Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Погрешности измерений

Результат реального измерения всегда содержит погрешность:

,

где - измеренное значение; - истинное значение; D - погрешность.

По форме количественного выражения погрешность можно записать в виде абсолютной, относительной и приведенной.

Абсолютная – разность измеренной и истинной величин:, выражаемая в единицах измеряемой величины.

Относительная: безразмерная величина, выражаемая в разах или в процентах.

Приведенная:, где L – постоянная величина. Часто через приведенную погрешность выражается важная метрологическая характеристика – класс точности средства измерения. Если за L принять крайнюю отметку шкалы и задан класс точности, то - абсолютная погрешность средства измерений.

 

2.1 Классификация погрешностей

Из практической деятельности ясно, что малой погрешностью можно пренебречь, но при этом возникает вопрос: какую погрешность считать малой? Любые способы уменьшения погрешности приводят к затратам времени и средств, поэтому прежде чем уменьшать погрешность, необходимо решить до какой степени необходимо «уменьшать».

Погрешность измерения проявляется в совокупном виде, то есть на практике присутствует суммарная погрешность, обусловленная рядом факторов, влияющих на результат измерения. Первым шагом при анализе погрешностей является классификация составляющих суммарной погрешности, выявление закономерностей и причин появления этих составляющих с целью нахождения способов уменьшения их влияния на результат измерения.

Классификация сводится к разбиению множества составляющих на подмножества. Такое разбиение можно произвести по-разному и всё зависит от критерия, в соответствии с которым происходит разбиение. Вопрос о выборе критерия достаточно произволен и поэтому дальше будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся на практике критерии. Ни в коем случае нельзя считать приводимые критерии оптимальными, то есть можно предложить и другие критерии, если они эффективно приводят к нужному результату.

Для проведения любого измерения должен быть выбран метод, средства измерения и оператор. Следовательно, по источникам возникновения различают методические, инструментальные и субъективные составляющие погрешности.

Методические составляющие погрешности возникают из-за несовершенства метода измерения, что может быть следствием недостаточного знания теории явлений, положенных в основу измерения; приближенности используемых для оценки измеряемой величины соотношений; несоответствия метода; ограниченности материальных ресурсов; несоответствия алгоритма измерения методу и.т.п. Как правило, методическую составляющую погрешности можно уменьшить в результате теоретического исследования метода, учета дополнительных факторов, что приводит к совершенствованию метода или выводу о необходимости его замены.

Инструментальная составляющая зависит от погрешностей применяемых средств измерения, разброса этих погрешностей от экземпляра к экземпляру, за счет старения элементов. Погрешность средства измерения входит составной частью в суммарную погрешность измерения и учитывается как инструментальная погрешность.

Субъективная составляющая погрешности обусловлена индивидуальными особенностями оператора и может быть уменьшена за счет повышения эргономичности прибора, создания комфортных условий оператору. Радикально на субъективную погрешность влияет автоматизация измерений, когда оператор исключается из процесса измерения, а измерение происходит под управлением компьютера.

Измерение предполагает сравнение измеряемой величины с однородной с ней физической величиной, значение которой принято за единицу, преобразованию её к виду, удобному для сравнения, и фиксацию результата сравнения. Отсюда по критерию составляющих процесса измерения: меры, преобразования, сравнения и фиксации. Отметим, что составляющая за счет погрешности меры определяет потенциальную точность измерения – именно поэтому так важна хорошая воспроизводимость меры.

По условиям применения различают основную и дополнительную составляющую погрешности.

Основная получается при нормальных условиях применения средства измерения (задаются техническими условиями), дополнительная при выходе хотя бы одного параметра за норму (например, температуры).

По характеру поведения измеряемой величины в процессе измерения различают составляющие статическую, динамическую и динамического режима.

Статическая – при измерении неизменной в процессе измерения величины, динамическая – приращение погрешности за счет изменения измеряемой величины в процессе измерения, динамического режима – сумма двух предыдущих. Основным способом уменьшения является согласование скорости изменения измеряемой величины и быстродействия средства измерения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства | По характеру проявления погрешности: систематическая, случайная, грубая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.