Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 Источники корпоративного права и виды корпоративного нормотворчества

Цель – проанализировать процесс корпоративного нормотворчества. Охарактеризовать корпоративные нормативно – правовые акты.

План:

1. Понятие, виды, признаки корпоративных норм. Принципы их создания.

2. Общая характеристика корпоративных нормативно – правовых актов.

3. Сущность корпоративного нормотворчества.

1.Понятие, виды, признаки корпоративных норм. Принципы их создания.

Понятие норма в самом широком смысле означает руководящее начало, правило, используемое во взаимосвязях человека с материальными объектами (несоциальные нормы) и во взаимоотношениях между людьми (социальные нормы).

Корпоративные нормы – одна из разновидностей норм, разрабатываемых органами управления корпорацией и адресуемые ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.п.).

Виды корпоративных норм

Несоциальные корпоративные нормы, которые регулируют отношения членов корпорации к каким – либо материальным объектам, используемых в их деятельности:

- нормы технические (правила работы с ЭВМ, правила эксплуатации агрегатов и машин и проч.);

- санитарно-гигиенические (н-р, правила уборки помещений после окончания работы);

- физиологические (н –р, инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

- биологические (н-р, о порядке использования масок в период массовой эпидемии гриппа).

Социальные корпоративные нормы – правила поведения, изданные на предприятии и регулирующие отношения между людьми (между работниками, между сотрудниками и кредиторами, между работниками и корпорации и клиентами и т.п.) т.е социальная корпоративная норма – это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении:

- корпоративные обычаи – это обычаи, применение которых обеспечивается мерами воздействия со стороны корпорации (мерами поощрения или санкциями) – обычай при пересменке дожидаться своего сменщика в течение 15 минут и затем, в случае его неявки, ставить в известность администрацию или обычай удостаивать каждого тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком;

- корпоративные традиции – это сложившиеся и длительное время массово применяемые правила – публичное поздравление именинников;

- деловые обыкновения – правила поведения, складывающиеся в практической производственной деятельности корпораций и регулирующие повседневную жизнь членов корпорации – выдача работникам письменных заданий на день или проведение «планерок»;

- корпоративный прецедент – решение принятое корпорацией и ставшее образцом для разрешения аналогичных дел в будущем – н-р, (вставка стр 237),

- правовые нормы - нормы, регулирующие наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и нашедшие свое закрепление в корпоративных нормативных актах.

 

 

Признаки корпоративных правовых норм.

 


 

 

Общие признаки Особенные признаки

1. регулируют типичные ситуации или виды 1. имеют точную количественную определен

отношений, имеющих место в корпорации ность, но как и нормы централизованные не

т.е. с их помощью создаются модели корпо персонифицированы (качественные характе-

ративных отношений. Ристики коллективного образования могут

меняться.

 

2. рассчитаны на многократное повторение 2. сфера действия ограничивается принадлеж

(урегулировав одну ситуацию, они начинают ностью субъекта к коллективу или членством

действовать вновь при аналогичных обстоя - возникающим по различным основаниям (но

тельствах) не территориально ограничены, как нормы

централизованные)

3. имеют общий характер т.е. рассчитаны 3. содержание корпоративных норм оставля-

многих лиц и содержат правила общего ха- ет воля коллектива корпорации.

рактера.

4. в отличие от общегосударственных норм,

основанных на «навязывании» воли извне, корпоративные нормы строятся, чаще всего,

по принципу согласования воль, выражают баланс интересов управляющих и акционе-

ров, а также интересов отдельных работни- ков.

5. формирование корпорацией своих санкций

как правило, в форме лишения благ или льгот

 

 

Принципы создания корпоративных норм.

1. принцип демократизма - т.е. наиболее полный учет интересов всех членов коллектива корпорации.

2. принцип гуманизма – т.е. уважения личности, создания всех условий, необходимых для ее нормального существования и развития.

3. принцип равноправия – т.е. все члены корпорации независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере несут ответственность. Этот принцип нельзя понимать упрощенно, его воплощение зависит от квалификации работника, стажа работы и др. конкретных обстоятельств. (вставка стр. 230).

4. принцип законности – т.е. точное соблюдение общегосударственных норм, поскольку корпоративные нормы не могут противоречить законодательным, а должны находиться с ними в отношении подчиненности, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос.

5. принцип научности - т.е глубокая и всесторонняя проработка содержания корпоративных нормативных актов.

Корпоративные правовые нормы находят свое закрепление в корпоративных нормативных актах.

3. Общая характеристика корпоративных нормативно – правовых актов.

Корпоративные нормативные акты - это официальные и обязательные к применению документы, создаваемые имеющимися на предприятиями органами управления компетентными в решении производственной и социальной жизни коллектива, содержащие корпоративные нормы, выражающие волю коллектива.

 

Признаки корпоративных нормативных актов (КНПА):

1. имеют правотворческий характер – в кнп либо устанавливаются корпоративные нормы, либо изменяется, либо прекращается действие корпоративных норм.

2. облекаются в документальную форму – например решения общего собрания, совета директоров, приказы руководителя и проч.

3. соответствуют общегосударственному законодательству и кнп имеющим большую юридическую силу - приказ руководителя должен соответствовать решению общего собрания.

4. создаются в пределах компетенции уполномоченных органов.

 

Виды КНПА

       
   
 

 


По субъектамПо отраслевому признаку

1. акты коллективов предприятий; 1. регулирующие финансовую деят-ть;

2. акты исполнительных органов; 2. регулирующие сферу управления;

3. акты руководителей корпорации 3. регулирующие сферу применения труда;

принимаемые в порядке единона - 4. регулирующие сферу социального

чалия обеспечения;

5. регулирующие имущественную сферу.

 

Требования, предъявляемые к КНПА:

1. должны отображать объективную реальность, т.е. в процессе принятия акта, до момента вступления его в силу необходимо просчитать экономические возможности его выполнения, предусмотреть организационные издержки и барьеры на пути его реализации, учесть особенности коллектива.

2. должны иметь определенную структуру т.е. введение преамбулы, части, содержащей определения используемых в акте терминов, описание субъектов правоотношений, их прав и обязанностей, льгот и санкций за их исполнение или неисполнение, соответственно.

3. должны быть доступными для понимания всех членов и работников корпорации.

4. должны содержать все необходимые реквизиты:

- вид корпоративного акта с указанием органа его принявшего,

- номер акта,

- наименование акта (н-р, «Порядок выплаты дивидендов»),

- дата принятия акта,

- подпись должностных лиц.

Систематизация КНПА.

Работа по систематизации КНПА очень важна, поскольку от нее во многом зависит эффективность ведения предпринимательского дела.

Систематизация может проводиться в трех формах:

1. Инкорпорация – форма систематизации, в процессе которой КНПА подвергаются внешней обработке и объединяются полностью или частично по определенной системе в разного рода сборники. Инкорпорация может быть хронологической или предметной (материал делится на множество рубрик, чаще всего по отраслям права – н-р, «Трудовое право»: Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Правила приема на работу и проч.). Работа по инкорпорации может выражаться в составлении подшивок КНПА, сборников КНПА, программ для ввода КНПА в ЭВМ.

2. Консолидация – сведение КНПА по тому или иному вопросу в единый акт. Ранее действовавшие нормативные акты в этой связи прекращают свое существование, поскольку в результате консолидации получаются укрупненные КНПА, объединяющие значительное количество норм корпорации.

3. Кодификация – форма систематизации КНПА, в процессе которой производится существенное изменение нормативного материала, причем такое, которое приводит к появлению принципиально новых нормативных предписаний.

Определенное значение для систематизации КНПА имеет справочно-информационная работа, которая проводится либо юридическими отделами, юрисконсультами, а если таковых нет в штате, то работниками которые назначаются за нее ответственными (н-р, работники отдела кадров). Внешне эта работа проявляется в составлении каталогов, либо в упорядоченном расположении КНПА в соответствии с рубриками.

 

3.Сущность корпоративного нормотворчества.

В процессе создания корпоративных норм участвуют различные субъекты. В зависимости от этого, корпоративное нормотворчество можно подразделить на три вида: прямое, представительное и опосредованное.

Прямое – это осуществляемая коллективом организации (коллективом персонала, коллективом акционеров) самостоятельная деятельность по созданию корпоративных норм. В рамках этого вида нормотворчества используются три способа принятия норм:

- принятие корпоративных норм общим собранием коллектива,

- созыв конференции коллектива, т.е. созыв для обсуждения делегатов от всех структурных звеньев коллектива,

- проведение референдума, используется крайне редко в связи с финансовыми и организационными трудностями присущими данному способу,

- опросы работников как основа нормотворчества проводятся еще реже. (пример стр. 256).

Представительное - это осуществляемое представительными органами корпорации (совет директоров, совет предприятия, совет трудового коллектива и проч.) деятельность по созданию корпоративных норм.

Опосредованное - это прерогатива исполнительных органов корпорации (правление во главе с председателем, генеральный директор и т.д.) по изданию КНПА, направленных на регулирование следующих групп вопросов:

- оперативные вопросы, т.е. требующие срочной, незамедлительной реакции, в противном случае смысл урегулирования теряется и возможно наступление неблагоприятных последствий,

- специальные вопросы, т.е. вопросы требующие специальных знаний и опыта,

- вопросы не относящиеся к компетенции высших органов и представительных органов корпорации, т.е. которые допускают разные варианты решения, не влекущие нежелательных последствий, допустим, положение о структурных единицах, должностные инструкции, правила принятия и исполнения решений на предприятиях.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие виды корпоративных норм существуют.

2. Какие признаки присущи корпоративным нормам.

3. Как корпоративные нормы соотнося с нормами централизованными.

4. На каких принципах должны быть основаны корпоративные нормы.

5. Что такие корпоративные обычаи, их достоинства и недостатки.

6. Чем корпоративные обычаи отличаются от корпоративных деловых обыкновений.

7. Каковы особенности корпоративных нормативных актов и чем они отличаются от других документов, издаваемых в корпорации.

8. Какие формы систематизации корпоративных актов существуют

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1 Корпоративное право как отрасль права | Тема 5 Государственно – правовое регулирование корпоративной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.