Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Давида Юма

Давид Юм (1711 - 1776) - представитель английской философии.

 

1.5.1. Скептицизм и агностицизм Юма. Рассматривая ощущения в качестве единственного источника наших знаний о мире, Юм скептически относится к понятию материи. По его мнению, вопрос о существовании материальных объектов не может быть разрешен рационально. Скорее это вопрос веры, нежели вопрос объективного знания. Мы можем верить в существование материальных объектов, а можем и не верить, но в мире от этого объективно ничего не изменится. В предельной форме скептицизм Юма перерастает в агностицизм, т.е. в последовательное отрицание возможности познания окружающего нас мира.

 

1.5.2. Критика понятия причинности. Наряду с материей Юм скептически относился и к понятию причинности. Причиной называется явление, которое необходимо влечет за собой другое явление, именуемое следствием. Например, понижение температуры воздуха до нуля градусов Цельсия влечет за собой замерзание воды. Здесь понижение температуры - причина, а замерзание воды - следствие.

Юм считал, что иллюзию причинности порождает простое следование явлений друг за другом во времени. Например, если в автобус друг за другом входят два пассажира, то появление второго вовсе не обусловлено появлением первого. В отличие от явно случайных совпадений событий во времени, то, что мы называем причинностью, требует гораздо большего времени для обнаружения своей произвольности, поэтому мы, как правило, не обнаруживаем последнего.

Для стопроцентного доказательства наличия причинности, нам потребовалось бы бесчисленное количество экспериментов, и поскольку подобное невозможно, причинность - не более чем наша гипотеза. Поэтому вода, подогреваемая в чайнике, в один прекрасный момент может замерзнуть, вместо того, чтобы закипеть; выпущенный из руки кирпич вместо того, чтобы упасть на землю, может улететь в небо; реки могут потечь вспять, и мертвецы могут восстать из своих могил.

 

1.5.3. Классификация восприятий. Юм подразделял человеческие восприятия на первичные (ощущения) и вторичные, куда он относил чувственные образы памяти («идеи»), а также впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Согласно Юму, между первичными и вторичными восприятиями нет однозначного соответствия. По этой причине стремление к познанию окружающего нас мира не имеет под собой никаких реальных оснований.

 

1.5.4. Теория личности. Человек, по Юму, представляет собой «пучок различных восприятий, следующих друг за другом во времени». Поскольку данные восприятия, как первичные, приходящие к нам «извне», так и вторичные, приходящие «изнутри», хаотичны и ничем не упорядочены, целостность человеческой личности оказывается иллюзорной. Согласно Юму, человек по ходу времени отождествляет с собой сначала ребенка, потом юношу, потом мужа и потом старца, скорее по религиозным, нежели по рациональным соображениям. Мы в детстве отличаемся от себя в старости гораздо более существенно, нежели от всех других детей и всех других стариков, поэтому тождество человеческой личности на протяжении ее жизни - такая же неправдоподобная гипотеза, как и материя, причинность, познание.

 

1.5.5. Заключение. Великий немецкий философ И. Кант, создавая свою философскую систему, в качестве одной из задач преследовал опровержение философии Юма и преодоление его скептицизма. Впоследствии основные идеи Юма были взяты на вооружение позитивистами.

 

§ 2. Рационализм.

Основная идея рационализма заключается в том, что все знания о мире в сжатом виде (эксплицитно) содержатся в нашем разуме. Задача познающего - извлечь их оттуда посредством особого рода логических процедур. Рационализм приводил философов как к материалистическим, так и к идеалистическим выводам, в связи с чем различают (А) идеалистический рационализм и (Б) материалистический рационализм.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Джорджа Беркли | Философия Готфрида Вильгельма Лейбница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.