Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегический анализ и инструменты стратегического контроллинга

В контроллинге различают стратегическую и оперативную области решений. Для этих областей применяют различные инструменты, помогающие руководителям в управлении.

Стратегические инструменты используются прежде всего для выявления и улучшения будущих шансов и рисков предприятия, т.е. для поиска, расширения и сохранения потенциала успеха. Стратегический контроллинг охватывает период в 4—5 лет.

К стратегическим целям относятся, в частности, разработка новых продуктов и предложение новых услуг, создание новых и расширение имеющихся мощностей, внедрение новых технологий, обучение персонала, привлечение дополнительного капитала, освоение новых рынков, улучшение организационной структуры, увеличение рыночных долей и создание новых каналов сбыта.

Оперативный и стратегический контроллинг не должны строго разделяться, между обеими областями существует тесное взаимовлияние. Оперативное планирование сильно зависит от стратегического и, в свою очередь, дает импульсы для изменения стратегической направленности предприятия. Эти области образуют единый контур регулирования. Рассмотрим некоторые инструменты стратегического контроллинга.

2.1. Собственное производство или поставки со стороны. Производить самому или приобретать со стороны - задача долгосрочной оптимизации и поэтому относится к области стратегических решений. Решения о собственном производстве или поставке со стороны имеют комплексный характер и должны оцениваться с экономической, технологической, качественной и организационной точек зрения.

На принятие этих решений воздействуют факторы, перечисленные в следующей таблице.

 

Функциональная сфера Влияющие факторы
Сбыт Ассортиментная политика. Транспорентность рынка. Конкуренция. Соблюдение сроков поставок. Изменения рыночной ситуации.
Производство Ноу-хау. Сохранение рабочих мест. Уровень мощностей. Квалификация персонала. Узкие места в производстве. Инвестиционные риски. Законодательные ограничения. Качество продукции. Зависимость от изменения ставок заработной платы. Гибкость.

 

Существуют и прочие влияющие факторы, к которым можно отнести величину имеющихся основных и оборотных средств, достигнутые значения сумм покрытия, а также плановые значения рентабельности оборота и капитала.

Поскольку решения о собственном производстве или поставке со стороны часто трудны, нужно тщательно проверить все возможные альтернативы. Представим возможные альтернативы собственного производства или поставок со стороны для подразделений предприятия.

 

Подразделение Собственное производство (услуги) Поставки со стороны
Сбыт Рекламный отдел. Исследования рынков. Сбытовая сеть. Рекламные агенты. Маркетинговые фирмы. Торговые агенты.
Производство Вспомогательные материалы. Детали и узлы. Полуфабрикаты. Готовые изделия Поставщики. Закупка готовых изделий
Складирование, транспортировка, экспедирование Производственный склад. Собственный транспортный парк. Собственная экспедиция. Сторонний склад. Экспедитор.
Услуги Конструкторский отдел. Собственные разработки. Вспомогательные цехи. Собственная котельная. Инженерное бюро. Приобретение лицензии. Сторонние предприятия. Теплоснабжение со стороны.
Исследования и разработки Собственные очистные сооружения. Собственная энергоцентраль. Собственные источники воды. Сторонние очистные сооружения. Общественные энергосистемы. Сторонние водопроводные станции.
Управление Лаборатория. Собственные разработки. Патентный отдел Собственная компьютерная сеть. Юридический отдел. Бухгалтерия. Исследовательские центры. Конструкторские бюро. Патентные организации. Вычислительный центр. Юридические фирмы. Налоговые консультанты.

 

Предприниматель мог бы самостоятельно производить и поставлять на рынок все продукты и услуги Однако для этого ему требуются ноу-хау, станки и оборудование и др.

Эти предпосылки часто отсутствуют и собственные производственные затраты на детали и узлы становятся слишком велики, предприниматель вынужден приобретать на стороне определенные продукты и услуги. Например, рекламу зачастую лучше делают сторонние рекламные агенты, а патентные бюро лучше оформляют изобретения.

Существует широкая гамма услуг, выполнение которых можно возложить на третью сторону. Малые и средние предприятия, как правило, должны ориентироваться на специализированные фирмы, так как возможности привлечения специалистов у них ограничены и связанные с этим затраты слишком велики.

При заданной выручке прибыль растет со снижением затрат. Выбор между собственным производством и поставками со стороны зависит от того, какая альтернатива дает лучший результат по затратам.

При исследовании альтернатив необходимо разделить переменные и постоянные затраты и анализировать их по отдельности.

На многих предприятиях постоянные затраты относительно велики в силу дороговизны основных фондов. Эффект снижения постоянных затрат может возникнуть лишь при значительном увеличении объемов производства в натуральном выражении: с увеличением выпуска в целом снижаются затраты на единицу продукции.

Графическое представление этой тенденции показано на следующем рисунке

 

Если предприниматель стоит перед выбором, наращивать дальше собственные производственные мощности либо перейти на поставки готовой продукции со стороны, то он должен сначала рассчитать оптимальную производственную мощность.

Трудность расчета заключается в отсутствии точных данных об объемах ожидаемого сбыта в натуральном и стоимостном выражении. Затраты же предприниматель может прогнозировать с достаточной точностью. Объем сбыта в натуральном выражении оказывает сильное влияние на решение о собственном производстве или поставках со стороны.

Наряду с рынком сбыта необходимо также тщательно исследовать рынок закупок предприятия. Сбыт и закупки должны определить границы области решений о собственном производстве или поставках со стороны.

Для потребителей важно качество конечной продукции. Поэтому требования, предъявляемые к качеству поставляемых со стороны деталей, продуктов и услуг, должны быть по крайней мере не ниже, чем к производимым на собственном предприятии.

Для принятия решения о собственном производстве или поставках со стороны необходимо изучить возможные последствия данного решения для материальных потоков на предприятии. Сокращение числа стадий производства при переходе на поставки со стороны может иметь следствием уменьшение количества оборачивающихся на предприятии деталей и связанных с этим работ в сфере логистики.

Часто возрастают складские затраты. При переходе на поставки со стороны с точки зрения затрат рекомендуется использовать метод поставок "точно в срок", что вообще-то возможно только на крупных предприятиях.

Замораживание собственных мощностей. Принимая решение о собственном производстве или поставке со стороны, основываются на сравнении затрат При наличии собственных свободных мощностей покупка на стороне выгоднее, если совокупные затраты поставки ниже, чем переменные затраты собственного производства. На многих предприятиях только часть постоянных затрат может быть уменьшена при замораживании собственных мощностей.

Необходимо проверить, будут ли затраты на поставку со стороны, включая остающиеся постоянные затраты, ниже, чем совокупные затраты собственного производства.

Принимая решение о собственном производстве или поставке со стороны, важно учитывать такие факторы как нагрузка на окружающую среду, наличие земельных участков, инфраструктура, минимальные мощности оборудования, а также технический прогресс в области производственных процессов и методов.

Посредством анализа величин в точке безубыточности можно определить, при каком объеме продукции собственного производства или поставляемой со стороны достигается безубыточность предприятия. Сплошные линии показывают изменение затрат при поставках со стороны, а пунктирные - при собственном производстве.

 

Точка безубыточности при поставках со стороны (Б,) достигается раньше (при меньших объемах выпуска), чем при собственном производстве (Б2). После достижения точки безубыточности предприятие начинает получать прибыль. Чтобы сделать рентабельным собственное производство, необходимо увеличить объем выпуска и продаж. В точке пересечения линий затрат собственного производства и поставок со стороны (Б2) совокупные затраты для обеих альтернатив равны. До достижения точки безубыточности собственного производства поставки со стороны более выгодны. После этого целесообразно расширять собственные мощности. При увеличивающихся объемах сбыта решение должно быть в пользу развития собственного производства. Однако следует помнить, что при падении сбыта изменяются и соответствующие переменные и постоянные затраты. Тогда поставки со стороны - лучшее решение.

Наряду с объемами сбыта следует тщательно анализировать выручку от реализации продукции. Изменение цен продаж оказывает непосредственное влияние на выручку от реализации. В этом случае точка безубыточности может сдвигаться в ту или иную сторону.

 

Тема3. Анализ величин в точке безубыточности

Вопросы темы:

1. Сущность анализа величин в точке безубыточности

2. Расчет и анализ показателей, связанных с точкой безубыточности

 

1. Анализ величин в точке безубыточности предполагает, что отчетность на предприятии содержит раздельные данные о пере­менных и постоянных затратах. Это характерно для системы рас­чета прибыли на основе сумм покрытия.

При этом методе четко и наглядно представляются взаимос­вязи между выручкой от реализации продукции, затратами и при­былью.

При помощи анализа величин в точке безубыточности можно определить критическую величину, показывающую, когда выруч­ка покрывает общие затраты предприятия.

Можно достаточно просто рассчитать, какое влияние ока­зывают изменения количеств и цен продаж, а также переменных и постоянных затрат на прибыль. При помощи простых уравнений определяются критическая выручка, диапазон надежности и ко­эффициент надежности.

Эти величины определяют либо аналитически, либо графически. Предпочтительнее использовать графики.

Предположим, что краткосрочный расчет прибыли на предпри­ятии выглядит, как представлено в следующей таблице.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различные определения контроллинга причины возникновения | Краткосрочный расчет прибыли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.