащая описание особенностей поведения испытуемого, где фиксируется интенсивность поведенческих проявлений. Наиболее известные результаты систематического наблюдения за развитием ребенка представлены в атласах развития А. Гезелла [31], внесшего огромный вклад в развитие детской психологии. На фотографиях представлено развитие практически всех форм поведения ребенка. Например, развитие локомо-ций — умения держать головку, сидеть, стоять, передвигаться; раз-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.