Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие средств массовой информации

Профессиональный статус журналиста.

Отношения средств массовой информации с гражданами и орга­низациями.

Распространение массовой информации.

Организация деятельности средств массовой информации.

Понятие средств массовой информации.

Подход к средствам массовой информации (далее — СМИ) как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых све­дений нашел свое отражение в Законе Республике Бела­русь от 13 января 1995 г. № 3515-ХП «О печати и других средствах массовой информации» (далее - Закон о печа­ти), который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации. Названный закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой инфор­мации, их отношений с гражданами и организациями, по­рядка распространения массовой информации.

В настоящий момент идет работа над проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информа­ции», которым предполагается изложить закон в новой ре­дакции. Это обусловлено большим количеством изменений, как содержательных, так и в структуре документа. Измене­ния должны коснуться также и названия закона, которое предполагается изложить следующим образом: «О средст­вах массовой информации». Такое название более коррект­но, так как и действующий закон, и законопроект регу­лируют деятельность всех СМИ, поэтому делать в названии акцент на один из видов СМИ было бы неправиль­ным. Кроме этого, в законопроекте больше внимания уде­лено электронным СМИ, а также отдельная глава предпо­ложительно будет посвящена регулированию деятельно­сти сетевых СМИ (Интернет), чего ранее не было.

Следуя современным тенденциям в нормотворческой дея­тельности разработчики предлагают закрепить в проекте закона принципы деятельности СМИ. Наряду с такими оче­видно положительными принципами, как законность и ра­венство, в законопроекте предлагается закрепить принцип соблюдения норм профессиональной этики и общечело­веческих норм морали. Более того, разработчики проекта продублировали данную норму в статье, которая устанав­ливает статус журналиста.

Согласно ст. 1 Закона о печати под средствам массовой информации понимаются периодические печатные изда­ния, телерадиоорганизации, радио-, теле-, видео-, кинохро­никальные программы, другая форма периодического рас­пространения массовой информации.

Из данного определения следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации есть ни что иное, как одна из форм распространения информации. Таких форм может существовать сколь угодно много, но наиболее зна­чимые и известные из них законодатель выделил в отдель­ный перечень.

Это, прежде всего, периодическое печатное издание, под которым понимается газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. это своего рода материальный носитель с зафик­сированной на нем информацией с определенными рек­визитами.

Следующая форма распространения - это радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, аудиовизуальные со­общения и материалы, имеющие постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в год.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление и развитие в ст. 3 Закона о печати. Согласно названной статье данный принцип по­зволяет свободно:

1) осуществлять поиск, получение, производство и рас­пространение массовой информации;

2) учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими;

3) изготавливать, приобретать, хранить и эксплуатиро­вать технические устройства и оборудование, сырье и мате­риалы, предназначенные для производства и распростра­нения продукции средств массовой информации.

При этом законодатель счел необходимым провозгла­сить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое выражение в ст. 5 Закона о печати, которая запрещает ис­пользование средств массовой информации в целях:

— совершения уголовно наказуемых деяний;

— раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну;

— призыва к захвату власти, насильственному изме­нению конституционного строя, нарушению территориаль­ной целостности республики;

— разжигания национальной, расовой, религиозной не­терпимости либо розни;

— пропаганды войны и агрессии;

— распространения порнографической продукции;

— посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан;

— распространения сведений, порочащих честь и дос­тоинство Президента Республики Беларусь, руководите­лей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недо­пустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 4 Закона о печати цензура массовой информации — требо­вание от редакции со стороны государственных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц предварительно согласовывать сообще­ния и материалы, а также требование снять с печати тот либо другой материал или сообщение - не допускается.

Не допускается создание и финансирование организа­ций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массо­вой информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела | Организация деятельности средств массовой информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.