Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные правовые отношения

Административные правовые отношения — регулиру­емые и охраняемые нормами административного права управлен­ческие отношения сторон (властной и подвластной), складыва­ющиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением этими субъектами функций и задач государственного управления.

В административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников (субъектов) управленческих отношений. Эти правовые отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат согласованности управляющего, упорядочивающего и преобразовывающего воздей­ствия со стороны властного субъекта управления на подвласт­ные субъекты управления в процессе реализации функций и задач государственного управления и правового регулирования.

Право само по себе не может быть реализовано без примене­ния соответствующих способов и средств его обеспечения, поэто­му органы исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченные должностные лица, осуществляя повседневные функции и задачи государственного управления и правового регу­лирования, наделяются государственно-властными полномочиями стимулировать добровольное исполнение управленческих решений или применять меры государственного принуждения.

Основные признаки административно-правовых отноше­ний:

1) в отличие от гражданско-правовых административно-пра­вовые отношения имеют односторонний, публичный, государ­ственно-властный характер;

2) административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в мас­штабе государства.

Например, ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламен­тированы управленческие отношения, реализуемые высшим ор­ганом исполнительной власти во всех сферах и областях государ­ственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреж­дений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности;

3) общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее поведение участников, обусловленные сознанием и волей каж­дой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, например объект автор­ского права, а также нематериальный объект — честь и досто­инство человека и гражданина;

4) административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возни­кающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надеж­ной социально-экономической защиты или осуществлении эф­фективной правоохранительной деятельности;

5) административно-правовые отношения возникают по ини­циативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управле­ния и правового регулирования, а также по инициативе подвла­стных субъектов управления в результате неудовлетворитель­ной реализации управленческих отношений субъектом управле­ния (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц);

6) административно-правовые отношения иногда характери­зуются равноправием участников отношений. Например, при заключении административных договоров между ФОИВ и ОИВ субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.;

7) административно-правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются органи­зационно-правовыми, т.е. с помощью норм права упорядочи­вается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государ­ственного управления.

Основные элементы административно-правовых отно­шений: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъектами административно-правовых отношений яв­ляются стороны. По инициативе одной из них на основании нор­мы права и юридического факта возникают, изменяются и пре­кращаются административно-правовые отношения.

Субъектами административно-правовых отношений являются как юридические, так и физические лица.

Объект – это то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектом административного правоотношения не могут быть вещи материального мира, в его качестве выступает поведение людей.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Юридические факты имеют осознанный, волевой характер. Это правомерные и неправомерные действия (бездействие) людей. Юридические факты имеют простои и сложный состав.

Юридическое событие — не зависящее от воли людей событие, требующее государственной регистрации и в связи с которым наступает изменение объема административной правосубъектности. Например, гражданину исполнилось 18 лет, он приобрел активное избирательное право и обязанность встать на учет для решения вопроса о прохождении военной службы по призыву.

Содержание административно-правовых отношений определяется, как правило, объемом административной правосубъектности сторон отношений, связанным с ограничением по возрасту, состоянию здоровья, установленным в судебном по­рядке, социальным статусом и другими условиями.

Правосубъектность — общее понятие правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность — закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, но­сящие юридический характер.

У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридичес­ких лиц — с момента регистрации и до ее прекращения в по­рядке, определенном законом.

Специальная административная правоспособность у го­сударственных и муниципальных служащих возникает с момен­та зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.

Административная дееспособность — это закрепленная за субъектами права возможность своими действиями приобретать субъективные права и исполнять обязанности, предусмотренные законодательством.

Административно-правовые отношения носят двусторон­ний характер: например, праву властного субъекта управления соответствуют обязанности подвластного субъекта управления, и наоборот. Например, праву подачи жалобы соответствует обя­занность субъекта управления рассмотреть эту жалобу в срок и по существу и в срок сообщить результат по жалобе.

Классификация административных правовых отношений:

1) по содержанию;

2) по соотношению прав и обязанностей участников отноше­ний;

3) по характеру порождающих их юридических фактов.

По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

Материальными административно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права.

Административно-процессуальные нормы регламентируют равноправное отношение сторон — например, в процессе производства по обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, а также в процессе раз­решения индивидуальных дел в сфере государственного управ­ления, по делам об административных правонарушениях.

Отношения административно-договорного характера — особый вид административно-правовых отношений, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнитель­ной власти РФ и субъектами РФ, а также между органами ис­полнительной власти субъектов РФ.

По соотношению прав и обязанностей участников от­ношения делятся на властные или субординационные (по вер­тикали) и взаимодействия или согласования (по горизонтали).

Властные отношения (субординационные) возникают меж­ду руководящими и подвластными субъектами, являются верти­кальными отношениями (соподчиненности), реализующими уп­равляющее воздействие.

По характеру юридических фактов административно-пра­вовые отношения делятся на отношения, порожденные правомер­ными и неправомерными фактами (действием или бездействием).

Административно-правовые отношения обусловливают такое поведение их участников, которое соответствует принятым зако­нам или другим нормативным актам (предписанием или тре­бованием). В преобладающих случаях административно-право­вые отношения возникают, изменяются или прекращаются на ос­новании юридических фактов, порожденных правомерными действиями. Если же эти предписания и требования нарушают­ся, то их защита гарантируется и осуществляется в админист­ративном или судебном порядке.

Значительное большинство административно-правовых от­ношений защищается в административно-процессуальном по­рядке. Процедура такой защиты реализуется в установленном законом порядке полномочными органами по предметам веде­ния и в объеме полномочий.

Большой объем административных правонарушений защи­щается в судебном порядке. Этот способ защиты прав и свобод является более квалифицированным и лишен субъектного фактора ведомственной необъективности.

Административно-правовые отношения, защищаемые в судебном порядке, определены Законом от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Особо большой объем административно-правовых отношений, связанных с правомерными и неправомерными действия участников, возникает между правоохранительными органами и физическими и юридическими лицами. В зависимости от характера этих отношений они могут быть отношениями властными (рассмотрение дел об административном правонарушении) или характеризоваться равенством сторон (регистрация граждан, выдача лицензий и т.п.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административно-правовые нормы | Административно-правовой статус граждан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.