Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Готфрида Вильгельма Лейбница

Первопринцип. Согласно Декарту, можно сомневаться во всем, кроме собственного существования, поскольку не существующее не может обладать способностью к сомнению, равно как и любым другим атрибутом существующего. В то же время осознание собственного существования мы получаем исключительно из осознания факта собственного мышления. Человек знает, что он существует, потому что он мыслит. Отсюда Декарт выводит основной принцип своей философии: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Философия Рене Декарта.

А. Идеалистический рационализм.

Рене Декарт (1596 - 1650) - представитель французской философии.

 

2.1.1. Учение о сомнении. Согласно Декарту, ощущения не дают нам достоверного знания о мире, поскольку они могут явиться плодом заблуждений, искажений, а то и откровенных галлюцинаций. Аналогичным образом недостоверны знания, почерпнутые нами из книг, т.к. писатели могут заблуждаться, ошибаться, а то и откровенно лгать. Для того, чтобы отделить истинное знание от ложного, необходимо все подвергнуть сомнению, и только то, в чем принципиально нельзя усомниться, будет безусловно истинным знанием.

 

 

2.1.3. Теория дедукции. Истинное знание, по Декарту, должно быть построено иерархически. Иначе говоря, существует некий предельно общий принцип, из которого, посредством определенных процедур, может быть получено исчерпывающее знание об окружающем нас мире без всякого обращения к ощущению и опыту.

 

2.1.4. Метафизика Декарта. Согласно Декарту, иерархическая структура познания есть прямое следствие иерархической структуры бытия, и подобно тому, как из одного предельно общего принципа выводится бесчисленное множество частных истин, существование бесчисленного множества людей свидетельствует о существовании чего-то единого, воплощением которого все они являются. Исходя из этого соображения, Декарт приходит к выводу о безусловном существовании Бога, творца всего сущего.

Мир, созданный Богом, разумен; в нем нет ничего абсурдного и иррационального. Именно поэтому мы можем познавать его, не выходя за границы собственного разума.

 

2.1.5. Дуализм Декарта. Исходя из основного принципа своей философии, Декарт постулировал существование двух равноправных, но взаимно противоположных субстанций: духовной и телесной, основными атрибутами (исчерпывающими признаками) которых являются мышление и протяженность. Обе субстанции представляют собой зеркальное отражение друг друга друг в друге. Здесь нет первичного и вторичного, порождающего и порождаемого. Подобная концепция субстанционального равноправия духа и материи получила наименование дуализма.

 

2.1.6. Концепция науки. Согласно Декарту, «вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Основанием подлинной научности Декарт считал логику, а образцом науки - математику, построенную исключительно логическими методами без всякого обращения к ощущению и опыту. Все прочие науки он пытался превратить в раздел математики, например, физику предполагалось свести к геометрии.

 

2.1.7. Заключение. Философия Декарта оказала исключительное влияние на западную философскую мысль, породив необозримую аналитическую литературу. Практически все мало-мальски крупные западные философы испытали в той или иной степени воздействие картезианских идей.

 

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) - представитель немецкой философии.

 

2.2.1. Гилозоизм Лейбница. Лейбниц утверждал, что в окружающем нас мире нет ничего «заброшенного, неорганического». Неживое (камни, вода, воздух, мертвецы, картины, здания и т.д.) является таковым лишь по видимости, скрывая в себе специфическую форму жизни и органичности. К подобным выводам Лейбниц пришел под влиянием открытий голландского естествоиспытателя Левенгука, сумевшего обнаружить в неорганических телах бесчисленное множество микроорганизмов, посредством сконструированного им микроскопа.

 

2.2.2. Критика атомизма и учение о монадах. Лейбниц отрицал существование неделимых частиц материи - атомов и полемизировал по этому поводу с ньютонианцем Кларком. Обобщая открытия Левенгука он утверждал, что только духовное, органическое может иметь предел деления. Элементарную, атомарную душу, воспринимающую мир со своей особой точки зрения, Лейбниц именовал монадой.

 

2.2.3. Учение о предустановленной гармонии. У монад, по Лейбницу, нет никаких «окон» во внешний мир. Каждая монада абсолютно автономна от всех прочих монад, существуя как бы в пустоте, сама по себе. Единообразие поведения монад и единообразие восприятия ими мира связано, по Лейбницу, с предустановленной гармонией, т.е. с неким, чисто внешним воздействием на монады творящего мир Божества. Лейбниц сравнивал данную ситуацию с работой большого числа часовых механизмов, каждый из которых «тикает» сам по себе, не завися при этом от работы соседних механизмов, но вместе с тем все часы могут показывать одно и то же время, если соответствующим образом установить их стрелки.

 

2.2.4. Оптимизм Лейбница. Бог у Лейбница отнюдь не всемогущ и поэтому в строгом смысле слова уже не Бог. Законы природы стоят выше Бога. Объясняя происхождение имеющегося в мире зла, Лейбниц утверждал, что Бог максимально уменьшил количество зла в мире, но полностью обойтись без зла он никак не мог, поскольку это противоречило бы законам природы. По мнению Лейбница, «наш мир - наилучший из возможных миров», что может служить неиссякаемым источником для философского оптимизма.

 

2.2.5. Учение о познании. Рационализм Лейбница был менее последователен, нежели рационализм Декарта. Полемизируя с Локком, Лейбниц утверждал наличие в сознании совокупности врожденных идей, развертывая которые, мы можем познавать мир, не выходя за пределы собственного разума. Однако Лейбниц не отрицал и значение чувственного познания, экспериментальной науки, что в значительной степени было характерно для Декарта.

 

2.2.6. Заключение. Идеи Лейбница оказали большое влияние на философскую мысль Европы. Многие из его интеллектуальных конструкций - монадология, оптимизм - в дальнейшем подвергались решительной критике со стороны философов самых различных направлений и повлекли за собой многовековую полемику.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Давида Юма | Философия Бенедикта Спинозы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.